Социально - экономическое развитие Липецкой оласти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание

Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально–органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц, и обще го- сударственно – в масштабах всей страны. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность.

Работа состоит из  1 файл

диплом для печати.docx

— 707.40 Кб (Скачать документ)

Практически все применяемые  в настоящее время формы и  методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности так или иначе изменяют финансовые потоки, возникающие при формировании и использовании государственных финансовых ресурсов. В то же время научных разработок в этой области не ведется. Не сформулировано определение государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности, не выделены его формы, методы и инструменты. Требуют уточнения предлагаемые рядом авторов концепции применения на региональном уровне такого рода форм, методов и инструментов.

Таким образом, следует констатировать, что именно финансовое направление  государственного регулирования инвестиционной деятельности является наиболее актуальным в современных научных исследованиях.

Другим инструментом, регулирующим территориальное развитие области  являются федеральные целевые программы. Такие как, «Жилище на 2011-2015 годы», «Мероприятия по обеспечению жильем прокуроров и следователей», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Согласно постановлениям в области были введены областные  целевые программы рассчитанные сроком на 2009 – 2014 года. Вот некоторые  из них, Программа «развития малого и среднего предпринимательства  в Липецкой области на 2009-2012 гг», «развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области на 2009-2012 годы», «развитие жилищного строительства в Липецкой области на 2009-2013 годы»(Приложение 5, 6, 7) Большинство из них созданы на развитие конкуренции в Липецкой области, другие рассчитаны на поднятие культуры в области, следующие на улучшение социальной сферы, но так или иначе все эти программы созданы на общее развитие региона.

Все эти программа затрагивают  все сферы жизнедеятельности  общества и создаются в интересах  жителей липецкой области. Это и  программы модернизации образования, и развитие промышленности, и развитие здравоохранения, а так же комплексные  программы и многое другое.[17, с. 52]

В последнее время администрацией Липецкой области применяется такой  вид инструмента государственного регулирования как бюджетные инвестиции . заключается в осуществлении на территории, конкретных инвестиционных проектов (например, строительство промышленных предприятий, железнодорожных линий и т.п.), которые обеспечивают рост занятости, увеличение налогооблагаемой базы, реструктуризацию экономического потенциала, решение социальных проблем.

 

 

    2.4 Формирование  особых экономических зон (ОЭЗ)  – как инструмент государственного  регулирования территориального развития Липецкой области.

 

Липецкая область, наряду с другими пятью регионами  России, выиграла конкурс Минэкономразвития  РФ (МЭРТ) на создание особой экономической  зоны. Заявлена была промышленно-производственная ОЭЗ «Казинка» (по названию села в  Грязинском районе). Она представляет собой площадь в 1 тыс. га для организации на ней сборочных производств. Областные власти планировали инвестировать в инфраструктуру этой территории 800 млн рублей из облбюджета, около 760 млн рублей планировал выделить госбюджет. На территории ОЭЗ в ближайшие пять лет предполагалось разместить до 60 предприятий-резидентов. Общая сумма инвестиционных вложений ожидалась в размере порядка 21 млрд рублей.

Государственные  структуры  Липецкой области различного уровня определили порядок финансирования и ответственность, обязались совместно  действовать для достижения целей  по развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции  и развития инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для  обеспечения функционирования особой экономической зоны. Органы власти в своей деятельности выработали принципы взаимной ответственности, сотрудничества и информационного обмена в целях  наиболее эффективного использования  их экономического, научно-технического и промышленного потенциала. Взаимодействующие  государственные структуры в  настоящее время осуществляют финансирование создания инженерной, транспортной и  социальной инфраструктуры ОЭЗ за счет средств: федерального бюджета — 49 %; бюджета Липецкой области -51%. Определен перечень объектов, объем и сроки с указанием источников финансирования из федерального бюджета, бюджета Липецкой области для создания инфраструктуры особой экономической зоны .

