Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, шпаргалка
За последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.
Теоретически
существует три типа ситуаций, в
которых необходимо проводить анализ
и принимать управленческие решения,
в том числе и на уровне коммерческой
организации: в условиях определенности
и риска. Здесь применяется
а) известные, типовые ситуации (типа: вероятность появления герба при бросании монеты равна 0,5);
б) предыдущие распределения вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);
в) субъективные оценки, сделанные аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.
Метод
сценариев предполагает создание технологий
разработки сценариев, обеспечивающих
более высокую вероятность
Для построения сценариев оперируют следующими понятиями :
1. внутренние и внешние факторы :
• внутренние факторы - внутренняя структура системы, взаимосвязь между ее элементами, закономерности ее развития
• внешние факторы - взаимодействие системы с системой более широкого класса (макро- и микросредой)
2. сценарные параметры - это непредсказуемые факторы, влияющие на систему
3.
ограничение (каждая система
• естественные (обусловленные природной средой, в которой находится система, например, климатические условия и т.д.)
• нормативные (связанные с правовой средой и всевозможными нормами поведения - культура, обычаи, традиции, мораль, религия, нравственность)
31. Подготовка
аналитических материалов
о результатах ситуационного
анализа
В
нем подводится итог всей проделанной
работы. Основная задача этого этапа
состоит в том, чтобы подготовить
аналитические материалы, содержащие
рекомендации по: принятию стратегических
и тактических решений в
Так,
в частности, к числу задач, решаемых
аналитической и рабочей
Эффективное
использование ситуационного
Проведение
ситуационного анализа на современном
технологическом уровне требует
разработки и использования банков
данных (ситуаций, сценариев, экспертов,
результатов ситуационного
К числу таких систем относятся автоматизированные системы поддержки ситуационного анализа, основанные на методе аналогий, автоматизированные системы диагностики ситуаций, обработки статистической информации, многомерного шкалирования, факторного анализа, кластер-анализа, автоматизированные системы оценки ситуаций, автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО), предназначенные для получения, обработки и анализа экспертной информации, и т. д.
Если
при выработке управленческих решений
в организации ситуационный анализ
занимает значительное место и проводится
регулярно, то целесообразно создание
специальной организационной
Успех
дела определяется не только личностью
руководителя, но и рядом других
обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости
подчиненных, их отношением к руководителю,
готовностью к сотрудничеству, характером
проблемы. Ситуационный подход к изучению
эффективности управления исследует
взаимодействие различных ситуационных
переменных для того, чтобы обнаружить
причинно-следственную зависимость
в отношениях руководителя и подчиненных,
позволяющую предсказать
В
связи с этим появились исследования,
которые рекомендовали
Наиболее известными концепциями ситуационного руководства являются модель ситуационного руководства Ф. Фидлера, модель ситуационного руководства П. Херси и К. Бланшара, ситуационная модель принятия решения В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго.
Ф. Фидлер полагал, что стиль руководства практически не меняется от ситуации к ситуации и находится в континууме от ориентированного на взаимоотношения до ориентированного на задачу. Ф. Фидлер также установил взаимосвязь между эффективностью стиля руководства и характеристиками конкретной ситуации. В модели используются три ситуационные переменные, позволяющие определить степень соответствия ситуации определенному стилю руководства:
1. Качество взаимоотношений руководителя с подчиненным определяет уровень лояльности коллектива к руководителю.
2. Структура задачи отражает качество формулировки и степень структурированности поставленного перед коллективом рабочего задания.
3. Должностные полномочия отражают уровень формальной власти руководителя, определенной занимаемой должностью и определяющей его возможность мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей.
В основу данной концепции Херси и Бландшара положены четыре группы ситуационных факторов:
1. готовность подчиненных выполнять рабочие задания;
2. их способность выполнять задания;
3. характер стоящей перед подчиненными задачи;
4. психологический климат на предприятии.
Одной
из наиболее современных в объяснении
ситуационного руководства
В.
Врум и Ф. Йеттон предположили, что степень
привлечения подчиненных к участию в принятии
решений зависит от определенных факторов
ситуации. Таких факторов было выделено
семь: требования к качеству принятия
решения (ТК); требования к приверженности
подчиненных (ТП); информированность руководителя
(ИР); структура задачи (СЗ); вероятность
поддержки подчиненных (ВП); согласованность
целей организации и ее членов (СЦ);
конфликт между подчиненными (КП).
Рассматриваемая модель ситуационного лидерства получила своё развитие в 70-е годы. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий имеющихся последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации.
Директивное лидерство – высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается.
Поддерживающее лидерство – большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение – установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее
лидерство – совет с
В
отличие от концепции Фидлера, данная
модель предполагает, что лидеры могут
менять свое поведение и проявлять
один или все из указанных стилей.
Согласно модели, эффективная комбинация
лидерских стилей зависит от ситуации.
Для анализа ситуации в модели
предлагаются два типа ситуационных
факторов: характеристики последователей
и факторы организационной
Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры.
Вера в предопределенность происходящего от действий индивида. Выделяются два типа поведения подчиненных:
• люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение определялось их усилиями;
• люди считают, что размер полученного вознаграждения контролировался внешними силами.
Первые предпочитают участвующий стиль лидерства, а вторые более удовлетворены директивным стилем.
Склонность к подчинению. Данный параметр связан с наличием у индивида желания быть руководимым, внутренне соглашаться с влиянием других. Те, кому присуще это, предпочитают в большей степени директивный стиль. Другие стремятся активнее участвовать в управлении.
Способности. Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.
Практическое
применение модели менеджерами ориентирует
их на использование различных стилей
в зависимости от ситуации. При
этом следует помнить, что не результаты
работы подчиненного должны влиять на
выбор руководителем того или
иного стиля, а наоборот – выбранный
стиль должен способствовать повышению
уровня выполнения работы.