Социально - экономическое развитие Липецкой оласти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание

Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально–органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц, и обще го- сударственно – в масштабах всей страны. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность.

Работа состоит из  1 файл

диплом для печати.docx

— 707.40 Кб (Скачать документ)
  • низкая инвестиционная активность большинства промышленных предприятий;
  • снижение объемов инвестиций в машиностроительный комплекс;
  • незначительная доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, - всего 10% и доля инновационной продукции в общем выпуске - 4%;
  • низкий уровень внутренних затрат на исследования и разработки - всего 0,03% ВРП (в развитых странах - 2 - 2,5%);
  • ухудшение соотношения темпов прироста заработной платы и производительности труда. Опережающий рост зарплаты приводит к повышению издержек и снижению конкурентоспособности продукции;
  • усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами;
  • диспропорции в территориальном развитии, дальнейшее накопление которых может повысить риски замедления темпов роста экономики области.

Ответ на этот вызов обуславливает  необходимость повышения конкурентоспособности  экономики области за счет инновационного обновления и привлечения инвестиций, прежде всего, в целях выравнивания развития территорий, повышения производительности труда, которая будет определяться уровнем образования и креативности самих работников.

Второй вызов обусловлен возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития:

  • старение населения и его высокая смертность, которая превышает российский уровень на 14% (коэффициент по Российской Федерации - 15 на тысячу человек населения, по области - 17,1);
  • низкая продолжительность жизни - 67,3 года;
  • увеличивающаяся дифференциация населения по уровню доходов. Доходы 10% наиболее обеспеченных граждан почти в 13 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных граждан;
  • возрастающая территориальная асимметрия по уровню доходов и среднемесячной заработной платы;
  • сохраняющееся население с доходами ниже величины прожиточного минимума;
  • снижение численности населения и занятых в экономике на фоне демографического дисбаланса. Степень обновления трудовых ресурсов существенно ухудшится после 2008 года, когда в трудоспособный возраст войдут лица, которые родились в начале 90-х годов, когда значительно уменьшились показатели рождаемости;
  • дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда и достаточно высокий уровень незанятого населения в сельской местности.

Для области ответ на этот вызов предполагает преодоление  сложившихся негативных тенденций  в развитии человеческого потенциала путем:

  • стабилизации численности населения и занятых в экономике на основе проведения последовательной демографической политики, изменения образа жизни людей, повышения уровня социального оптимизма и эффективного регулирования миграции;
  • повышения эффективности функционирования отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор), высокие стандарты жизни населения;
  • превращения среднего класса в доминирующую силу, сокращения социального неравенства.

Действие вышеназванных  вызовов усиливается нерешенностью  ряда институциональных проблем:

  • сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности, значительный уровень административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, не совсем прозрачная система земельных отношений, низкая корпоративная культура;
  • слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, недостаточно эффективное государственное управление;
  • низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;
  • слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса. В числе таких барьеров  - поддержание устойчивых доходов предприятий и бюджета, решение проблем предприятий малорентабельных отраслей (транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, материально-технического снабжения и сбыта), а также поиск путей поддержки и обеспечение высокооплачиваемыми рабочими местами жителей района с низкими доходами.

Рассматривая проблемы социально  – экономического развития липецкой области, нельзя не отметить слабые стороны. Это моноотраслевая структура промышленности, 90 % экспорта приходится на черную металлургию, износ основных фондов > 60 %, неполная загрузка производственных мощностей, высокий удельный вес убыточных предприятий, высокий удельный вес продукции с низкой долей добавочной стоимости, снижение эффективности легкой и химической промышленности, низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства, снижение конкурентноспособности ряда отраслей экономики, неэффективная пространственная организация, снижение экономического  потенциала территории, территориальная ассиметрия экономического развития, наличие монофункциональных городов. Так же есть и проблемы социального характера, Сложная демографическая ситуация, естественная убыль населения и увеличение доли населения пенсионного возраста с резким ростом социальной нагрузки на обществе, низкий миграционный приток населения, снижение трудового потенциала, недостаток квалифицированных кадров, возрастающая дифференциация доходов населения, провоцирующая социальную напряженность в обществе.  Но есть и сильные стороны региона. Такие как ежегодный рост объема производства (105%), рост инвестиций в основной капитал (на 30% в 2005 г. к 2004 г.), рост производства импортозамещающих комплектующих изделий для белой техники, наращивание объемов производства белой техники и гарантируемый  выход на планируемую мощность, крупномасштабное техническое перевооружение на ряде предприятий области, строительство новых объектов и производств. Руководство администрации Липецкой области пытается решить существующие проблемы, путем создания региональных целевых программ, в некоторых случаях полагаясь на помощь федеральных властей.[17, с.43]

 

 

 

3.2 Прогнозы и  перспективы  государственного регулирования  социально – экономического развития  Липецкой области.

 

Липецкая область относится  к продвинутым субъектам Российской Федерации, входит в число лидеров  и является одной из опорных точек  социально-экономического развития России.

Липецкая область успешно  встроена в общероссийский и мировой  рынок, достигнув высоких показателей  экономического роста, и входит в  группу семи регионов Российской Федерации  с высоким уровнем социально-экономического развития.

Руководство области не останавливается  на достигнутом и, разрабатывая социально-экономическую стратегию области, ставит перед ней крупные задачи. В частности, поставлена задача по преодолению сырьевой направленности промышленности и доминирующей роли черной металлургии, ускоренному развитию обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего машиностроения.

