Социально - экономическое развитие Липецкой оласти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание

Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально–органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц, и обще го- сударственно – в масштабах всей страны. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность.

Работа состоит из  1 файл

диплом для печати.docx

— 707.40 Кб (Скачать документ)

Кластерная зона по производству бытовой техники. Липецкая область  является пионером в привлечении  реальных корпоративных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств на территории страны. На базе использования продукции Новолипецкого металлургического комбината к созданию в области завода по производству холодильников (60% в общем объёме российского производства) были привлечены итальянские корпорации. Это стало первым в современной России примером разворачивания мощного импортозамещающего производства.

Особые экономические  зоны регионального уровня. На территории области планируется создать  несколько особых экономических  зон регионального уровня с учётом инициатив органов местного самоуправления и схем пространственного развития территорий:

  • особая экономическая зона регионального уровня в Тербунском районе,
  • особые экономические зоны агропромышленного типа регионального уровня,
  • региональный инновационный модуль,
  • особая экономическая зона туристско-рекреационного типа.
  • повышение качества государственного (муниципального) управления.

С целью дальнейшего совершенствования  условий инвестирования на территории области разработана Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 года, направленная на:

  • повышение инвестиционной привлекательности области;
  • формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области;
  • расширение источников инвестирования и повышение их эффективности;
  • развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов частно-государственного партнёрства;
  • сокращение разрыва между уровнями социально-экономического развития муниципальных образований области.

Липецкая область одной  из первых в России начала реализацию важнейшего проекта – создания на своей территории особых экономических  зон регионального уровня. Для  реализации стратегических направлений  развития в области действует  закон «Об особых экономических  зонах регионального уровня». Его  цель – ускорить развитие муниципальных  образований области, расширить  доходную базу бюджетов различного уровня, сформировать привлекательную инвестиционную среду в муниципальных образованиях.[21, http://www.admlr.lipetsk.ru]

Липецкая область располагает  мощным промышленным потенциалом. Стремление к инновационному типу экономического развития требует создания максимально  благоприятных условий для предпринимательской  инициативы, повышения конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности  предприятий, расширения их способности  к работе на внешнем и внутреннем рынках в условиях жёсткой конкуренции.

Для развития инвестиционного  потенциала необходима реализация следующих  мер:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
  • проведение международных инвестиционных форумов (конференции, деловые встречи);
  • формирование и расширение информационных ресурсов в сфере инвестиционной политики;
  • привлечение потенциальных инвесторов для работы в особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Липецк» и особых экономических зонах регионального уровня;
  • оценка ресурсного потенциала для развития инвестиционной деятельности;
  • организация взаимодействия с Внешэкономбанком и другими кредитными организациями с целью согласования возможных схем организации финансирования инвестиционных проектов на территории области;
  • создание объектов инновационной инфраструктуры (технико-внедренческой ОЭЗ РУ, венчурного фонда, технопарков и т. д.), фонда прямых инвестиций в малые компании, фонда целевого капитала некоммерческих организаций, центров коллективного пользования производственным оборудованием;
  • участие в реализации совместных инвестиционных проектов с Фондом развития Центрального федерального округа и Фондом прямых инвестиций ОАО «Организация экономического развития ЦФО»;
  • оказание содействия в подготовке документов для участия в процедуре отбора проектов в министерстве регионального развития РФ с целью финансирования за счёт бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

Одним из прогрессивных механизмов реализации стратегических планов в  инвестиционной сфере Липецкой области  является государственно-частное партнёрство. Администрация области с целью  привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории региона налаживает дальнейшее сотрудничество с государственными корпорациями, в  том числе с Внешэкономбанком, «Роснано», Фондом развития ЦФО, Европейским банком реконструкции и развития. Липецкая область имеет взаимовыгодные связи с регионами РФ и многими зарубежными странами. Наиболее успешно развиваются взаимоотношения с государствами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона: поддерживаются деловые контакты с посольствами Италии, Беларуси, Словакии, Японии, Китая, Вьетнама, с провинциями Цзилинь (КНР), Лам Донг (СРВ), с регионом Марке (Италия), Силезским Воеводством (Польша), с Японским Фондом, Вьетнамской академией общественных наук и другими организациями. Особое внимание уделяется укреплению дипломатических и экономических связей со странами СНГ.[16, с. 81]

Исходя из этого можно  сделать вывод, что динамика социально-экономического развития области за последние годы свидетельствует о макроэкономической стабильности и поступательном развитии. Принимаемые меры по диверсификации экономики, развитию других отраслей промышленности позволили сделать шаг на пути преодоления исторически сложившейся в области моноотраслевой структуры экономики. В настоящее время на дальнейшее социально-экономическое развитие области могут оказать влияние долговременные системные вызовы, отражающие тенденции развития экономики России. Основными целями среднесрочного развития области являются:

  • повышение благосостояния и качества жизни населения на территории области;
  • обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций области в России и в мире.

