Социальная реабилитация наркоманов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:37, дипломная работа

Описание

Цель и задачи исследования. Представленная работа ставит своей целью исследование явления наркомании, а также изучение социальных мер предупреждения и преодоления этого социального недуга для выявления наиболее эффективных профилактических мер и видов лечения наркотической зависимости на примере Красноярского края.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….3
Глава 1. Наркомания как социальная проблема ………………………7
1.1. Наркомания и ее общественная опасность …………………...…7
1.2. Факторы риска возникновения и развития наркомании ……...11
1.3. Психологический портрет наркомана ………………………….16
Глава 2. Социальные меры предупреждения
и преодоления наркомании .…………………………………………...22
2.1. Профилактика наркозависимости …………………………..…22
2.2. Технология лечения и социальной реабилитации
наркоманов ………………………………………………………...….30
2.3. Системы социальной реабилитации …………………………....37
2.4. Превентивные меры в борьбе с наркоманией
за рубежом ………………………………………………………..…..47
Глава 3. Социальная реабилитация наркоманов в
Красноярском крае и пути ее оптимизации …………………..……54
3.1. Проблема наркомании в Красноярском крае …………………54
3.2. Опыт деятельности учреждений края в оказании
помощи наркозависимым …………………………………………...57
3.3. Организация профилактики наркомании в г. Красноярске …..68
3.4. Краевая программа по преодолению распространения
наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае:
проблемы и решения……………………………………………….…72
Заключение ………………………………………………………….…..77
Библиография ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Кокурентное преимущество.doc

— 827.00 Кб (Скачать документ)
 

     Приложение 1

     Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring задал гражданам  России несколько вопросов связанных  с наркоманией. Исследование проводилось 16-25 июня, было опрошено 2028 человек в 45 регионах России, средний возраст опрошенных – 17- 35 лет.

     Респондентам  был задан вопрос: «26 июня - день борьбы с наркоманией. Скажите, есть ли среди Ваших знакомых люди, которые употребляют наркотики?» Ответы на него распределились следующим образом:

              

     31% молодых людей в возрасте 18-24 лет признались, что среди их знакомых есть те, кто употребляет наркотики. Чаще, чем в среднем по России, об этом говорили и в городах-миллионниках.

     Периодически  в СМИ обсуждается тема легализации «лёгких» наркотиков, как это произошло в некоторых западных странах. Гражданам России был задан вопрос: «Существует точка зрения, что следует разрешить употребление «легких» наркотиков (марихуану) так же, как табачные изделия. Как Вы думаете, как «легкие» наркотики влияют на человека?» Вот что отвечали россияне:

     Среди молодёжи в возрасте 18-24 лет 23% сказали, что «легкие» наркотики вредят человеку, но не более чем другие вредные привычки, например табак или алкоголь. Такой ответ, чаще, чем в среднем по России, давали граждане в возрасте 25-34 лет.

     В 2006 году социологи ROMIR Monitoring задавали респондентам вопрос о возможной легализации  наркотиков. Тогда только 5% опрошенных, главным образом молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, поддержали эту идею. 8% граждан России, заявили о своем нейтральном отношении к проблеме, а подавляющее большинство участников исследования (70%) отнеслись к возможности легализации наркотиков отрицательно. Затруднились с ответом на вопрос 17% респондентов.

     Приложение 2

 

     Комплексные программы профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями

     Программа педагогической профилактики наркотизма «Все цвета, кроме черного»

     Организация педагогической профилактики наркотизма среди школьников младшей, средней  и старшей школы, их родителей. Программа предназначена для учащихся 2-11 классов и их родителей. Цель программы - формирование у детей и подростков приемов и навыков эффективной адаптации в обществе, снижающих вероятность их приобщения к наркотизации; просвещение родителей.

     Работа  по этой программе направлена на достижение следующих результатов:

  1. Начальная школа
    • Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
    • Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
    • Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
    • Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
  2. Средняя и старшая школа
    • У подростков сформируются приемы и навыки, обеспечивающие эффективную социальную адаптацию, а, следовательно, снижающих вероятность их приобщения к наркотизации;
    • У подростков выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению;
    • Подростки научатся управлять своим поведением и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций.
 

    Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами  «Обучение жизненно важным навыкам»

     Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся 7-9 кл. и  их родителей.

     Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с  детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся: 
1-я часть программы включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей:

  • Навыки общения и взаимодействия;
  • Навыки самооценки и понимания партнера;
  • Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях;
  • Навыки принятия и исполнения решений;
  • Навыки работы с информацией;
  • Навыки творчества.

     2-я  часть посвящена ознакомлению  родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.

 

     Программы профилактики злоупотребления  психоактивными веществами среди несовершеннолетних 
Комплексная профилактическая программа «Ключи жизни»

     Информационно-практический курс для детей и подростков о здоровом образе жизни в единстве биологического, психологического, социального и духовного благополучия.

