Социально - экономическое развитие Липецкой оласти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание

Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально–органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц, и обще го- сударственно – в масштабах всей страны. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность.

Работа состоит из  1 файл

диплом для печати.docx

— 707.40 Кб (Скачать документ)

Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении  достойного уровня благосостояния населения  в каждом регионе, в постепенном  выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении  ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция  экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры. Необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири и Дальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в сельской местности и с этой целью повсеместно внедрять многообразие форм собственности и предпринимательство в аграрной сфере. Важнейшей задачей является стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с экстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленных народов. В размещении производительных сил одной из главных задач остаются освоение уникальных природных богатств в северных и восточных районах, формирование программно-целевых, территориально-производственных комплексов при условии комплексного использования ресурсов и соблюдения экологических стандартов. Предстоит переспециализация новых приграничных районов, создание свободных экономических зон и технополисов для внедрения достижений мировой науки и ускорения экономического и социального прогресса. В этом процессе все большая часть задач и мер по региональному развитию должна закрепляться за регионами, но это не должно носить стихийный характер. Контроль и направляющее руководство регионами со стороны государства должны сохраниться. Важнейшим условием развития и функционирования рыночных отношений является организация межтерриториальных экономических связей. Основными формами этих связей в условиях рынка являются: материальный товарообмен результатами своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг, совместное проведение регионами работ производственного и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой налоговой политики, политики ценообразования, демографической политики. В условиях становления рыночных отношений возрастает роль внешнеэкономических связей. В качестве первоочередных направлений взаимодействия с инофирмами выделяются следующие: совместное освоение природных ресурсов; создание совместных предприятий; совместная реализация экологических проектов на базе передовых достижений зарубежной технологии и реализация отечественных проектов с применением импортной техники, привлечением иностранных капиталов, использованием зарубежного опыта и новейших технологий для повышения производительности труда в промышленности, продуктивности сельскохозяйственного производства и организации фермерских хозяйств; использование опыта наиболее развитых стран в формировании и функционировании рыночной инфраструктуры; привлечение иностранных специалистов для консультаций и подготовки управленческих кадров. В условиях рынка особенно важно приспособление к структуре потребительского спроса, создание ресурсов потребления, повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта российской продукции, интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Говоря о кризисе экономики России в целом, нельзя не сказать о нарастающих противоречиях в отношениях между отдельными регионами. Не все регионы в одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из них в силу неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают поставлять свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля. Например, нефтедобывающие регионы стремятся продавать нефть на мировом рынке, а не на внутреннем, так как внутренняя цена одной тонны нефти меньше мировой цены. Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона. Успех экономической реформы в России предполагает сочетание разнообразия конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и в то же время единства общих принципов функционирования рынка на всей территории страны. Следует принимать во внимание, что регионы России сильно различаются по темпам проведения реформ, развитию коммерческих структур и инфраструктуры рынка, внешнеэкономической деятельности, проникновению иностранного капитала. Значительны различия в отношении к рыночным реформам населения индустриальных и аграрных регионов, а также регионов с преимущественно русским населением и национальных республик. Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся в процессе функционирования общественного производства. Эта система обусловлена разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил и природно-географическими условиями. Развитие межрегиональных экономических связей предусматривает и взаимовыгодный межрегиональный обмен продукцией, регулируемый соглашениями между субъектами Федерации, городами, отдельными крупными предприятиями. В настоящее время регионы стремятся наладить в своих пределах выпуск продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка. В то же время территориальные рынки нельзя рассматривать в изоляции от общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Емкость и структура региональных рынков определяются не только товарами, производимыми в данном регионе, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом. Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие обмена, горизонтальных связей между регионами. [14, с.58]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 2. Анализ государственного  регулирования социально – экономического  развития Липецкой области.

 

2.1 Социально – экономическое  развитие Липецкой области. (По  итогам 9 месяцев 2011 года).

 

По итогам 9 месяцев позитивный характер экономического развития сохранился.(см. рис. 2.1)  О чем свидетельствуют увеличение производства в промышленности 102,5% (РФ – 105,2%), сельском хозяйстве– 128% (РФ - 115,9 %),  рост инвестиций  в основной капитал –  116,4% (РФ- 104,8%), высокая потребительская активность населения.

Улучшается ситуация на рынке труда. Формирование эффективно функционирующего рынка труда является важнейшей составляющей инновационной экономики.

