Система управления на предприятии и необходимость ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы:
-раскрыть сущность системы управления организацией, также показать построение структуры управления и необходимость ее совершенствования на примере ОАО «Мариинский ЛВЗ»
Для достижения указанной цели необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
• раскрыть сущность системы управления
• рассмотреть предприятие как объект управления

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 154.48 Кб (Скачать документ)

Введение

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации, фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В прошлом многие фирмы  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности.

Сейчас же, хотя и не снимается  задача рационального использования  потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление  такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.                 

Ускорение изменений в  окружающей среде, появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, появление новых возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение  информации, широкая доступность  современных технологий, изменение  роли человеческих ресурсов, а также  ряд других причин привели к резкому  возрастанию значения системы управления.

Не существует системы, единой для всех компаний, так же, как  и не существует единого универсального  управления. Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии управления для каждой фирмы уникален, так  как он зависит oт позиции фирмы  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых  ею услуг  и еще многих факторов.

Цель написания курсовой работы:

-раскрыть сущность системы управления организацией, также показать построение структуры управления и необходимость ее совершенствования на примере ОАО «Мариинский ЛВЗ»

Для достижения указанной  цели необходимо рассмотрение и решение  следующих задач:

Задачи работы:

  • раскрыть сущность системы управления
  • рассмотреть предприятие как объект управления
  • раскрыть факторы влияния на систему управления
  • отобразить систему управления предприятием
  • изучить внутреннюю корпоративную среду организации и технологии
  • дать краткую характеристику предприятия
  • рассмотреть организационную структуру предприятия и эффективность производственной деятельности
  • показать зависимость системы управления от организационной формы предприятия;
  • раскрыть построение совершенствования системы управления предприятием

Для анализа системы управления предприятием были использованы следующие методы исследования:

  • опрос
  • интервьюирование, беседа;
  • активное наблюдение
  • распорядок рабочего дня;
  • анкетирование;
  • изучение документации и информационных материалов;

В данной работе была использована следующая информационная база: производственная структура предприятия, сведения о выпуске продукции, штатное расписание, финансовые показатели деятельности предприятия, коллективный договор, устав.

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Системы управления: сущность, природа, виды

 

 

  Система управления – это совокупность управляемого объекта и органа управления, действие которого направлено на поддержание или улучшение работы объекта, это система, в которой реализуются функции управления. 
  Задача управления состоит в преобразовании внешнего воздействия на объект управления в управляющее воздействие таким образом, чтобы на выходе объекта управления было некоторое желаемое состояние.[24]

Рис. 1.1- Система управления и ее элементы

 

 

   Входные элементы в управляемых  системах делятся на 2 группы: 
  - управляющие воздействия – это сигнал, поступающий на вход объекта управления от органа управления или регулятора и влияющий на выходную (регулируемую) величину объекта управления.

Управляющие воздействия  можно менять для получения желательного выхода (технические, организационные, экономические решения, представленные в виде приказов, нормативов и т.д.);

- возмущающие воздействия – воздействия на систему, мешающие ее нормальному функционированию (стихийные бедствия, аварийная ситуация, внезапные требования поставщиков или потребителей и т.д.).

.В зависимости от направленности информационных потоков, на основе которых формируются управляющие воздействия, различают  следующие виды систем управления.[24]

1.Системы, в которых для управляющих воздействий используют только информацию о входе (или возмущениях), называют разомкнутыми системами управления.

 
Рис. 1.2- Разомкнутая система управления

 
     Пример: управление теплоснабжением города, централизованное распределение ресурсов между объектами. 
     Для управления с помощью разомкнутой системы необходимо точное измерение внешних возмущений и точное значение характеристик объекта   управления.

Управление по разомкнутому циклу компенсирует только те возмущения, которые измерены управляющим устройством. 
   Преимущества:  
   - быстродействие; 
   - простота реализации управления. 
   Недостатки: 
   - орган управления не в состоянии реагировать на помехи и изменения, которые могут возникать в процессе преобразования входа в выход; 
  - невозможно компенсировать ошибки управления, связанные с неточным измерением внешних возмущений и неточным знанием характеристик объекта управления; 
  - необходимость подробнейшей информации о всех объектах управления, что требует значительных временных и материальных затрат для сбора и обработки подробной информации о хозяйственной деятельности предприятия.

