Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 19:42, курсовая работа
В данной работе рассмотрены вопросы (управления персоналом и производством), изучения приёмов взаимодействия с персоналом, улучшения стиля управленческой деятельности.
1. 4. Психология как инструмент управления
Психология
управления как наука продуцирует
психологические знания, применяемые
при решении проблемы управления
деятельностью трудового
Личность
работника изучается рядом
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием.
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение может быть не понятым.
Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива — всё это и многое другое составляют актуальность работы менеджера, подтолкнувшие меня к более тщательному изучению психологии управления.
Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К их числу относят следующие:
1) повышение
профессиональной
2) повышение
эффективности методов
3) поиск
и активизация человеческих
4) оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;
5) оценка
и улучшение социально-
1. 5. Психологические закономерности управленческой деятельности
Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие.
Закон неопределенности отклика. Другая его формулировка — закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат — к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.
Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.
Это объясняется
сверхсложностью природы и
Тем не
менее, любой человек как частный
представитель объектов социальной
реальности может быть познан. И
в настоящее время успешно
разрабатываются научные
Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов — осознаваемого (логическо - мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.
Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (постановления, приказы, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой — различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.
Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.
Закон
компенсации. При высоком уровне стимулов
к данной работе или высоких требованиях
среды к человеку, нехватка каких-либо
способностей для успешной конкретной
деятельности возмещается другими способностями
или навыками. Этот компенсаторный механизм
часто срабатывает бессознательно, и человек
приобретает опыт в ходе проб и ошибок.
Наука управления, естественно, не исчерпывается
приведенными выше психологическими законами.
Существуют многие другие закономерности,
честь открытия которых принадлежит ряду
выдающихся специалистов в области психологии
управления, чьи имена и присвоены этим
открытиям. Таковы законы Паркинсона,
принципы Питера, законы Мерфи и другие.
1. 6. Мотивация как фактор управления личностью
Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии.
Применительно к управлению хозяйственной деятельностью впервые проблема мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который считал, что людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и неистребимое стремление людей улучшать свое материальное положение. Но А. Смит разумел, прежде всего, мотивацию предпринимателя, что же касается мотивации рабочих, участников производственного процесса, то она А. Смита не интересовала совсем.
Этот пробел был восполнен американским теоретиком организации Ф. У. Тейлором. Создатель научной организации труда (НОТ) утверждал, что рабочими управляют только инстинкты удовлетворения потребностей физиологического уровня, поэтому их можно "приводить в действие" с помощью элементарных стимулов. Он предложил почасовую оплату труда. Повременная оплата труда не позволяет работнику распоряжаться своим временем, администрация же задает темп труда, запрещая самовольные остановки и перерывы. Избыток рабочей силы, неполная занятость населения явились мощным стимулом повышения производительности труда и, конечно же, влияли на мотивацию работников. Так продолжалось вплоть до 50—60-х годов 20-го столетия, когда этот метод в рыночной экономике исчерпал себя.
Наиболее популярной из теорий мотивации в пособиях и работах по практическому менеджменту является концепция А. Маслоу (1908 — 1970). Он первый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Эта иерархия может быть представлена следующей схемой:
Рис.1 Иерархия потребностей по Маслоу.
Данные потребности составляют пять основных уровней. Названия их, а также графическое их изображение могут быть несколько иными, но суть дела от этого не изменится.
Таким образом, согласно Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. Потребности физиологические, в безопасности, называемые первичными, потребностями нижнего уровня, служат основанием для удовлетворения потребностей высшего порядка — социальных, в успехе, в самовыражении (самоактуализации). Потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня.
Наряду
с иерархией потребностей, предложенной
А. Маслоу, в современных пособиях
по менеджменту используются те дополнения,
которые сделали к его
На основе
анализа и обобщения
Регуляторы мотивации | |||
1. Рабочая среда | 2. Вознаграждение | 3. Чувство безопасности | |
Рабочее
место
Уровень шума Фоновое звучание музыки Эргономика Столовая Дизайн Удобства Чистота Физические условия работы |
Зарплата
и прочие выплаты
Выходные Дополнительные выгоды Системы медобслуживания Социальные проблемы |
Опасение стать
лишним Ощущение своей принадлежности
к компании
Уважение и одобрение окружающих Приемлемый стиль управления Отношения с окружающими Осведомленность о том, как в компании обращаются с работниками | |
Главные мотиваторы | |||
4. Личностное развитие | 5. Чувство причастности | 6. "Интерес и вызов" | |
Ответственность
Экспериментирование Новый опыт
Возможности для обучения |
Владение информацией
Консультации Совместное принятие решений
Коммуникация Представительство |
Интересные
проекты Развивающий опыт Возрастающая
ответственность
Обратная связь с продвижением к цели |
Информация о работе Социально-психологические аспекты управления фирмой