Шпаргалка по "Ситуационный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, шпаргалка

Описание

За последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.

Работа состоит из  1 файл

ситуационный мен-т.docx

— 82.24 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие ситуации. Ситуации в сфере менеджмента

  За  последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.

  В основополагающей книге Питера Ф. Друкера  обсуждаются все три измерения менеджмента: управление бизнесом (экономическое измерение), управление организацией (социальное измерение), управление людьми (человеческое измерение). Эта книга завоевала популярность в США и других странах.

  Важное  значение имеют суждения Питер Ф. Друкера о качествах будущего менеджера. Он должен уметь решать новые задач: управлять на основе поставленных целей, рисковать на более длительный период, "вычислять" все риски, выбирать наиболее оправданный вариант риска, принимать стратегические решения, создавать единую команду, излагать информацию быстро и точно, выполнять несколько функций и видеть бизнес в целом, знать продукцию компании и увязать свою продукцию и отрасль с внешним миром.

  Может ли со всем этим справиться один человек - менеджер? Для этого есть только следующие пути: обобщение опыта  менеджмента в виде описания фактов, правил и ситуаций, преобразование в методики того, что раньше делалось с помощью интуиции, сведение к  определенным принципам и концепциям того, что раньше отдавалось на откуп  жизненному опыту, замена набора случайных  элементов логическим сценарием  риска.

  Особый  интерес представляют работы Д. Траута и А. Кузнецова. В них показывается, что только наличие четкой и последовательной стратегии дает компании шанс на успех, и что выигрышная стратегия может строиться только на простых и логичных положениях. Суть любой стратегии - "быть отличным". Стратегия задает конкурентное направление, диктует планирование товара, указывает, как осуществлять внутренние и внешние коммуникации и на чем необходимо концентрировать внимание.

  Стратегия есть основа выживания, стратегия есть восприятие, стратегия есть отличие  от других, стратегия есть конкуренция, стратегия есть специализация, стратегия  есть простота, стратегия - это лидерство, стратегия есть реальность.

  Основой эффективного лидерства служит формулировка миссии организации, ее четкое определение  и наглядное подтверждение. Лидер  устанавливает цели и приоритеты, определяет и поддерживает стандарты.

Ситуационный  подход как способ мышления

   Ситуационный  подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают  влияние на организацию в данное время.

   Используя данный подход, руководители могут  лучше понять, какие приемы будут  в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым  набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных  проблемах и решениях. В нем  также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно.

   Ситуационный  подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность  организации.

  Центральным моментом ситуационного подхода  является  ситуация,  т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в  значительной  степени  влияют  на деятельность организации в данное конкретное время.

       При  ситуационном  подходе,  возникшем  в  конце  60-х   годов,   не считается, что концепции традиционной теории управления. школы  человеческих отношений и школы науки управления неверны.  Более  того,  при  ситуационном подходе рассматриваются возможности прямого приложения управленческой  науки к конкретным ситуациям и условиям.

       Ситуационный подход так же, как  и системный, представляет собой  лишь способ мышления об организационных проблемах и  их  возможных  решениях,  не давая практикам  нужного  эффективного  алгоритма  -  набора  руководств  по управлению организацией.

  Само  возникновение  ситуационного  подхода  подчеркивает  -  кризис  в теории управления, т.е. ее полную оторванность  от  практики,  неспособность породить  качественно  новые  подходы  к  управлению,  позволяющие  повысить эффективность деятельности организаций.

  С точки зрения ситуационного подхода  не  существует  единого  способа  управления. Руководитель должен уметь  правильно  интерпретировать  ситуацию, а также  определять,  какие  факторы  являются  наиболее  важными  в  данной ситуации. 

  1. Основные  положения ситуационной теории управления

  Ситуационный  подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

    Ситуационный подход, разработанный  в конце 60-х годов, не считает,  что концепция традиционной теории  управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

  Ситуационный  подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями  и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность  организации. Методологию ситуационного  подхода можно объяснить как  четырех шаговый процесс:

  1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
  2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.
  3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
  4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
 
  1. Отличия между системным  и ситуационным подходом

  Теория  систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

  Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад  в характеристики целого. Все организации  являются системами. Существует два  основных типа систем: закрытые и открытые.

  Ситуационный  подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

  Ситуационный  подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность  организации.

  Используя данный подход, руководители могут  лучше понять, какие приемы будут  в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым  набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных  проблемах и решениях. В нем  также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно.

  Понятие соотносительности ситуации и системы  существенно глубже простого представления  об их сравнительной ценности для  менеджера. Принцип соотносительности  ситуации и системы содержит идею максимизации благ для людей совокупно  в данной и будущих конкретных ситуациях. Всякое благо содержится в некоторой конкретной ситуации, а всякая система имеет ценность лишь постольку, поскольку она в  своем функционировании продуцирует  ситуации, содержащие блага. Из принципа соотносительности вытекает возможность  таких управленческих решений, которые  допускают серьезный ущерб системе  ради иных ценностей, затронутых ситуаций или обнаруженных в ней. 

  1. Понятие переменных ситуации

  Успех или  неуспех ситуационного подхода  в значительной степени зиждется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью оценить сравнительные  характеристики или приспособить метод  к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникнет необходимости  прибегать к догадкам или методу проб и ошибок для определения  наиболее подходящего решения организационных  проблем. К счастью для руководителей, хотя ситуационный метод еще не был  полностью обоснован исследованиями, недавние результаты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут фактически быть вычленены

  Установление  этих основных переменных, в особенности  в области лидерства и поведения  организационных структур и количественных оценок явилось наиболее важным вкладом  ситуационного подхода в управление. В данной книге сделан значительный упор на ситуационный подход потому, что  он представляет собой наиболее широкую  и удовлетворительную систему, разработанную  до настоящего времени, для того, чтобы  сделать управление эффективным.

  Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально  каждая грань человеческого характера  и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения  организации. Для практических целей  менеджеры могут рассматривать  только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех. Устранив тысячи малозначимых различий между организациями и ситуациями, мы сокращаем число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности.

  Конкретный  выбор переменных точно так же, как и в случае с функциями  управления, находит разную интерпретацию  у разных авторов, но большинство  из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые  можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних  переменных. Мы остановимся на них  более подробно в двух последующих  главах. 

  1. Внутренние  переменные как ситуационные факторы организации

  Внутренние  переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.

Информация о работе Шпаргалка по "Ситуационный менеджмент"