Социально - экономическое развитие Липецкой оласти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание

Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально–органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц, и обще го- сударственно – в масштабах всей страны. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность.

Работа состоит из  1 файл

диплом для печати.docx

— 707.40 Кб (Скачать документ)

 

Рис. 2.8. создание частных индустриальных парков в Липецкой области в 2011 году.

 

Законодательная база сформирована. Внесены изменения в налоговое  законодательство в части предоставления с 1 января 2012 г. налоговых преференций  для резидентов и управляющих  компаний индустриальных парков. Собственниками ведется формирование территорий, которым может быть придан статус индустриального парка - в г.Ельце, Грязинском, Лебедянском, Усманском районах. Зарегистрированы 3 управляющие компании.

 

 Удельный вес инновационных  товаров и услуг в объеме  отгруженной продукции остается  неизменным – 10%. Произведено   инновационных товаров на сумму  26,4 млрд. руб., что почти на 16% выше показателей аналогичного периода прошлого года. (см. рис. 2.9.)

Сегодня в области сформирован  “законодательный каркас” инновационной  деятельности. [20, http://gorod.vlipetske.ru/]

 

 

Рис. 2.9. Объем отгруженной  инновационной продукции, товаров, работ и услуг, млрд. руб.

 

 Организациями  области   получено свыше 53 млрд. руб. прибыли,  что на  39% больше предыдущего  года. Основной прирост прибыли  получен в черной металлургии  –65%.

На фоне стабильной численности  субъектов малого и среднего бизнеса (малых предприятий – 13,5 тыс., средних  – 136 ед., индивидуальных предпринимателей – 34,6 тыс.) удвоилась их инвестиционная активность, что свидетельствует о качественном развитии предпринимательства. 

К концу года, по оценке, число  субъектов малого бизнеса возрастет  до 48 тыс. ед. или на  6%, оборот малых  предприятий увеличится на 20% и составит почти 141 млрд. руб., что соответствует  темпам, предусмотренным в областной  Стратегии развития.  

На поддержку и развитие малого бизнеса в области затрачиваются  значительные ресурсы. Субсидии выделяются по 5 областным целевым программам, наиболее значительные объемы - по программам «Развитие сельского хозяйства..» (229,9 млн. руб.), «Развитие малого и  среднего предпринимательства» (84,3 млн. руб.) и через областной Фонд поддержки. Всего за 9 месяцев малый бизнес области получил 477 млн. руб. Поддержкой воспользовалось 1195 субъектов. (см. рис. 2.10.)

 

Рис. 2.10. Поддержка субъектов  малого бизнеса области по итогам 9 месяцев 2011 года.

 

 Индикатором успешного развития экономики является повышение уровня жизни населения. Устойчивые темпы экономического роста, успешная реализация приоритетных национальных проектов, целевых федеральных и областных программ в определенной степени обеспечили повышение уровня и качества жизни населения. За последние годы в области значительно выросли реальные денежные доходы населения, пенсии, среднемесячная заработная плата. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума ежегодно снижается, растет доля среднего класса.

Основная цель в области  повышения жизненного уровня населения - реализация комплекса мер по увеличению трудовых доходов, снижению численности  населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, росту доли среднего класса, сокращению отраслевого  и территориального дисбаланса в  доходах населения.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития области  доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году должна снизиться до 9%. Эта задача будет  достигнута со значительным опережением  – с 2000 года доля бедного населения  уменьшилась в 3 раза и составляет 10%.

Рост среднедушевых денежных доходов населения (109,4%) опережает  среднероссийский уровень (109,3% - РФ). В абсолютном выражении этот показатель почти в 3 раза превышает величину прожиточного минимума и составляет 16 тыс. руб. Преодолена тенденция снижения реальных денежных доходов, и с сентября этот показатель превышает (на 1%) уровень прошлого года.

Сформировавшийся в предыдущие 2 года отложенный спрос обусловил  высокую потребительскую активность населения. В 1,6 раза увеличились расходы на покупку недвижимости, на 20% - на покупку товаров. (см. рис. 2.11.)

