ВВЕДЕНИЕ
Переход народнохозяйственного
комплекса Российской Федерации
на принципы рыночной экономики
в условиях либерализации цен,
высокого уровня инфляции и
дефицита государственного бюджета
остро поставил проблему выживаемости
отраслей социальной сферы, находящихся
на бюджетном финансировании. Сегодня
они также переживают серьезный кризис
в связи с недостатком финансовых и материальных
ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием
организационно-экономического механизма,
адекватного рыночной экономике, эффективных
рычагов социальной защиты и поддержки
важнейших отраслей социальных услуг,
образования, здравоохранения, культуры,
жилищно-коммунального хозяйства. Возникновение
и развитие коммерческого сектора в данный
сфере с более высоким уровнем оплаты
труда, либерализация выезда из страны
ведут к оттоку наиболее квалифицированных
кадров специалистов из организаций социальной
сферы в коммерческий сектор и за границу
- так называемой "утечке мозгов".
Остающиеся работники теряют стимулы
к высокоэффективному труду, для отстаивания
своих интересов прибегают к забастовкам.
В этих условиях возрастает значение поиска
адекватных форм социальной поддержки
отраслей социальных услуг, в том числе
реформирования их организационно-хозяйственного
механизма на принципах социальной рыночной
экономики, обеспечивающих не только выживание
данной сферы, но и дальнейшее развитие
в рыночной среде. При этом часто звучат
призывы к коммерциализации отраслей
и учреждений социального комплекса, переводу
их на рельсы коммерческого хозяйствования
на основе "Закона о предприятиях и
предпринимательской деятельности в Российской
Федерации", что не соответствует теории
и практике стран Запада с развитой рыночной
экономикой. Крупные проблемы теории и
практики деятельности отраслей социальных
услуг, оптимизации их хозяйственного
механизма встают в связи с процессами
приватизации, начинающимися в данной
сфере, в том числе в ходе приватизации
социальной инфраструктуры предприятий
материального производства, а также с
условиями разработки политики разгосударствления
и приватизации в данной сфере. Для этого
нужно определить концептуальные основы
реализации принципов смешанной экономики
в социальном комплексе с учетом его важных
функций в системе социальной защиты населения
в рыночной экономике. В частности, необходим
учет зарубежного опыта развитых стран,
где значительная масса негосударственных
организаций в социально-культурных отраслях
работает на принципах некоммерческого
хозяйствования. Серьезным вопросом демократизации
управления социально-культурным комплексом
при переходе к рынку является политика
регионализации и муниципализации путем
расширения полномочий государственных
органов республик в составе РФ, краев,
областей и местного самоуправления по
регулированию и развитию данного комплекса.
Отдельные отрасли социальной
сферы имеют существенные особенности
формирования хозяйственного механизма
при переходе к рыночной экономике,
что также подтверждает богатый
зарубежный опыт.
Вышеуказанные проблемы требуют
разработки комплекса теоретических
и практических вопросов по
формированию основ механизма
хозяйствования в социальной
сфере и его отдельных отраслях
при переходе к рынку, а также
учета особенностей и форм
смешанной экономики, собственности
и хозяйствования, специфики государственного
управления и регулирования деятельности
их первичных звеньев.
В то же время сегодня есть настоятельная
необходимость в углубленной разработке
теоретических основ механизма хозяйствования
в социальном комплексе в условиях становления
социально ориентированной рыночной экономики
с учетом важнейших социально значимых
функций, выполняемых его ведущими отраслями
в народнохозяйственном комплексе в условиях
рынка, таких, как социальная защита населения,
гарантия важнейших прав человека в демократическом
обществе, сохранение национального богатства
страны, обеспечение равных стартовых
возможностей всем членам общества в рыночной
экономике и высокой конкурентоспособности
национальной экономики в условиях международного
рынка, где на первый план сегодня выходят
неценовые факторы. Хозяйственный механизм
нуждается в проработке как на макро-,
так и на микроуровне, что предполагает
оптимизацию принципов смешанной экономики
в организации деятельности государственного
и негосударственного секторов, соотношения
различных форм финансирования и хозяйствования
в социальной сфере. Для выработки оптимального
механизма хозяйствования первичных звеньев
отраслей социальных услуг необходимо
исследование зарубежного опыта развитых
стран, в частности, вопросов автономизации,
некоммерческого хозяйствования, пределов
и возможностей коммерциализации, разгосударствления
и приватизации учреждений и организаций
в его основных отраслях и подотраслях.
