Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа
Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально–органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц, и обще го- сударственно – в масштабах всей страны. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность.
Кластерная зона по производству бытовой техники. Липецкая область является пионером в привлечении реальных корпоративных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств на территории страны. На базе использования продукции Новолипецкого металлургического комбината к созданию в области завода по производству холодильников (60% в общем объёме российского производства) были привлечены итальянские корпорации. Это стало первым в современной России примером разворачивания мощного импортозамещающего производства.
Особые экономические зоны регионального уровня. На территории области планируется создать несколько особых экономических зон регионального уровня с учётом инициатив органов местного самоуправления и схем пространственного развития территорий:
С целью дальнейшего
Липецкая область одной
из первых в России начала реализацию
важнейшего проекта – создания на
своей территории особых экономических
зон регионального уровня. Для
реализации стратегических направлений
развития в области действует
закон «Об особых экономических
зонах регионального уровня». Его
цель – ускорить развитие муниципальных
образований области, расширить
доходную базу бюджетов различного уровня,
сформировать привлекательную инвестиционную
среду в муниципальных
Липецкая область располагает
мощным промышленным потенциалом. Стремление
к инновационному типу экономического
развития требует создания максимально
благоприятных условий для
Для развития инвестиционного потенциала необходима реализация следующих мер:
Одним из прогрессивных механизмов
реализации стратегических планов в
инвестиционной сфере Липецкой области
является государственно-частное
Исходя из этого можно сделать вывод, что динамика социально-экономического развития области за последние годы свидетельствует о макроэкономической стабильности и поступательном развитии. Принимаемые меры по диверсификации экономики, развитию других отраслей промышленности позволили сделать шаг на пути преодоления исторически сложившейся в области моноотраслевой структуры экономики. В настоящее время на дальнейшее социально-экономическое развитие области могут оказать влияние долговременные системные вызовы, отражающие тенденции развития экономики России. Основными целями среднесрочного развития области являются:
Достижение этих целей означает к концу 2012 года:
Системное достижение поставленных
целей состоит в переходе экономики
области к инновационному социально-ориентированному
типу развития. Это позволит расширить
конкурентный потенциал области
за счет наращивания ее сравнительных
преимуществ социально-
Формирование инновационной
экономики означает превращение
интеллекта, творческого потенциала
человека в ведущий фактор экономического
роста наряду со значительным повышением
эффективности использования
Инновационный социально-ориентированный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик. Это - развитие на основе:
2.3 Инструментарий государственного регулирования территориального развития Липецкой области.
Липецкая область –
одна из самых благополучных областей
среди субъектов Российской Федерации.
Ведущим направлением является промышленность.
Чёрная металлургия остаётся ведущей
отраслью специализации промышленного
комплекса региона. Машиностроение,
промышленность строительных материалов
и пищевая промышленность должны
в перспективе устранить
В целях развития инвестиционного потенциала региона, создания условий для долгосрочных вложений в основные фонды, финансовые и нематериальные активы планируется привлечение инвестиций в основной капитал через:
• формирование позитивного инвестиционного имиджа Липецкой области;
• выполнение мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Липецкой области на период до 2020 года;
• выравнивание стартовых условий для инвестиционных процессов в муниципальных образованиях с различным уровнем развития;
• развитие и использование схем государственно-частного партнёрства для привлечения инвестиций в экономику области; участие в организации регионального центра государственно-частного партнёрства;
• формирование и распространение информации об инвестиционных возможностях отдельных территорий Липецкой области;
• совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности в регионе;
• проведение нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности: методической, информационной и организационной поддержки инвесторов и распространение позитивной информации об инвесторе;
• развитие региональной инвестиционной инфраструктуры;
• развитие государственного участия в реализации крупных инвестиционных проектов за счёт бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, Внешэкономбанка и других институтов развития;
• участие в российских и зарубежных семинарах, форумах, конференциях по инвестиционной, международной и внешнеэкономической тематике.
Практика последних лет показывает, что эффективные действия региональных властей способны создать благоприятный инвестиционный климат даже в тех регионах, в которых изначально был невысокий уровень инвестиционного потенциала.
Привлечение инвесторов позволяет развивать промышленность, решать проблемы в сфере транспортной инфраструктуры, высвобождать финансовые ресурсы региональных бюджетов для решения социальных проблем, снижать уровень загрязнения окружающей среды за счет внедрения новых технологий и в конечном счете повышать уровень жизни населения.
Формирование нового стратегического направления развития области должно способствовать снижению концентрации населения, труда и капитала в г. Липецке, формированию и развитию новых точек роста, комплексному развитию и рациональной организации территории области с целью улучшения качества жизни населения. Региональные системы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны формироваться с использованием различных форм и методов государственного регулирования, в соответствии с особенностями каждого региона, при этом необходимо учитывать постоянно изменяющиеся факторы, влияющие на предпочтения в части направлений инвестирования. Большинство же региональных властей использует ограниченное количество форм и инструментов регулирования, считая, что для привлечения инвесторов достаточно просто самого факта определения условий их применения в региональном законодательстве без представления четко сформулированной и грамотно реализуемой инвестиционной политики.
Информация о работе Социально - экономическое развитие Липецкой оласти