 

Рис. 2.11. Показатели уровня жизни  населения области за январь –  сентябрь 2011 года.

 

 

Рис. 2.12. Темп роста оборота  розничной торговли.

 

Высокая потребительская  активность населения  обусловила позитивную динамику в розничной торговле  - 110% к уровню 2010 года, общественном питании и предоставлении платных  услуг  - 107%.

За год ожидается увеличения оборота розничной торговли – 109%, общепита и  платных  услуг – 107%.(см. рис. 2.12.)

 

С начала текущего года введено  в действие более 200 магазинов, в  основном «шаговой доступности», торговой площадью около 17 тыс. кв. м. Сегодня  общая площадь торговых  организаций  превышает 520 тыс. кв. м или 446 кв. м  на 1 тыс. жителей.

Удалось сдержать рост потребительских  цен на продовольственном рынке.

С начала года индекс потребительских  цен составил 101,4% (по России – 104,7%),  в том числе на продовольственные  товары –100,6% (102,1%).

Последние 4 месяца (июнь –  сентябрь) на потребительском рынке  области наблюдается дефляция, что  связано с приходом на рынок овощной  продукции и картофеля нового урожая.

По оценке к концу года инфляция составит 4,5% - это лучший результат  за последнее десятилетие.

Заработная плата выросла  почти на 10% (16403 руб. за январь-август) (по России – 111,8%).

Значительный рост заработной платы  отмечается практически во всех основных сферах экономики: строительстве  – 117% (15582 руб.), добыче полезных ископаемых – 116% (17575 руб.), транспорте и связи  – 114% (18298 руб.), сельском хозяйстве – 112% (13006 руб.).

Заработная плата учителей с начала года повысилась на 30% (и  составила 15921 руб.).

Стабильный рост экономики  позволяет нам сохранить по итогам года набранные темпы в показателях  качества жизни населения. По итогам 2011 года средняя заработная плата по области превысит 17 тысяч рублей с приростом на 11%,  среднедушевые денежные доходы населения вырастут на 10%.

Область традиционно отличается от других регионов стабильной ситуацией  на рынке труда. По уровню безработицы (0,7 %) регион занимает 1 место в ЦФО и 3 в России. Отсутствует напряженность на рынке труда  - число вакансий в 2 раза превышает потребность в рабочих местах.

За счет реализации крупных  инвестиционных проектов,  развития малого бизнеса введено около 9,5 тысяч рабочих мест.  Почти  половина рабочих мест создано на селе, что свидетельствует о поступательном экономическом развитии сельских территорий и их привлекательности.

До конца года позитивные тенденции на рынке труда сохранятся.

К позитивным тенденциями в демографии следует отнести сокращение в текущем году на 13% смертности и на 28% - естественной убыли населения.

На федеральном и региональном уровне принят ряд дополнительных мер  по стимулированию рождаемости.

Мерами социальной поддержки  охвачено 420 тысяч человек – это  каждый третий житель области.

На эти цели направлено 2,4 млрд. руб., в том числе из областного бюджета - 1,5 млрд. руб., федерального – 0,9 млрд. руб.

Поддержка малоимущих граждан  составила 495 млн. руб.

Особое внимание уделяется  поддержке семей с детьми, на что  направлено четверть миллиарда рублей – это на 8% больше, чем в прошлом  году. Результатом такой социальной политики стал рост на 10% (7209 семей) числа  многодетных семей.(см. рис. 2.13.)

 

Рис. 2.13. социальная поддержка  населения Липецкой области за 9 месяцев 2011 года.

 

В области активно реализуются  меры по снижению очередности в дошкольные образовательные учреждения.

С 1 сентября текущего года началась реализация инициативы главы администрации  области о ежемесячных выплатах (5 тыс. руб.) родителям, чьим детям не предоставлены места в детском  саду. Эта мера пользуется популярностью, на получение субсидий уже претендуют 1123 родителя.

С начала года создано 830 дошкольных мест, всего до конца года  путем  открытия дополнительных групп в  детских садах, на базе школ, реконструкции  зданий под детские сады, строительства  новых планируется создать 2 тыс. мест.