Муниципальные образования  получили возможность подать в конкурсную комиссию заявку на создание ОЭЗ РУ на своей территории (Постановление  администрации области от 04.09.2006г. № 122 «О порядке конкурсного отбора заявок на создание особых экономических  зон регионального уровня» Распоряжение администрации области от 06.09.2006г. № 683-р «О составе конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических  зон регионального уровня»). Создание особых экономических зон регионального уровня представлялось руководству Липецкой области как инструмент для диверсификации экономики области и ликвидации отставания в развитии сельских территорий области от города Липецка — финансово-промышленного центра. Для привлечения инвесторов региональные власти предоставили будущим участникам ОЭЗ РУ государственную поддержку в виде значительных льгот и преференций, рассчитанных на пятилетний срок.

 Кроме того, Липецкая  область взяла на себя обязательство  по обеспечению свободных экономических  зон регионального уровня необходимой  инфраструктурой- дорожной сетью, электро и водоснабжением, ливневой канализацией, очистными сооружениями.

 Для разработки Программы  создания и развития особых  экономических зон регионального  уровня с целью выявления проблем  был осуществлен анализ развития  основных отраслей народного  хозяйства и направлений развития  Липецкой области. На основе  проведенного анализа выявлено, что развитие обрабатывающих  производств с высокой добавленной стоимостью является главным резервом подъема экономики и ориентиром на внедрение новейших технологий и возможно только за счет поворота к инновационному пути развития, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. В сложившихся условиях инструментом, позволяющим решать поставленные задачи, выбрано создание на территории области особых экономических зон как федерального, так и регионального уровней. Создание особых экономических зон регионального уровня по замыслу позволяло придать ускорение развитию муниципальных образований области посредством создания и развития новых высокотехнологичных производств, позволяющих расширить доходную базу бюджетов различного уровня, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, привлечь инвестиции в реальные активы и создать привлекательную инвестиционную среду в муниципальных образованиях. В стране сегодня слышны разговоры о якобы налоговых потерях бюджета от создания ОЭЗ. Говорить о каких-то потерях, которые несет областной бюджет Липецкой области от недополученных налогов, на наш взгляд, абсурдно. Очевидно, если нет предприятий — нет и налогов, ни в настоящем, ни в будущем. Главное в этом деле — дать импульс развитию территории через механизм особых экономических зон, а льготы — необходимое условие для привлечения бизнеса. Особенно это актуально для сельских территорий России, где ныне царит бедность и безработица, имеет место опустынивание территорий . С карты России за годы этих реформ исчезло более 20 тыс. деревень . Что касается оценок, то любую деятельность лучше всего характеризует независимая оценка. [20, http://gorod.vlipetske.ru/]

Так, в 2009 г. по результатам исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» Липецкая область вышла на первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, отчасти благодаря ОЭЗ «Липецк». Общая площадь ОЭЗ ППТ «Липецк» составляет 1 024 га, из которых сегодня резиденты занимают 176,2 га. Резидентами ОЭЗ «Липецк» являются компании с заявленным объёмом инвестиций в 55,6 млрд. рублей, предполагаемым созданием более 4,5 тыс. рабочих мест, среди них:

Итальянские компании:

ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» – предприятие  по производству испарителей и конденсаторов  холодильного оборудования для организаций  торговли. Реализация проекта предусматривает инвестиции в сумме 360 млн. рублей и создание 70 рабочих мест;

ООО «Мондиаль Груп Ист» – предприятие по производству торгово-промышленного оборудования. Объём заявленных инвестиций 763 млн. рублей, планируется создать 206 рабочих мест;

ООО «АЛУ-ПРО» – предприятие  по производству алюминиевых профилей с применением высокотехнологического оборудования. Объём заявленных инвестиций – 370 млн. рублей, количество рабочих  мест – 40;

ООО «Фенци» – предприятие по производству высококачественных уплотнителей для стекольной продукции с применением экологически чистых, инновационных технологий. Объём заявленных инвестиций – 550 млн. рублей, количество рабочих мест – 50.

Японская компания ООО  «Йокохама Р.П.З.» – предприятие  по производству автомобильных шин. Объём заявленных инвестиций – 11,8 млрд. рублей, количество рабочих мест – 1 328.

