Введение
Регулирование территориального
развития – это специально организуемые
системные действия по обеспечению
устойчивого и сбалансированного
функционирования региональных систем,
имеющего главным целевым ориентиром
улучшение качества и повышение уровня жизни населения.
Такие действия могут осуществляться
локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально–органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц,
и обще го- сударственно – в масштабах
всей страны. Соответственно меняются
объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними:
социальная ориентация, устойчивость
и сбалансированность.
Цели государственного регулирования
территориального развития можно ранжировать
в зависимости от их значимости в
контексте сложившейся в стране
социально-экономической обстановки.
Главная, по моему мнению, должна состоять
в создании обоснованных внутренних
территориальных пропорций экономики,
на базе стимулирования инвестиционной
деятельности предприятий отраслей специализации
и, таким образом, использования сравнительных
преимуществ территорий. Достижение этой
цели формирует основу для успешной реализации
остального комплекса задач, которые имеют
уже частный характер по отношению к сформулированной
цели. Такая последовательность процесса
формирования и реализации системы мероприятий
региональной инвестиционной политики
может обеспечить целенаправленный, неконъюнктурный
и результативный характер регулирующих
усилий государства, ориентированных
на снятие социально-экономической напряженности
в регионах. одним из основных направлений
государственного регулирования социально-экономического
развития региона должна стать поддержка
отраслевых инвестиционных ориентиров,
являющихся фактором позитивной территориальной
динамики. Такая контекстуальная основа
решения проблемы регионального развития
и преодоления территориальной депрессии
должна выступить конституирующим признаком
складывающейся системы государственного
регулирования инвестиционного процесса
на уровне региона. Посредством стимулирования
инвестиционного процесса и формирования
конкурентной рыночной среды в отраслях,
определяющих место и роль региона в территориальной
структуре экономики, реально можно добиться
экономического роста в этих секторах,
который будет являться фактором сбалансированного,
устойчивого и социально ориентированного
развития всего территориального образования.
На базе подобного рода регулирующих усилий
могут проявиться в полной мере сравнительные
преимущества регионов, и с учетом этой,
основополагающей зависимости, необходимо
модернизировать всю систему государственного
регулирования.[1, с. 151]
Актуальность темы заключается
в том, что превалирующая сегодня
практика, когда доминанта регионального
развития предопределена реализуемым
принципом самодостаточности территориальных
образований, провоцирует нарастание
тенденций экономической и политической
дезинтеграции страны. Очевидно, что оптимальные
параметры функционирования экономики
и социальной сферы определяются обоснованностью
и приемлемостью для регионов реализуемых
принципов региональной экономической
политики и ее инвестиционной составляющей.
В этой связи обеспечение устойчивости
межуровневых отношений, реализующих
в максимально полной мере многочисленные
интересы субъектов региональной политики,
равно как и достижение должной сбалансированности,
подвижности и гибкости территориальной
организации национального хозяйства
в целях решения задач развития последнего,
выдвигаются сегодня в ряд проблем приоритетного
порядка. Основа решения указанной проблемы
— это определение принципов территориальной
организации экономической системы, превалирующим
содержанием которых должно стать стимулирование
процессов рациональной специализации
территориальных образований. В целом,
и зарубежные исследователи региональной
проблематики, и отечественные ученые
оказали существенное влияние на формирование
современных подходов к регулированию
территориального развития экономики.
На каждом этапе исторического развития
формировался тот или иной подход, который
отражал систему научных взглядов, характерных
именно для того периода времени. Иными
словами, в разных странах, в зависимости
от сложившихся исторических условий,
приоритет отдавался различным теоретическим
направлениям региональной науки. В итоге
её современное состояние является результатом
взаимодействия сложившихся подходов,
получивших самостоятельное развитие
в разные периоды экономической истории.
Теоретические и практические
вопросы территориального регулирования
поднимаются в работах современных
экономистов по общим проблемам
государственного регулирования экономики:
Л. Абалкина, Р. Гринберга, Э. Дунаева, В.
Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова,
А. Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной,
А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова,
К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф.
Шамхалова и др.
Концепции государственного
регулирования экономического развития
регионов составляют особую часть в
региональных теориях. В этом контексте
обращают на себя особое внимание работы
таких российских исследователей, как
В. Антонюк, Ю. Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова,
В. Лексин, С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова,
С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение
чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического
развития регионов является стратегически
важным в проведении государственной
региональной политики России. [5, с.84]
Сегодняшнее состояние системы
государственного территориального развития
не образует основу для стабилизации
положения экономики депрессивных
регионов, активизации инвестиционной
деятельности в них. Этому способствует
отсутствие определенности в целевых
стратегических ориентирах развития российских
регионов. В современной экономике периодически
возникает необходимость систематических
регулирующих воздействий со стороны
государственных институтов, особенно
в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие
субъекты не заинтересованы в решении
сложных социально-экономических проблем.
Именно поэтому проблема государственного
регулирования территориального развития
особенно актуальна в настоящих условиях,
когда идет поиск баланса между рыночными
методами регулирования и государственным
воздействием на развитие экономики.[3,
с. 69]
Пространственный аспект
социально-экономического развития страны
вносит два существенных момента
в методологию и практику государственного
управления: необходимость регионализации
инструментов и методов государственного
регулирования социально-экономических
процессов и появление особой
функции государства, воплощаемой
в самостоятельном инструменте
— государственной региональной
политике. В этой связи крайне актуальным
представляется необходимость упорядочения
государственного регулирования территориального
развития. Исследования в области
государственного регулирования регионального
развития в экономической литературе
традиционно считаются актуальными.