В текущем году в бюджете  области предусмотрено финансирование 42 областных целевых программ в  сумме  около 4,5 млрд. руб.  Фактически за январь-сентябрь  профинансировано около 3 млрд. руб. или 66% от запланированной  суммы.(см. рис. 2.14.)

 

Рис. 2.14. областные целевые  программы, реализуемые на территории области.

 

 В рамках перехода  на программно-целевой метод формирования  расходов бюджета в области  подготовлена нормативно-правовая  база, сформирован перечень из 17 государственных программ Липецкой  области, ведется работа по  разработке их проектов. [http://www.admlr.lipetsk.ru]

Подводя итог социально –  экономическому развитию области за 9 месяце 2011 года, год был успешным для региона во многих отраслях. (Приложение 8).

 

 

 2.2 Стратегия государственного регулирования социально экономического развития Липецкой области.

 

Липецкая область  - одна из крупнейших отечественных, европейских  и мировых производителей современной  высокотехнологичной промышленной продукции, отвечающей требованиям  самых высоких стандартов качества, в рамках международной интеграции и международного разделения труда;

  • регион резкого подъёма эффективности сельского хозяйства за счёт использования новейших технологий производства, оптимального подбора сельскохозяйственных культур и плодородных почв;
  • регион качественного демографического роста за счёт повышения рождаемости, снижения уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, притока квалифицированных кадров из других регионов страны и привлечения соотечественников из стран СНГ;
  • регион с высоким социальным развитием, обеспечивающим достижение европейских и мировых стандартов качества жизни.[13, с. 114]

Концептуальной идеей  любой Стратегии является определение  миссии региона – его предназначения, характеризующегося целями и задачами, для реализации которых он осуществляет свою деятельность.

Миссией Липецкой области  является лозунг: «От европейских  стандартов качества продукции –  к европейским стандартам качества жизни населения». Исходя из миссии, определены главные стратегические цели развития региона, заключающиеся  в повышении благосостояния и  качества жизни населения на территории области, обеспечении устойчивых темпов качественного экономического роста, усилении конкурентных позиций области  в России и в мире.[15, с. 77]

     Стратегия  социально-экономического развития  Липецкой области на     период до 2020 года основывается  на следующих положениях:

  • социальная ориентация, нацеленная на повышение уровня и качества жизни населения области;
  • устойчивое развитие Липецкой области как необходимая система динамики социально-экономических процессов, их сбалансированность и экологичность;
  • межрегиональное и международное сотрудничество, призванное создавать условия для сочетания региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении стратегических проблем экономического, социального, экологического и территориального развития.

Реализация стратегии  предполагает несколько этапов:

1.Проектно-исследовательский (2006 – 2009 годы): проведение исследований инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области, организация процесса согласования приоритетов.

 2.Этап выработки мер государственного регулирования (2010 – 2015 годы): меры, направленные на реализацию Стратегии в рамках принятых областных целевых программ регионального развития и перспективной пространственной структуры развития области с последующим анализом результатов действий.

3.Этап системных преобразований (2015 – 2020 годы): реализация принятых  в соответствии со Стратегией  областных целевых программ регионального  развития и перспективной пространственной  структуры развития области. В  результате на территории области  будет сформировано нескольких  районов – точек роста, выступающих  значимыми центрами инновационного  развития области и оказывающими  максимально возможное мультипликационное  влияние на другие близлежащие  районы.

4.Создание точек роста  – это направление социально-экономического  развития области, которое приходит  на смену политике выравнивания  уровня территориального развития  и предполагает специальную фокусировку  финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов  в точках роста с последующим  распространением инновационной  активности на другие территории  области.

Точки роста Липецкой области:

  Особая экономическая  зона промышленно-производственного  типа «Липецк» в Грязинском районе (площадь свыше 10 кв. км, более 50 резидентов, 13 тыс. рабочих мест объём инвестиций – 21,5 млрд. рублей).

Информация о работе Социально - экономическое развитие Липецкой оласти