Бельгийская компания ООО  «Бекарт-Липецк» – предприятие по выпуску металлокорда и бортовой проволоки для шинной промышленности. Объём заявленных инвестиций – 3,8 млрд. рублей, количество рабочих мест – 250.

Российские компании:

ООО «ЧСЗ-Липецк» – предприятие по производству облегчённой стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности. Начиная с 2007 года, общий объём инвестиций составил более 4,2 млрд. рублей, создано 645 рабочих мест;

ООО «ПК «Рационал» – предприятие по производству энергоблоков, модульных котельных, трубопроводной арматуры. Объём заявленных инвестиций – 1,8 млрд. рублей, количество рабочих мест – 550;

ООО «Белон-Метакон» – предприятие по производству металлоконструкций и сэндвич-панелей. Объём заявленных инвестиций – 1,3 млрд. рублей, количество рабочих мест – 350;

ООО «ЛЗСК «Оконные системы» – предприятие по производству изделий  из листового стекла – стеклопакетов, триплекса и закалённого стекла. Объём заявленных инвестиций – 1,8 млрд. рублей, количество рабочих мест – 150;

ООО «Биоэтанол» – предприятие по производству биотоплива. Объём заявленных инвестиций – 2,8 млрд. рублей, количество рабочих мест – 140;

ООО «Липецкий комбинат теплоизоляционных  материалов» – предприятие по производству теплоизоляционных материалов для промышленного и гражданского строительства. Объём заявленных инвестиций – 1,7 млрд. рублей, количество рабочих  мест – 250;

ООО «Солнечная индустриальная компания» – предприятие по производству слитков и пластин мультикристаллического кремния для солнечной энергетики. Объём заявленных инвестиций – 1,4 млрд. рублей, количество рабочих мест – 64;

ООО «Энерготехнологии Липецк» – предприятие по производству электрической и тепловой энергии. Объём заявленных инвестиций – 17,046 млрд. рублей, количество рабочих мест – 100;

ООО «Российский Центр  Нанотехнологий» – предприятие по производству наноматериалов. Объём заявленных инвестиций – 1,3 млрд. рублей, количество рабочих мест – 150;

ООО «Гражданские припасы» – предприятие по производству металлопластиковых гильз гражданского назначения. Объём  заявленных инвестиций – 2,7 млрд. рублей, количество рабочих мест – 60;

ООО «Липецкий офсетный комбинат»  – предприятие по производству картонной  упаковки и журнальной продукции. Объём  заявленных инвестиций – 4 млрд. рублей, количество рабочих мест – 250.

На сегодняшний день объём  освоенных инвестиций всех резидентов составляет 7,5 млрд. рублей. Создано  около 1,4 тыс. рабочих мест. В перспективе  до 2025 года планируется привлечь около 50 резидентов с объёмом инвестиций более 150 млрд. рублей и созданием 14 тыс. рабочих мест.[21, http://www.admlr.lipetsk.ru].

Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод, что Особая экономическая зона промышленно-производственного  типа «Липецк» – один из самых успешных проектов по диверсификации экономики, реализованных за последние годы. На фоне негативных тенденций существующей нестабильности и кризисной ситуации это один из немногих проектов, генерирующих динамичные показатели: от объёма привлекаемых инвестиций и количества создаваемых  рабочих мест до разработки и реализации новейших промышленных и управленческих технологий.

Приоритетные направления  развития: машиностроение, металлообработка, электромашиностроение, энергомашиностроение, производство строительных материалов.

 

 

ГЛАВА 3. Пути совершенствования  государственного регулирования социально  – экономического развития Липецкой области.

 

3.1 Проблемы государственного регулирования социально – экономического развития Липецкой области.

 

В настоящее время на дальнейшее социально-экономическое развитие области могут оказать влияние  долговременные системные вызовы, отражающие как тенденции развития экономики  России, так и внутренние барьеры  развития. Первый вызов связан с  резко усиливающейся ролью инноваций  в социально-экономическом развитии и утратой многих традиционных факторов роста:

Информация о работе Социально - экономическое развитие Липецкой оласти