Система кадрового обеспечения как элемент кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:36, дипломная работа

Описание

Современная система управления кадрами организации претерпевает радикальные преобразования вместе со всем российским обществом. Необходимость таких преобразований вызвана тем, что административно-командная система, идеология, лежащая в ее основе, пришли в очевидное противоречие с требованиями развития производственных сил и трудовых ресурсов организации. Данная ситуация привела к тому, что, в настоящее время, становится актуальной проблема поиска новых подходов и принципов к управлению персоналом организации, а в частности к системе ее кадрового обеспечения.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 586.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, схематически составные элементы кадровой политики можно представить следующим образом (см. приложение 1)

Исходя из данных приложения 1, можно выделить следующие функциональные блоки системы управления персоналом организации в процессе реализации кадровой политики (см. приложение 2).

Кадровая политика организации  – программа мероприятий, способствующих повышению эффективности функционирования кадрового потенциала организации9.

Исходя из вышеперечисленных  задач в функциональных блоках, можно  сделать вывод, что общей и  главной задачей службы управления персоналом является  система кадрового обеспечения организации, которая предполагает обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям предприятия.

Необходимо отметить, что успешное функционирование любой  организации в значительной степени зависит от продуктивности работы ее системы кадрового обеспечения. Более подробно структура системы кадрового обеспечения организации будет рассмотрена в п. 1.2. данной дипломной работы.

 

 

1.2 Система  кадрового обеспечения организации

 

В основе системы кадрового  обеспечения лежит процесс планирования потребности организации в персонале, который обуславливается, прежде всего, стратегией ее развития. Схематично систему кадрового обеспечения организации можно представить следующим образом (см. рис. 1).

 

Рис. 1 Структура системы кадрового обеспечения организации

 

Система кадрового обеспечения  организации включает в себя следующие  этапы:

1. Определение потребности  в персонале – позволяет установить  на заданный период времени качественный и количественный состав персонала организации.10

Качественная потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу.

Расчет качественной потребности организации в персонале  осуществляется исходя из: профессионально-квалификационного деления работ; требований к должностям и рабочим местам; штатного расписания организации; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

Количественная потребность  определяется на основе: выбора метода расчета численности сотрудников, и установлению исходных данных для расчета необходимой численности работников на определенный временной период.11

В теории управления персоналом выделяются различные методы расчета количественной потребности в персонале, перечислим основные из них: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса; метод расчета по нормам обслуживания; метод расчета по рабочим местам и нормативам численности; стохастические методы; расчет числовых характеристик; корреляционный анализ; метод экспертных оценок.

2. Наем, отбор и прием  персонала – набор и отбор  кадров.

От того, как произведен набор, и какие люди отобраны для  работы в организации, зависит вся последующая деятельность в системе кадрового обеспечения. Поэтому, чтобы обеспечить организацию необходимыми трудовыми ресурсами необходимо в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы характеристики этих работ.

Схематически процесс  набора и отбора кадров можно представить  следующим образом (см. приложение 3).

В рамках данного этапа  решаются следующие задачи: применение условий найма организации; опрос  претендентов, беседы; переводы; увольнения; приказы о введении в должность и повышении; статистика кадров;  регулирование рабочего времени и сверхурочных; законодательство о найме.

Процесс набора и отбора кадров включает12:

А) анализ источников найма  – предполагает получение ответа на следующие  вопросы: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся вакансиях (методы).

Б) отбор персонала, предварительные  сведения, включает в себя:

  • анализ содержания работы – это процесс систематического и подробного исследования содержания работы;
  • описание характера работы (должностная инструкция);
  • разработка требований к персоналу (требования, предъявляемые работой и организацией).
  • определение методов отбора персонала (отборочное собеседование, тестирование, интервьюирование, деловые игры)

Основной целью отборочного  тура является получение ответа на вопрос, заинтересован ли претендент в данной работе и способен ли он ее выполнять.

3.Обучение и переподготовка  персонала.

В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Формами профессионального развития являются - планирование и развитие карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.

Профессиональное развитие – приобретение сотрудником новых  знаний, умений и навыков, которые  он будет использовать в своей  профессиональной деятельности.13

Основные методы профессионального  развития – профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.