     Цель  программы:

     Увеличить потенциальную способность детей  и подростков жить без зависимостей, быть ответственным человеком и  быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.

     Каждое  занятие учитывает психофизиологические особенности данного возраста:

  1. Младший школьный возраст:
    • Преобладание наглядно-образного мышления, в связи с чем правила поведения, упражнения и домашние задания сопровождаются большим количеством рисунков, плакатов, наглядных пособий;
    • Особенности конкретно-ситуативного восприятия материала учитываются при подборе сказок и рассказов, иллюстрирующих тему;
    • В связи со сложностями организации внимания и повышенной утомляемостью темы поделены на четыре части;
  2. Средний школьный возраст:
  • Недостаточная сформированность функции произвольного контроля, в связи с чем в конце и начале занятия введен обязательный элемент - работа по алгоритму мысль/чувство/действие. 

Курс  профилактических занятий для подростков.

Программа «Мой выбор»

Спецкурс  обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы

     В основе данного курса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой учитель, проводящий урок, не настаивает на правильном ответе ученика, не требует от него обязательного положительного выбора. Главное в другом - дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях того или иного варианта выбора, научить его делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.

     «Подростковая наркомания. Навыки противостояния»

     Слайд-комплект по антинаркотическому воспитанию детей 5-6 кл.

     Цель  создания комплекта: повысить уровень  антинаркотического воспитания, помочь формированию у обучающихся убеждений, позволяющих в дальнейшем занимать устойчивую антинаркотическую позицию.

 

     «Выбираю  жизнь». Программа  Д. О. М.

     Учебная программа по первичной профилактике злоупотребления наркотиками (7-9 кл.).

     Цикл  школьных уроков по профилактике наркомании рассчитан на учащихся 7-9 классов, адресован сотрудникам правоохранительных органов, ведущим занятия в школе, учителям - биологам, валеологам, преподавателям ОБЖ, школьным психологам, социальным педагогам - специалистам, занимающимся проблемой социализации в рамках школьного образования.

     Участие в проведении занятий сотрудников  правоохранительных органов позволит решить следующие задачи:

  • Дать реальные результаты в проведении образовательной программы, так как занятия проводят официальные представители правоохранительных органов;
  • Снять барьер отчужденности между милицией и подростками;
  • Изменить отношение подростков к милиции, дать понять, что милиционер - друг, к нему можно обращаться за помощью;
  • Позволит исключить разные слухи и получить достоверную информацию о правонарушениях;
  • Повысить имидж сотрудников милиции.

     Цели  программы:

  • Дать информацию об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами на организм человека, о причинах заболевания и путях возможного выздоровления;
  • Научить подростков позитивному общению с окружающими людьми: уметь управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегать при разрешении конфликтов к алкоголю и наркотикам;
  • Привить навыки, позволяющие учащимся отказаться от употребления наркотиков и сопротивляться негативным явлениям;
  • Научить школьников соблюдать законы и жить без насилия;
  • Помочь подростку сделать свой собственный выбор.
 
 

     Программа мотивации подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ

     Программа мотивации подростков на формирование здорового жизненного стиля без  употребления психоактивных веществ. (12-14, 15-17 лет).

     Цель  программы: создание здорового жизненного стиля, позволяющего личности эффективно преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без употребления алкоголя и наркотиков.

     Содержание  программы:

     1 блок - личностно-мотивационный. Осознание  личностных особенностей (5 занятий).

     2 блок - стресс-преодолевающий. Обучение навыкам преодоления стрессов и разрешения проблем (2 занятия).

     3 блок - социальной и коммуникативной  компетенции. Развитие навыков  общения; эмпатии и аффилиации, социально-поддерживающего поведения (3 занятия).

     4 блок - семейный (2 занятия).

     5 блок - развитие личностных ресурсов  и навыков здорового жизненного  стиля (2 занятия). 

     Программа развития подросткового  волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления  психоактивными веществами среди несовершеннолетних

     Цель  программы: создание и поддержка молодежного антинаркотического движения с целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.

     Задачи:

  • Подготовка молодежных лидеров для работы в среде сверстников.
  • Обеспечение поддержки движения со стороны педагогов и родителей.
  • Возрождение идеи шефства как средства распространения идеологии движения.
  • Создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления наркотиков в подростковой среде.
  • Организация досуговой деятельности как одного из направлений профилактики употребления наркотиков.
  • Организация и проведение для подростков учебных курсов, направленных на профилактику психоэмоциональной дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни.
  • Работа с подростками группы риска, привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров.
  • Создание условий для самореализации подростков и повышения их социальной активности.

Информация о работе Социальная реабилитация наркоманов