Шпаргалка по "Ситуационный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, шпаргалка

Описание

За последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.

Работа состоит из  1 файл

ситуационный мен-т.docx

— 82.24 Кб (Скачать документ)
  1. Модель  принятия решений  Врума-Йетона

   Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном, которая была существенно дополнена Яго. Модель Врума-Йеттона  концентрирует внимание на процессе принятия решений.

   Аналогично  модели «путь-цель» данная модель предлагает определять эффективный лидерский стиль в зависимости от ситуации. Предполагается также, что один и тот же лидер может использовать различные стили. Основным отличием модели является ее ориентированность только на один аспект лидерского поведения – привлечение подчиненных  к  участию  в  принятии  решений.  Соответственно,  лидеру предлагается концентрировать внимание на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой проблема возникла. Подразумевается также, что ряд социальных процессов может оказать влияние на уровень участия подчиненных в решении проблем.

   Главной идеей модели является то, что степень или уровень привлечения подчиненных к  участию  в принятии решения  зависит от характеристик ситуации. В соответствии с  моделью не существует одного, верного, единственного способа принятия решения, пригодного для всех ситуаций. После анализа и оценки каждого аспекта проблемы лидер определяет, какой стиль, с точки зрения участия подчиненных в принятии решения, ему лучше использовать.

   В рассматриваемой модели эффективность решения (Рэфф) определяется на основании уравнения, показывающего, что она зависит от качества  решения  (Ркач)  и уровня  принимаемых  подчиненными  обязательств по выполнению решения (Робяз), а также от степени срочности   166 решения (Рвремя).  Предпосылкой  модели  является  представление,  что отведенное ситуацией для решения время, наряду с остальными двумя, является  критическим фактором.

   Модель Врума Йеттона Яго основана на пяти видах поведения и семи  потенциальных ситуациях,  соотношение  которых  позволяет принять решение руководителю, что является весьма ценным для наших исследований.  

    1. Теория  жизненного цикла  Херси и Бланшара

     Поль  Херси и Кен Бланшар разработали  ситуационную теорию лидерства, которую  они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные  стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не следует  определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп  подразумеваем способность нести  ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую  необходимо выполнить.

     Согласно  Херси и Бланшару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорей характеристикой  конкретной ситуации.

     Имеются четыре стиля лидерства, которые  соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: давать указания, продавать, участвовать, делегировать. 

     Первый  стиль требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую - на человеческие отношения. Этот стиль называется “давать указания”. Он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости. Здесь этот стиль вполне уместен потому, что подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль. 

     Второй  стиль – «продавать» - подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости.

     Третий  стиль характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень - на человеческие отношения, самым подходящим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, потому что подчиненные знают, что и как надо выполнять, и им не требуется конкретных указаний.

     Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения.

     Модель  жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль  руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила всеобщего  признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного метода измерения  уровня зрелости; упрощенное деление  стилей и неясность в отношении  того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой степенью гибкости, как требует модель.  

  1. Ситуационная  модель руководства  Фидлера

  Рассмотрим  ситуационные модели, которые помогут  менеджеру разобраться в сложностях процесса руководства.

  Ситуационная  модель руководства Фидлера явилась  важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила  внимание на ситуации и выявила три  фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

  Отношение между руководителями и членами  коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

  Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

  Должностные полномочия. Это объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация [15, с.76].

  Фидлер  считал, что хотя каждой ситуации соответствует  свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.

  После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль  лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие  более высокие баллы, т.е. описавшие  своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы - имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два  типа лидеров получили название лидер  с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.

  Контролируемость  или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, с которой  ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой  или низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуемые  результаты, так как он имеет способность  влиять на исход дела. Во втором случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам.

  1. Приемы и методы деятельности менеджера в конкретных ситуациях

  Ситуационные  теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать  в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

  Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые  доказали свою эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного анализа, методов планирования и  контроля и количественного методов  принятия решений.

  Во-вторых, каждая из управленческих концепций  и методик имеет свои сильные  и слабые стороны, и сравнительные  характеристики в случаи, когда они  применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как  положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики и  концепции.

  В-третьих, руководитель должен уметь правильно  интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы  являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение  одной или нескольких переменных.

  В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать  конкретные приемы, которые вызвали  бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем  самым обеспечивая достижение целей  организации самым эффективным  путем в условиях существующих обстоятельств.

  Ситуационные  теории, давая описание того, как  подстроить организацию к конкретным требованиям, как производить изменения  и перестановки наиболее рационально  и безболезненно, как создавать  и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных  подходов к управлению. С точки  зрения этих теорий, управление – это  в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным  рекомендациям в области управления, носящих универсальный и обобщающий характер. 

  1. Структура организационной  работы менеджера  при ситуационном подходе в управлении

  Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента.

  Если  немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:

  -изучение  рынка (спроса, потребления), т.е.  маркетинг и прогнозирование;

  -производство  продукции с минимальными затратами  и реализация ее с максимальной  прибылью;

  -управление  персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

  Менеджер в своей работе должен умело сочетать личные возможности  с  возможностями  коллег,  способностями  всего  коллектива  к  совместной работе. Менеджер также должен опираться на имеющиеся на предприятии технические средства, от качества которых зависит как прямая, так и обратная связь с объектами управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Ситуационный менеджмент"