Профессиональное обучение – процесс развития у сотрудников  специфических, профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.14

Основные виды профессионального  обучения – на рабочем месте и  вне рабочего места (аудиторное обучение).

Принципы обучения взрослых людей – актуальность, участие, повторение, обратная связь.

4. Контроль и оценка результативности труда – процесс сравнения результатов исполнения с целями и задачами, стоящими перед организацией.15

Оценка результативности труда – одна из функций управления персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом.16

В общем виде результат  труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное значение имеет правильное определение качественных и количественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.

Показатели, по которым  оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов.

Таким образом, деловая  оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.17

Различают два вида деловой  оценки персонала:

- оценка кандидатов на вакантную должность;

- аттестация – определение  уровня профессиональной подготовки  и духовно-нравственного соответствия работников требованиям занимаемой должности,  квалификации выполняемой ими работы (функций).18

Выбор показателей (критериев) для аттестации зависит от целей  оценки кадров и требований, которые ставятся перед аттестацией. Критерии могут быть различными, но основными из них являются: объем работы; качество работы; личное поведение по отношению к другим работникам; дисциплинированность, обладание способностями и навыками, необходимыми для данной должности; инициативность, стремление взять на себя большую ответственность, обладание способностями и навыками, которые выходят за рамка занимаемой должности.

В зависимости от повода проведения аттестации различают следующие  виды аттестации:19 (см. рис. 2.)

- очередная аттестация - проводится периодически и является обязательной для всех работников. Основой для данной аттестации служит информация о профессиональной деятельности работника за определенный период и его вкладе в общий труд коллектива. Эта информация накапливается в общем банке данных и может быть использована при следующих аттестациях;

 

 

Рис. 2 Виды аттестации

 

- аттестация по истечению испытательного срока - имеет целью получение документированного вывода по результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшему служебному использованию аттестуемого;

- аттестация для продвижения по службе (или перевода в другое подразделение) - проводится с учетом требований новой предполагаемой должности и новых обязанностей. При этом выявляются потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовки.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что работа, связанная с организацией и проведением аттестации, позволяет более глубоко изучить персонал, улучшить подбор кадров, их расстановку и использование. Кроме того, аттестация стимулирует развитие творческой активности и инициативы работников, что особенно важно в современных условиях.

Процедура аттестации состоит  из трех основных этапов: подготовка к  проведению аттестации; аттестация; принятие решений по результатам аттестации (см. приложение 4).

Таким образом, необходимо отметить, что система кадрового  обеспечения должна отвечать целям  организации, не ущемлять интересов  личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе работы.

Формирование нормативно-правовой базы в сфере кадрового обеспечения в государственных и муниципальных органах управления.

Свою работу органы системы  кадрового обеспечения организации  строят в соответствии с нормативно-методическими и правовыми документами, которые регулируют и создают условия для эффективного ее функционирования.

Нормативно-методическое обеспечение – это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач кадрового обеспечения организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.20 Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам кадрового обеспечения организации. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе кадрового обеспечения.

Группировка нормативно-методических материалов, характеристика их содержания, примеры документов представлены в таблице (см. приложение 5).

Ответственность за обеспечение  нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения организации (например, юридический отдел).

На основе типовых  документов с учетом особенностей организации  работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего использования.

Правовое обеспечение  состоит в использовании средств  и форм юридического воздействия на органы и объекты системы кадрового обеспечения с целью достижения эффективной деятельности организации.

Основные задачи правового  обеспечения:21

  • правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и работниками;
  • защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Правовое обеспечение  включает:

  • соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства;
  • разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера;
  • подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым и кадровым вопросам.

Группы документов правового  обеспечения:22

  • акты централизованного регулирования – Кодекс законов о труде РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерств и ведомств;
  • акты регионального регулирования – приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального и местного самоуправления;
  • акты локального регулирования – приказы, положения, распоряжения и т.п. руководителя организации по вопросам управления персоналом.

Виды правовых актов:

  • нормативные акты – соглашения, генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организация;
  • ненормативные акты – это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители служб кадрового обеспечения.

Информация о работе Система кадрового обеспечения как элемент кадровой политики