Наконец, особое значение в
условиях перехода к рыночной
экономике имеют управление и
государственное регулирование
деятельности первичных звеньев
на различных уровнях - федеральном,
региональном и муниципальном
- в условиях децентрализации
и демократизации государственного
управления, разграничения государственной
собственности и полномочий органов
власти также, на различных
уровнях. Это предполагает исследование
и отбор инструментов правового,
административного и экономического
регулирований и управления, адекватных
принципам смешанной экономики
и развития самостоятельности
первичных звеньев в принятии
экономических решений.
1.
Природа и характер
рыночных отношений
в сфере социальных
услуг
Экономика социальной сферы исследует
систему рыночных отношений, складывающихся
в сфере образования, культуры и искусства,
здравоохранения, физической культуры
и спорте, социального обеспечения, жилищно-коммунального
хозяйства и в других ее отраслях в условиях
ограниченных ресурсов. Рыночные отношения
в данной сфере складываются в процессе
воспроизводства социальных благ, выступающих
как в вещной форме, так и в форме услуг,
или полезного эффекта труда, потребляемого
в процессе его производства. Социальный
комплекс относится к третичному сектору
народного хозяйства - сфере услуг, являющейся
составной частью народно-хозяйственного
комплекса, а значит входит в общую систему
экономических отношений, подчиняется
общим экономическим законам, господствующим
в данном обществе.
Распределение ограниченных ресурсов
в народном хозяйстве, координация
действий производителей и потребителей
могут быть основаны на принципах
командно-административной (плановой)
экономики или на принципах
рыночной экономики. Первая из
них характеризуется централизованным
процессом принятия решений о
том, что производить, сколько
и для кого. Вторая - децентрализацией
этого процесса на основе свободного
принятия решений самими хозяйствующими
субъектами, где роль информационной
системы выполняет ценовой механизм,
а конкуренция заставляет производителей
выбирать наиболее эффективные
решения, формы и методы производства.
Плановая или рыночная системы
являлись до последнего времени
важнейшей основой того или
иного типа хозяйственного механизма
национальной экономики различных
стран мира, особенно после Великой
депрессии 1929 - 1933 гг., потрясшей основы
либеральной рыночной экономики
во всех развитых странах, часть
из которых перешла к организации
народно-хозяйственного комплекса на
плановой, командной основе.
В командно-административной экономике
важнейшим субъектом управления
и регулирования всей социально-экономической
жизни является государство, первичные
же звенья экономики являются
исполнителями государственных
планов и команд, поступающих
сверху.
Другой важнейшей основой хозяйственного
механизма того или иного общества
в XX веке является господство
частной или общественной собственности
и материальные факторы производства
материальных и нематериальных
благ (услуг): производственные и
непроизводственные формы, материальные
и природные ресурсы.
Сочетание двух важнейших базисных
основ рынка с господством
частной собственности на средства
производства товаров и услуг, с другой
стороны - общественной, в основном государственной,
собственности на средства производства
и природные ресурсы с плановой, командной
экономикой привело в XX веке к возникновению
двух конкурирующих социально-экономических
систем - рыночного капитализма и государственного
социализма. Кроме того, другие сочетания
этих базисных элементов приводили в отдельные
периоды к возникновению плановой капиталистической
экономики (военная экономика Германии
в годы второй мировой войны) и рыночного
социализма (Югославия).