Удорожание трудовых ресурсов и конкуренция за их наиболее квалифицированную  часть предъявляют новые требования к поиску механизмов регулирования  рынка труда, обеспечивающих рост занятости, в том числе за счет повышения  территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов. Основная цель региональной политики в области  развития рынка труда - создание условий  для эффективного использования  квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат  инфраструктуры рынка труда. Уровень безработицы  снизился до  0,7%,  продолжается рост заработной платы - 110% (16403 руб. за январь-август).

 

Рис. 2.1. Основные показатели социально – экономического развития Липецкой области за 9 месяцев 2011 года.

 

Внешнеторговый оборот области увеличился на 24% и составил 4,6 млрд. долл. США, в том числе  экспорт   увеличился  на  20%, импорт – на 37%,  из него  импорт машиностроительной  продукции - на 60%, что связано с ввозом в регион высокотехнологичного оборудования для реализации  инвестиционных проектов.

Положительное сальдо торгового  баланса области составляет 2,4 млрд. руб. Объем внешнеторгового оборота с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. А так же импорт и экспорт увеличивают свои объемы на 120 – 160 % в среднем. (см. рис. 2.2)

Рис. 2.2. Объем внешнеторгового  оборота за январь – сентябрь 2011 года, млн. долларов США.

 

По данным Министерства регионального  развития Липецкая область  вошла  в состав 20-ти  регионов с максимальным значением сводного индекса  социально-экономического положения, заняв 17  место  среди  субъектов РФ.(см. рис. 2.3.)

 

Рис. 2.3. Место, занимаемое Липецкой областью среди субъектов РФ.

 

Продолжился рост промышленного  производства – индекс производства составил 102,5%. Наиболее высокие темпы  - в машиностроении, в том числе  производствах транспортных средств (160%), машин и оборудования (125,4%) и  производстве  неметаллических минеральных  продуктов (113 %).

Увеличился выпуск культиваторов  в 2,5 раза, теплообменников - в 1,7 раза, бетономешалок - в 1,2 раза,  насосов -1,3 раза, стиральных машин в 1,4 раза, холодильников и морозильников - в 1,2 раза, стеновых блоков и конструкций сборных железобетонных – в 1,5 раза.

Ожидается, что эти отрасли  останутся лидерами роста и по году (в машиностроение -  118%, производстве строительных материалов – 110%).

(см. рис. 2.4.)

 

 

Рис. 2.4. Индексы промышленного  производства по видам экономической  деятельности за 9 месяцев 2011 года, %.

 

Рост цен на сталь на мировых рынках с июля  текущего года  обусловил оживление металлургического  производства в третьем квартале и его рост в августе - сентябре (103,4% и 102,7%) сложился выше,  чем в  среднем по промышленности (103,3% и 102,5%).

В IV квартале ожидается увеличение прироста в металлургии, что,  в основном, обусловлено запуском новой доменной печи и конвертера. В целом по металлургии индекс составит -  103,5%.(см. рис. 2.5)

 

 

Рис. 2.5. Индексы промышленного  производства по видам экономической  деятельности в 2011 году к соответствующему периоду 2010 года, в %.

 

 

 

    Учитывая тенденции  развития основных отраслей прирост промышленного производства ожидается в целом по итогам года на уровне 3,7%.

Основными целями аграрной политики являются устойчивое развитие сельских территорий, повышение конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства. К 2012 году в оборот будет дополнительно вовлечено около 24 тыс. га пашни. Долю площади, засеваемой элитными семенами, намечено увеличить вдвое и довести до 10%.

В сельском хозяйстве преодолены последствия прошлогодней засухи.

Рост производства валовой  продукции составил 128%, растениеводства -148%, животноводства - 105%.

По предварительной оценке будет собрано 2,2 млн. тонн зерна. Выше урожай был только в 2008 и 2009 годах.

Наблюдается рост по всем основным культурам – картофель (в 1,8 раза), овощи (115%).

В текущем году ожидается  рекордный урожай сахарной свеклы – 3,5 млн. тонн.

В условиях ограниченности производственных мощностей приобретает  особое значение отлаженность договорных отношений, применение современных  методов хранения свеклы.

Производство мяса возросло на 9%, в том числе в сельхозпредприятиях  и крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 11%, в том числе производство мяса птицы увеличилось на 19% (на 12 тыс. тонн), мяса свиней - на 2% (на 0,6 тыс. тонн). (см. рис. 2.6.)

 

Рис. 2.6. Основные показатели агропромышленного комплекса за январь – сентябрь 2011 года.

 

 

Сегодня область не только полностью обеспечивает внутренние потребности основными видами сырья  и продовольствия за счет собственного производства, но и располагает серьезными ресурсами для вывоза за пределы  области зерна, картофеля, сахара, мяса.

