Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа
Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально–органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц, и обще го- сударственно – в масштабах всей страны. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность.
Практически все применяемые в настоящее время формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности так или иначе изменяют финансовые потоки, возникающие при формировании и использовании государственных финансовых ресурсов. В то же время научных разработок в этой области не ведется. Не сформулировано определение государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности, не выделены его формы, методы и инструменты. Требуют уточнения предлагаемые рядом авторов концепции применения на региональном уровне такого рода форм, методов и инструментов.
Таким образом, следует констатировать,
что именно финансовое направление
государственного регулирования инвестиционной
деятельности является наиболее актуальным
в современных научных
Другим инструментом, регулирующим территориальное развитие области являются федеральные целевые программы. Такие как, «Жилище на 2011-2015 годы», «Мероприятия по обеспечению жильем прокуроров и следователей», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».
Согласно постановлениям в области были введены областные целевые программы рассчитанные сроком на 2009 – 2014 года. Вот некоторые из них, Программа «развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг», «развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области на 2009-2012 годы», «развитие жилищного строительства в Липецкой области на 2009-2013 годы»(Приложение 5, 6, 7) Большинство из них созданы на развитие конкуренции в Липецкой области, другие рассчитаны на поднятие культуры в области, следующие на улучшение социальной сферы, но так или иначе все эти программы созданы на общее развитие региона.
Все эти программа затрагивают все сферы жизнедеятельности общества и создаются в интересах жителей липецкой области. Это и программы модернизации образования, и развитие промышленности, и развитие здравоохранения, а так же комплексные программы и многое другое.[17, с. 52]
В последнее время администрацией
Липецкой области применяется такой
вид инструмента
2.4 Формирование
особых экономических зон (ОЭЗ)
Липецкая область, наряду с другими пятью регионами России, выиграла конкурс Минэкономразвития РФ (МЭРТ) на создание особой экономической зоны. Заявлена была промышленно-производственная ОЭЗ «Казинка» (по названию села в Грязинском районе). Она представляет собой площадь в 1 тыс. га для организации на ней сборочных производств. Областные власти планировали инвестировать в инфраструктуру этой территории 800 млн рублей из облбюджета, около 760 млн рублей планировал выделить госбюджет. На территории ОЭЗ в ближайшие пять лет предполагалось разместить до 60 предприятий-резидентов. Общая сумма инвестиционных вложений ожидалась в размере порядка 21 млрд рублей.
Государственные структуры Липецкой области различного уровня определили порядок финансирования и ответственность, обязались совместно действовать для достижения целей по развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для обеспечения функционирования особой экономической зоны. Органы власти в своей деятельности выработали принципы взаимной ответственности, сотрудничества и информационного обмена в целях наиболее эффективного использования их экономического, научно-технического и промышленного потенциала. Взаимодействующие государственные структуры в настоящее время осуществляют финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ за счет средств: федерального бюджета — 49 %; бюджета Липецкой области -51%. Определен перечень объектов, объем и сроки с указанием источников финансирования из федерального бюджета, бюджета Липецкой области для создания инфраструктуры особой экономической зоны .
Муниципальные образования
получили возможность подать в конкурсную
комиссию заявку на создание ОЭЗ РУ
на своей территории (Постановление
администрации области от 04.09.2006г.
№ 122 «О порядке конкурсного отбора
заявок на создание особых экономических
зон регионального уровня»
Кроме того, Липецкая
область взяла на себя
Для разработки Программы
создания и развития особых
экономических зон
Так, в 2009 г. по результатам исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» Липецкая область вышла на первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, отчасти благодаря ОЭЗ «Липецк». Общая площадь ОЭЗ ППТ «Липецк» составляет 1 024 га, из которых сегодня резиденты занимают 176,2 га. Резидентами ОЭЗ «Липецк» являются компании с заявленным объёмом инвестиций в 55,6 млрд. рублей, предполагаемым созданием более 4,5 тыс. рабочих мест, среди них:
Итальянские компании:
ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» – предприятие по производству испарителей и конденсаторов холодильного оборудования для организаций торговли. Реализация проекта предусматривает инвестиции в сумме 360 млн. рублей и создание 70 рабочих мест;
ООО «Мондиаль Груп Ист» – предприятие по производству торгово-промышленного оборудования. Объём заявленных инвестиций 763 млн. рублей, планируется создать 206 рабочих мест;
ООО «АЛУ-ПРО» – предприятие
по производству алюминиевых профилей
с применением
ООО «Фенци» – предприятие по производству высококачественных уплотнителей для стекольной продукции с применением экологически чистых, инновационных технологий. Объём заявленных инвестиций – 550 млн. рублей, количество рабочих мест – 50.