Это значительно ограничивает возможности  этой системы для управления экономическими  объектами. 
   Разомкнутая система управления может применяться в простых детерминированных системах, когда с абсолютной достоверностью известны все последствия любых решений.   

2. Система управления  с обратной связью

Система, в которой для  формирования управляющих воздействий  используется информация о значении управляемых величин, называется замкнутой системой управления (или системой управления с обратной связью).

 

рис 1.3-«Замкнутая система  управления»

 
  Например, контроль качества.

Орган управления вырабатывает воздействие, исходя из величины отклонения действительного состояния выхода от заданного уровня.

 Наличие обратной связи  в цепи управления дает возможность  устранить даже те воздействия,  природа которых неизвестна, либо  которые трудно заранее предусмотреть. 

Регулятор с обратной связью реагирует как на изменение состояния  входа объекта управления, так  и на изменение внутренней структуры этого объекта. 
Преимущество:

-возможность обеспечить достижение цели  управления в условиях, когда возмущающих воздействий много и не все они могут быть измерены. 
Недостатки: 
-система успешно работает в условиях относительно небольших отклонений; 
 -значительные отклонения требуют от органа управления специального анализа. 

3.Комбинированная  система управления - использует одновременно принцип управления по отклонениям и принцип управления по возмущениям. Эта система совмещает преимущества разомкнутых и замкнутых систем.

 

 Управление в общем виде рассматривается как непрерывный процесс.

Управленческий  цикл[34] – это определенная последовательность выполнения и повторяемость одних и тех же видов работ по управлению каким-либо объектом. 
Выделяются следующие крупные технологические стадии управленческого труда:

Рис 1.4- «Стадии управленческого  труда»

Определение целей может  осуществляться в форме прогнозирования, планирования, выработки основных направлений  развития. 
   Подготовка и принятие решений в процессе управления производством является основной, наиболее ответственной  функцией руководителей.

При организации реализации решений необходимо доведение его  до исполнителей, обеспечение устойчивых взаимосвязей между управляющей  и управляемой подсистемами и  создание необходимых условий для выполнения.  
   Контроль завершает весь процесс и его задача состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние дела, сопоставить его с намеченными целями и оценить возникшую ситуацию.

Из вышеизложенного следует  вывод:

Управление представляет собой элемент или функцию всех организованных систем. Оно может осуществляться лишь в том случае, если действует определенная система управления.

Таким образом  систему управления можно представить состоящей из двух подсистем: 
 -управляющей(субъекта или органа управления)  
  -управляемой(объекта управления), которые связаны между собой информационными потоками.

Взаимодействие этих подсистем образуют общую «картину» системы управления.

 

 

                  1.2 Методы исследования систем управления [5]

При проведении исследований систем управления может использоваться исключительно широкий арсенал  разнообразных методов. Соответственно все они могут быть различным  образом классифицированы. Например, методы исследования могут быть подразделены на:

  • теоретические;
  • эмпирические;
  • теоретико-эмпирические.

При этом к теоретическим  методам исследования можно отнести  следующие:

  • метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры системы управления в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);
  • метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом;
  • метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;
  • метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию.

К эмпирическим методам  можно отнести:

  • метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;
  • метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;
  • метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. - в зависимости от цели исследования);
  • метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения. измерения и сравнения.

 

 

Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:

  • метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);
  • метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в системе управления анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему;
  • метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);
  • метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Другими примерами классификации  методов может служить группировка  их по стадиям и этапам исследования, по принадлежности к областям науки  и научным направлениям, по целям  исследования, по видам анализа и  т.п.

Среди видов анализа следует  отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.

Информация о работе Система управления на предприятии и необходимость ее совершенствования