 Уровень самообеспеченности  по зерну составил 157%, картофелю  - 124%. Производство сахара в 9,5 раза превышает фонд внутреннего  потребления, мяса – в 2 раза. (см. рис. 2.7.)

Рис. 2.7. Баланс ресурсов и  использования основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия за 2011 год.

 

 

Это результат целенаправленной агропродовольственной политики и  государственной поддержки.   В текущем году  ее уровень  значительно увеличен. С начала года на село направлено 2,3 млрд. руб., что  в 1,7 раза выше соответствующего уровня 2010 года.

В 2012 году проектом федерального бюджета на развитие сельского хозяйства  в рамках Госпрограммы предусмотрено 130 млрд. руб. (104% к 2011 году).

В области создаются  необходимые  условия для сбыта выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции.

В настоящее время в  области насчитывается 166 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в  том числе 102 – снабженческо-сбытовых.

В целом снабженческо-сбытовыми  кооперативами и заготовительными организациями в личных подсобных  хозяйствах закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 731,6 млн. руб. или 1,3 млн. руб. каждой.  [21, http://www.admlr.lipetsk.ru]

С начала года на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов и  заготовительных организаций выделено 10,5 млн. руб., что способствует активизации  процесса их создания.

С начала  года построено  и введено в эксплуатацию 423,5 тыс. кв. м жилья или 110% к уровню прошлого года. По итогам 2011 года задача по  вводу  760 тыс. кв. м. жилья будет выполнена.

В среднем по области введено 0,36 кв. м. жилья на человека.

Динамика инвестиций в  основной капитал демонстрирует  высокие темпы роста. Прирост  объемов инвестиций в основной капитал  за 9 месяцев 2011 года составил 16%, объем  инвестиций  - 68,5 млрд. руб.

Созданный благоприятный  инвестиционный климат позволил  области  войти в число 6 «пилотных» регионов,  где будут отрабатываться стандарты деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, которые в дальнейшем будут распространены на другие регионы.

В целом по области на душу населения приходится  57,6 тыс. руб. инвестиций в основной капитал.

Продолжается развитие особых экономических зон.

В особую экономическую зону промышленно-производственного типа федерального уровня "Липецк" привлечено 9 инвесторов, с объемом инвестиций около 16 млрд. руб., введены в эксплуатацию два предприятия, создано более 800 рабочих мест. В двух зонах промышленно-производственного  типа регионального уровня "Тербуны" и "Чаплыгинская" зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 6 инвесторов, заявленный объем инвестиций составляет около 17 млрд. руб.

В рамках созданного практически  впервые в России конкурентоспособного территориального кластера по производству белой техники выпуск комплектующих  осуществляют 10 предприятий, расположенных  в городах Липецке, Ельце, Лебедянском и Грязинском районах. На всех уровнях управления прочно утвердился программно-целевой метод воздействия на социально-экономические процессы. Создана необходимая нормативная правовая база. Область принимает участие во внедрении программно-целевых установок в государственном управлении и местном самоуправлении.

В ОЭЗ «Липецк» в июле текущего года введена в эксплуатацию 2 очередь завода ООО «Бекарт Липецк», в сентябре - 1 этап 1 очереди завода ООО «Гражданские припасы». На действующих предприятиях зоны с начала их деятельности произведено продукции на сумму 7,5  млрд. руб., в том числе в текущем году на 2,4 млрд.руб., или 2,6% от объема продукции обрабатывающих производств без учета черной металлургии.

 До конца года планируется  осуществить ввод в эксплуатацию 2-й очереди завода «СЭСТ-ЛЮВЭ», 1-х очередей  «ЛЗСК Оконные  системы», ООО «ПК РАЦИОНАЛ».

В особых экономических зонах  регионального уровня в текущем  году введена в эксплуатацию первая очередь немецкого проекта «Ропа», первый этап фармацевтического завода по производству антибиотиков и противоопухолевых препаратов ЗАО "Рафарма». Активно строятся в ОЭЗ «Чаплыгинская» завод запорной арматуры компании «Хавле Индустриверке», завод по производству систем капельного орошения ЗАО «Новый век агротехнологий», ввод первых этапов которых запланирован на  IV квартал  2011 года. Приступило к реализации проекта ОАО «Куриное Царство» в ОЭЗ «Елецпром». До конца года планируется ввести в эксплуатацию культурно-развлекательный центр в ОЭЗ «Задонщина».

Сегодня получает развитие такое направление поддержки  частной инициативы по формированию точек роста промышленного и  инновационного роста как индустриальные парки. (см. рис. 2.8.)

Информация о работе Социально - экономическое развитие Липецкой оласти