Достижение этих целей  означает к концу 2012 года:

  • рост обобщающего показателя уровня жизни - ВРП на душу населения до 277,6 тыс. руб.;
  • ожидаемую продолжительность жизни - 68,6 лет;
  • повышение качества и комфортности условий жизни населения, информированности и всеобщей доступности различного вида услуг, в том числе: образования, здравоохранения, культуры, физкультуры, спорта и туризма;
  • средний уровень обеспеченности жильем 29 кв. м на человека (или около 88 кв. м на среднестатистическую семью);
  • благоприятную среду обитания человека: улучшение экологической ситуации, повышение уровня благоустроенности жилья и населенных пунктов, гарантированную реализацию конституционных прав граждан, включая наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения безопасности, снижение преступности;
  • дальнейшее изменение социальной структуры общества за счет увеличения доли среднего класса, которая составит 35% населения;
  • сохранение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на уровне 10,7%;
  • инновационное развитие экономики путем внедрения передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг;
  • территориальное выравнивание экономики области на основе развития имеющихся и формирования новых "точек роста", уменьшения масштабов региональной дифференциации.

Системное достижение поставленных целей состоит в переходе экономики  области к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит расширить  конкурентный потенциал области  за счет наращивания ее сравнительных  преимуществ социально-экономического и инфраструктурного развития, территориального расположения, задействовать новые  источники экономического роста  и повышения благосостояния населения.

Формирование инновационной  экономики означает превращение  интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста наряду со значительным повышением эффективности использования природных  ресурсов и производственного потенциала.

Инновационный социально-ориентированный  тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик. Это - развитие на основе:

  • диверсификации экономики в сторону увеличения в структуре промышленности доли высокотехнологичных отраслей;
  • повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2012 году в 1,4 раза;
  • высокой инновационной активности предприятий, связанной с освоением новых технологий, обновлением ассортимента продукции, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 18 - 20%, а инновационной продукции в объеме выпуска - до 8 - 9%;
  • активизации прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться в 2012 году до 1,8% ВРП;
  • опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования, здравоохранения, жилищного строительства;
  • повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется дальнейшим ростом заработной платы. Среднемесячная заработная плата повысится в 2012 году до 16400 руб. (2007 год - 10907 руб.)

 

 

2.3 Инструментарий государственного регулирования территориального развития Липецкой области.

 

Липецкая область –  одна из самых благополучных областей среди субъектов Российской Федерации. Ведущим направлением является промышленность. Чёрная металлургия остаётся ведущей  отраслью специализации промышленного  комплекса региона. Машиностроение, промышленность строительных материалов и пищевая промышленность должны в перспективе устранить моноотраслевую специализацию индустрии области и занять лидирующее положение в секторе.

В целях развития инвестиционного  потенциала региона, создания условий  для долгосрочных вложений в основные фонды, финансовые и нематериальные активы планируется привлечение  инвестиций в основной капитал через:

• формирование позитивного инвестиционного имиджа Липецкой области;

• выполнение мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Липецкой области на период до 2020 года;

• выравнивание стартовых условий для инвестиционных процессов в муниципальных образованиях с различным уровнем развития;

• развитие и использование схем государственно-частного партнёрства для привлечения инвестиций в экономику области; участие в организации регионального центра государственно-частного партнёрства;

• формирование и распространение информации об инвестиционных возможностях отдельных территорий Липецкой области;

• совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности в регионе;

• проведение нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности: методической, информационной и организационной поддержки инвесторов и распространение позитивной информации об инвесторе;

• развитие региональной инвестиционной инфраструктуры;

• развитие государственного участия в реализации крупных инвестиционных проектов за счёт бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, Внешэкономбанка и других институтов развития;

• участие в российских и зарубежных семинарах, форумах, конференциях по инвестиционной, международной и внешнеэкономической тематике.

Практика последних лет  показывает, что эффективные действия региональных властей способны создать  благоприятный инвестиционный климат даже в тех регионах, в которых изначально был невысокий уровень инвестиционного потенциала.

Привлечение инвесторов позволяет  развивать промышленность, решать проблемы в сфере транспортной инфраструктуры, высвобождать финансовые ресурсы региональных бюджетов для решения социальных проблем, снижать уровень загрязнения  окружающей среды за счет внедрения  новых технологий и в конечном счете повышать уровень жизни населения.

Формирование нового стратегического  направления развития области должно способствовать снижению концентрации населения, труда и капитала в  г. Липецке, формированию и развитию новых точек роста, комплексному развитию и рациональной организации территории области с целью улучшения качества жизни населения. Региональные системы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны формироваться с использованием различных форм и методов государственного регулирования, в соответствии с особенностями каждого региона, при этом необходимо учитывать постоянно изменяющиеся факторы, влияющие на предпочтения в части направлений инвестирования. Большинство же региональных властей использует ограниченное количество форм и инструментов регулирования, считая, что для привлечения инвесторов достаточно просто самого факта определения условий их применения в региональном законодательстве без представления четко сформулированной и грамотно реализуемой инвестиционной политики.

Информация о работе Социально - экономическое развитие Липецкой оласти