Именно этим можно объяснить, что
за последнее десятилетие выполнено
большое количество исследований как
концептуального, так и прикладного
характера по региональной проблематике.
Причем, значительно больше внимания
стало уделяться теории и практике
управления на региональном уровне, поскольку
при построении реального федеративного
государства усилилась роль субъектов
федерации, ставшими активными участниками
региональных социально-экономических
процессов.[2, с. 201]
Все вышесказанное и обусловило
выбор темы выпускной квалифицированной
работы, потому что в настоящее
время развитие области напрямую
зависит от управленческой деятельности
руководителей региона.
Целью работы является исследования
направления повышения эффективности
государственного регулирования регионального
развития России на примере Липецкой области.
Для достижение поставленной
цели необходимо выполнить следующие
задачи:
- раскрыть теоретические основы государственного регулирования территориальным развития РФ
- проанализировать государственное регулирование развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальной сферы в Липецкой области.
- выработать предложения эффективности социально – экономического развития Липецкой области
- проанализировать социально – экономическое развитие субъекта РФ – Липецкая область.
Методы, используемые при
написании выпускной квалифицированной
работы – аналитический, сравнительный,
математический, статистический.
Данная выпускная квалифицированная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Основы государственного
регулирования на современном этапе
в Российской Федерации
- Теории государственного регулирования отечественных авторов на территории РФ
Особенности нашей страны
требуют более активной по сравнению
с типичной мировой практикой
деятельности государства по устранению
диспропорций в национальном экономическом
пространстве, решению сложных региональных
проблем, созданию условий для устойчивого
развития всех регионов и страны в
целом.
Переход России к новой
политической и экономической системе
потребовал глубокого реформирования
государственного регулирования регионального
развития. Главные направления реформирования
определяются такими переходными процессами,
как замена административно-командного
управления рыночными механизмами,
радикальное изменение структуры
собственности и, соответственно, распределение
доходов, трансформация унитарного
государства в федеративное и
расширение экономических прав регионов.
В ходе реформ произошло
разрушение сложившихся хозяйственных
связей между республиками, краями,
областями, а также системы государственного
планирования, что в серьезной
мере нарушило систему территориального
управления экономикой России, развития
производства, научно-технического развития,
способствовало спаду национальной
экономики.
В условиях, когда процесс
разграничения предметов ведения
между федеральным центром, субъектами
Федерации и муниципальными образованиями
не завершен, органы государственной
власти на всех уровнях вынуждены
искать новые организационные и
финансово-экономические формы решения
накопившихся проблем. Среди таких
форм можно отметить межрегиональные
ассоциации экономического взаимодействия,
объединения муниципальных образований,
созданные на основе многосторонних соглашений,
а также созданные на основании Указа
Президента РФ Федеральные округа. Деятельность
подобных структур в целом эффективна,
но с точки зрения научного управления
имеет резервы улучшения и нуждается в
научном анализе и осмыслении. При этом
следует отметить, что наиболее существенным
недостатком, выявившимся в процессе их
деятельности и негативно сказывающимся
на эффективности территориального управления,
является отсутствие необходимой составляющей
любого управления — стратегического
планирования. Кроме того, возникла необходимость
выработки целостной модели территориального
развития страны.[24,с. 115]
Потребность в таком подходе
объясняется и тем, что федеральные
органы власти пока не нашли должных
форм экономического взаимодействия с
регионами через ассоциации, не определились
до конца относительно Федеральных
округов с властными полномочиями
и функциями координирования
их деятельности.
Образование и функционирование
межрегиональных органов управления
народным хозяйством страны связано
с большими трудностями, вызнанными
не только кризисным состоянием экономики
всей страны, но и недостаточной
проработкой многих методологических,
теоретических и практических вопросов
их формирования и деятельности. Эти
недостатки наглядно проявились в деятельности
Ассоциации экономического взаимодействия
субъектов Российской Федерации. Среди
наиболее важных нерешенных вопросов
является создание общей рыночной инфраструктуры,
критерии формирования, взаимодействие
с федеральным центром, создание
оптимальной организационной структуры
управления, принципы специализации
регионов, стратегическое планирование.[4,
с.97]
Во второй половине 90-х
годов оформилась тенденция к
трансформации региональной политики.
Ранее она представляла собой
комплекс мер по достижению оптимального
состояния региональных социально-экономических
образований, ориентированный на систему
централизованно задаваемых приоритетов
межрегионального распределения на множестве
национальных экономических и финансовых
ресурсов.
В 90-е годы все
в большей степени начали проявляться
элементы механизма создания
условий для эффективного использования
абсолютных и сравнительных преимуществ
отдельных регионов, что в принципе
должно обеспечить оптимальное
распределение общественных ресурсов
в целом.
Государственная региональная
политика как средство воздействия
на экономическую динамику и
даже на динамику доходов в
современных условиях, однако, достаточно
ограничена. Наибольшее значение
имели в начале реформы исходное
состояние региональной экономики,
а по ходу реформы - способность
региональных администраций создавать
и поддерживать условия для
усиления преимуществ в области
делового климата в том или
ином регионе. Собственно государственная
финансовая политика направлена
на выравнивание доходов между
регионами, но и эту задачу
полностью выполнить не может
(не только из-за слабости бюджета,
но и в связи с теоретической
невозможностью достичь состояния
абсолютного равенства при различиях
в экономической динамике).[8, с.164]