Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, шпаргалка
За последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.
Внутренние факторы, порождающие неожиданные ситуации, с первого взгляда не столь заметны, но их также не стоит игнорировать как и внешние. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства – это цели, задачи, структура, технология и люди.
Цели. Организация – это группа людей, которые объединены общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям коллективно то, чего они не могли выполнить индивидуально. Цели есть конечные состояния или желаемый результат, которых стремиться добиться группа, работая вместе.
Структура организации – это логическое взаимоотношение всех уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организаии.
Задача это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в определенные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются на работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Технология – это комбинация умения, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для осуществления желательных преобразований в материалах, информации или людях. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает в себя использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе в форму, получаемую при выходе. Классификация Дж. Вудворд: единичное, массовое, непрерывное производство
Классификация Дж. Томпсона: многозвенные, посреднические и интенсивные технологии
Люди
являются центральным фактором в любой
модели управления, включая и ситуационный
подход. Существуют три основных аспекта
человеческой переменной в ситуационном
подходе в управлении: поведение отдельных
людей, поведение менеджера в роли лидера
и его влияние на поведение отдельных
людей и групп.
Изменения, происходящие во внешнем мире, заставили обратить на внешнюю среду большее внимание. Руководителям пришлось учитывать среду, потому что организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании.
Влияние международных факторов, то есть количество “горячих точек” в мире, где происходят какие-либо военные конфликты; численность военных и других лиц, задействованных в “горячих точках” в данное время; количество международных симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране.
Влияние политических факторов. Политическая составляющая макроокружения изучается для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Влияние экономических факторов. Экономический компонент позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию.
Влияние социально-демографических факторов. Под социальным компонентом понимается влияние на бизнес отношений людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, ценностей людей, демографической структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п.
Влияние правовых факторов. Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.
Влияние экологических факторов. Сюда относится параметры экосистемы страны; затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны; количество городов и удельный вес численности их населения, которые не отвечают требованиям по экологичности.
Изучение
непосредственного окружения
В ситуационном анализе, так же как в системном анализе и в любой другой науке об управлении, разработаны универсальные технологии, методы, приемы, которые годятся не только для одной отдельно взятой ситуации принятия решения, но и для целого класса ситуаций.
Часто
ситуационный анализ проводят методами
экспертных оценок, мозгового штурма,
с использованием случаев деловых
ситуаций, помогающих накапливать практический
опыт и принимать правильные управленческие
решения. Однако только специально проведенный
анализ именно той ситуации, которая
сложилась для объекта
Задача установления всех факторов, влияющих на развитие ситуации, является лишенной смысла потому, что сколько-нибудь полный, доведенный до конечной логической точки анализ ситуации становится практически невозможным. Все связи и взаимодействия факторов проследить невозможно. Трудоемкость анализа резко возрастает. Качество получаемого результата в силу перечисленных выше причин не повышается, а снижается.
Поэтому одной из основных задач ситуационного анализа является установление не всех, а именно основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут.
Сегодня
известны и используются несколько
технологий установления основных влияющих
факторов в результате анализа той
или иной конкретной ситуации, т.к.:
"мозговая атака», двухтуровое анкетирование,
многомерное шкалирование, факторный
анализ.
Сбор фактов представляет собой чрезвычайно важный момент для всякого ситуационного анализа. Методы сбора материала могут быть классифицированы по признаку способа полученной информации на следующие 4 группы. Это информация, полученная путем:
При
анализе и предварительном
В
связи с этим необходимо остановится
на последовательности сбора фактического
материала. В приведенной классификации
они расположены от простого метода
к наиболее сложному. Преимущество
такой очередности заключается в её логической
обоснованности. Однако, не слудет думать,
что это расположение соответствует той
последовательности, в какой названные
методы должны обязательно применяться
в каждом отдельном случае, так как рыночная
хозяйственная деятельность характеризуется
неограниченным многообразием ситуаций.
Существует ряд
правил, облегчающих успешное пользование
наблюдением при анализе
По любому вопросу существует неизмеримое количество данных, которые никогда не были опубликованы или просто записаны. Если желательные сведения имеются у лиц, с которыми возможен непосредственный контакт, то их можно получить в результате делового разговора или личной беседы.
Беседа является одним из самых существенных способов получения сведений и всюду находит широкое применение. Из разговоров с потребителями, продавцами, рабочими и служащими менеджер предприятия получает данные, оказывающие влияние на его решение и заставляющие его порою изменить направление работы. Причины, заставляющие его следить за тем, что ранее было напечатано по данному вопросу, вынуждают его с такой же тщательностью исследовать источники незаписанных сведений.
Поэтому деловая беседа представляет собой один из главнейших приемов сбора материала. Конечно, прием этот имеет и преимущества, и слабые стороны.
Главные преимущества деловой беседы могут быть сформулированы следующим образом:
Главное преимущество беседы состоит в том, что она дает такие сведения, которые невозможно добыть никаким другим путем; в беседе выясняются такие подробности, которые, не представляя достаточного интереса для широкой публики, как раз чрезвычайно ценны для данного исследования. Кроме того, из бесед почти всегда удается познакомиться с новыми предположениями и приемами, прежде чем изложение их появляется в печати.
Огромное количество ценных сведений никогда не попадает в печать. На предприятиях имеется много умных, талантливых специалистов, но не достаточно уверенных в себе,беспечных или же не умеющих излагать свои мысли в письменном виде, а между тем они охотно делятся своим опытом с теми, кому доверяют, и часто этим путем распространяются ценные идеи, которые иначе остались бы никому неизвестными.