Японская компания ООО
«Йокохама Р.П.З.» –
Бельгийская компания ООО «Бекарт-Липецк» – предприятие по выпуску металлокорда и бортовой проволоки для шинной промышленности. Объём заявленных инвестиций – 3,8 млрд. рублей, количество рабочих мест – 250.
Российские компании:
ООО «ЧСЗ-Липецк» – предприятие по производству облегчённой стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности. Начиная с 2007 года, общий объём инвестиций составил более 4,2 млрд. рублей, создано 645 рабочих мест;
ООО «ПК «Рационал» – предприятие по производству энергоблоков, модульных котельных, трубопроводной арматуры. Объём заявленных инвестиций – 1,8 млрд. рублей, количество рабочих мест – 550;
ООО «Белон-Метакон» – предприятие по производству металлоконструкций и сэндвич-панелей. Объём заявленных инвестиций – 1,3 млрд. рублей, количество рабочих мест – 350;
ООО «ЛЗСК «Оконные системы»
– предприятие по производству изделий
из листового стекла – стеклопакетов,
триплекса и закалённого
ООО «Биоэтанол» – предприятие по производству биотоплива. Объём заявленных инвестиций – 2,8 млрд. рублей, количество рабочих мест – 140;
ООО «Липецкий комбинат теплоизоляционных
материалов» – предприятие по
производству теплоизоляционных материалов
для промышленного и
ООО «Солнечная индустриальная
компания» – предприятие по производству
слитков и пластин
ООО «Энерготехнологии Липецк» – предприятие по производству электрической и тепловой энергии. Объём заявленных инвестиций – 17,046 млрд. рублей, количество рабочих мест – 100;
ООО «Российский Центр Нанотехнологий» – предприятие по производству наноматериалов. Объём заявленных инвестиций – 1,3 млрд. рублей, количество рабочих мест – 150;
ООО «Гражданские припасы» – предприятие по производству металлопластиковых гильз гражданского назначения. Объём заявленных инвестиций – 2,7 млрд. рублей, количество рабочих мест – 60;
ООО «Липецкий офсетный комбинат» – предприятие по производству картонной упаковки и журнальной продукции. Объём заявленных инвестиций – 4 млрд. рублей, количество рабочих мест – 250.
На сегодняшний день объём освоенных инвестиций всех резидентов составляет 7,5 млрд. рублей. Создано около 1,4 тыс. рабочих мест. В перспективе до 2025 года планируется привлечь около 50 резидентов с объёмом инвестиций более 150 млрд. рублей и созданием 14 тыс. рабочих мест.[21, http://www.admlr.lipetsk.ru].
Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод, что Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» – один из самых успешных проектов по диверсификации экономики, реализованных за последние годы. На фоне негативных тенденций существующей нестабильности и кризисной ситуации это один из немногих проектов, генерирующих динамичные показатели: от объёма привлекаемых инвестиций и количества создаваемых рабочих мест до разработки и реализации новейших промышленных и управленческих технологий.
Приоритетные направления развития: машиностроение, металлообработка, электромашиностроение, энергомашиностроение, производство строительных материалов.
ГЛАВА 3. Пути совершенствования государственного регулирования социально – экономического развития Липецкой области.
3.1 Проблемы государственного регулирования социально – экономического развития Липецкой области.
В настоящее время на дальнейшее
социально-экономическое
Информация о работе Социально - экономическое развитие Липецкой оласти