Администрацией Липецкой области каждый год вводятся новые  программы по улучшению жизни  населения региона. Руководство  всецело пытается регулировать все  сферы жизнедеятельности общества. Создавая благоприятный социальный и экономический климат.

        Основными целями развития области являются:

  • повышение благосостояния и качества жизни населения на территории области;
  • обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций области в России и в мире.

Достижение этих целей  означает к концу 2012 года:

  • рост обобщающего показателя уровня жизни - ВРП на душу населения до 277,6 тыс. руб.;
  • ожидаемую продолжительность жизни - 68,6 лет;
  • повышение качества и комфортности условий жизни населения, информированности и всеобщей доступности различного вида услуг, в том числе: образования, здравоохранения, культуры, физкультуры, спорта и туризма;
  • средний уровень обеспеченности жильем 29 кв. м на человека (или около 88 кв. м на среднестатистическую семью);
  • благоприятную среду обитания человека: улучшение экологической ситуации, повышение уровня благоустроенности жилья и населенных пунктов, гарантированную реализацию конституционных прав граждан, включая наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения безопасности, снижение преступности;
  • дальнейшее изменение социальной структуры общества за счет увеличения доли среднего класса, которая составит 35% населения;
  • сохранение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на уровне 10,7%;
  • инновационное развитие экономики путем внедрения передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг;
  • территориальное выравнивание экономики области на основе развития имеющихся и формирования новых "точек роста", уменьшения масштабов региональной дифференциации.
  • сохранение демографического потенциала территории, и в первую очередь населения сельской местности;
  • повышение и закрепление трудовой иммиграции на территорию области в целях увеличения трудовых ресурсов;
  • преломление тенденции центростремительного вектора развития территории области, активизация социально-экономического развития периферийных районов;
  • совершенствование сложившейся системы расселения, "усиление" полицентрической организации территории и межрайонных центров.

 

Системное достижение поставленных целей состоит в переходе экономики  области к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит расширить  конкурентный потенциал области  за счет наращивания ее сравнительных  преимуществ социально-экономического и инфраструктурного развития, территориального расположения, задействовать новые  источники экономического роста  и повышения благосостояния населения.

Формирование инновационной  экономики означает превращение  интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста наряду со значительным повышением эффективности использования природных  ресурсов и производственного потенциала.

Инновационный социально-ориентированный  тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик. Это - развитие на основе:

  • диверсификации экономики в сторону увеличения в структуре промышленности доли высокотехнологичных отраслей;
  • повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2012 году в 1,4 раза;
  • высокой инновационной активности предприятий, связанной с освоением новых технологий, обновлением ассортимента продукции, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 18 - 20%, а инновационной продукции в объеме выпуска - до 8 - 9%;
  • активизации прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться в 2012 году до 1,8% ВРП;
  • опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования, здравоохранения, жилищного строительства;
  • повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется дальнейшим ростом заработной платы. Среднемесячная заработная плата повысится в 2012 году до 16400 руб. (2007 год - 10907 руб.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В проведенных мною исследований на тему государственного регулирования социально – экономического развития Липецкой области была достигнута цель исследования направления повышения эффективности государственного регулирования территориального развития России (на примере Липецкой области). Для достижения поставленной цели были выполнены задачи раскрытия теоретические основы государственного регулирования территориальным развития РФ, анализ государственного регулирования развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальной сферы в Липецкой области и выработка предложения социально – экономического развития Липецкой области.

Исходя из этого можно  сделать выводы, что Липецкая область является одной из ведущих областей РФ по многим факторам. Липецкая область является:

  • один из крупнейших отечественных, европейских и мировых производителей современной высокотехнологичной промышленной продукции, отвечающей требованиям самых высоких стандартов качества, в рамках международной интеграции и международного разделения труда;
  • регион резкого подъёма эффективности сельского хозяйства за счёт использования новейших технологий производства, оптимального подбора сельскохозяйственных культур и плодородных почв;
  • регион качественного демографического роста за счёт повышения рождаемости, снижения уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, притока квалифицированных кадров из других регионов страны и привлечения соотечественников из стран СНГ;
  • центр русской духовности;
  • регион с высоким социальным развитием, обеспечивающим достижение европейских и мировых стандартов качества жизни.

Липецкая область располагает  мощным промышленным потенциалом. Стремление к инновационному типу экономического развития требует создания максимально  благоприятных условий для предпринимательской  инициативы, повышения конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности  предприятий, расширения их способности  к работе на внешнем и внутреннем рынках в условиях жёсткой конкуренции.

Стратегические ориентиры  инвестиционного развития в сфереобрабатывающих производств области:

• создание условий для системного перехода промышленности в режим инновационного развития, диверсификация промышленного комплекса;

• технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых зарубежных и российских технологий;

• развитие коммерциализации на производстве и внедрение результатов научно-технических разработок;

развитие особых экономических  зон федерального и регионального  уровней промышленно-производственного  типа;

• развитие территориально-производственных кластеров;

• внедрение энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий;

• внедрение технологий, снижающих влияние промышленных предприятий на загрязнение атмосферы, подземных и поверхностных вод, почв, недр, озонового слоя.

Информация о работе Социально - экономическое развитие Липецкой оласти