Однако после Великой депрессии
в странах с рыночной экономикой
стали активно развиваться различные
формы государственного регулирования,
системы социальной защиты населения,
государственный сектор в производстве
ряда товаров и услуг. Особенно
это характерно для тех стран,
где к власти пришли социал-демократические
партии и правительства. С другой стороны,
в странах государственного социализма
существовали товарно-денежные, рыночные
отношения, играющие в целом подчиненную
роль. Борьба двух систем объективно вела
к развитию принципов смешанной экономики
в капиталистических и социалистических
странах.
Смешанная экономика - это такой
тип хозяйственного механизма,
который сочетает в себе рыночные
и плановые начала, частную и
общественную собственность на
факторы производства, капитализированный
и социализированный сектора
народнохозяйственного комплекса.
Соревнование двух систем вело
к оптимизации разграничения
полномочий между функциями рынка
и государства в механизме
общественного воспроизводства,
соотношения частной и общественной
собственности в различных сферах
народного хозяйства, развитию
плюрализма форм собственности
и хозяйствования в первичных
звеньях производства материальных
благ и услуг.
В основе становления смешанной
экономики лежит принцип оптимального
сочетания экономической эффективности
и социальной справедливости. При
этом в основных отраслях производства
материальных благ и услуг
наивысшую эффективность дает
конкурентная рыночная экономика,
а государство реализует функцию
социально справедливого распределения
и перераспределения национального
дохода. Как показывает статистика
развитых стран, в последние
десятилетия растет роль государства
именно в распределении созданного
валового национального продукта,
в производстве же товаров
и услуг его роль значительно
ниже. Кроме того, важнейшее значение
приобретает функция государства
в регулировании, амортизации
социальных последствий рыночной
экономики: инфляции, безработицы,
экономических кризисов, загрязнения
окружающей среды, социального
расслоения общества, бездомности,
преступности и наркомании. Рынок
индифферентен к социальной справедливости
и так называемым внешним социальным
эффектам его функционирования.
В либеральной рыночной экономике
негативные социальные последствия
рынка воспринимались как неизбежное
зло, однако со временем оказалось, что
накапливаясь они могут лишить общество
социальной стабильности путем классовой
борьбы и революций, привести к деградации
природной среды и экологическим катастрофам,
ставящим существование общества на грань
уничтожения, вызвать рост преступности
в ее организованных и мафиозных формах.
Возникла необходимость особого социального
регулирования отрицательных последствий
рыночной экономики со стороны государства,
что привело к возникновению системы минимальных
государственных гарантий доходов населения,
развитию системы социального страхования
и социального обеспечения нетрудоспособных,
безработных, в случаях болезни и травматизма,
рождения ребенка и др. Государство стало
обеспечивать так называемую "страховочную
сетку" трудящимся и населению в случае
возникновения отрицательных внешних
последствий рыночной экономики.
Новые задачи государства появились
с развитием монополий в различных
отраслях и на различных рынках:
монопольные объединения предпринимателей
и профсоюзы, между которыми
шла беспрестанная борьба, ведущая
к забастовкам, локаутам и потерям
в производстве валового национального
продукта и общественного благосостояния.
Государство стало регулировать
их отношения на принципах
социального партнерства, путем
заключения генеральных, отраслевых
и региональных тарифных соглашений
на трехсторонней основе и
коллективных договоров, воздержания
от забастовок и локаутов. Наибольший
опыт в этой области накоплен
в Швеции в период правления
социал-демократов.
Особую роль в развитии хозяйственного
механизма развитых стран в
направлении смешанной экономики
сыграло ускоренное развитие
сферы услуг, в том числе
отраслей социальных услуг. "Сервизация"
экономики развитых стран ведет к тому,
что большую долю ресурсов общества используют
отрасли сферы услуг - сегодня в наиболее
развитых странах в ней занято более 50%
трудовых ресурсов и производится около
60% валового национального продукта этих
стран.
В
социальном комплексе в наибольшей
степени проявляются сегодня
принципы смешанной экономики в
формировании его хозяйственного механизма.
Это связано прежде всего с действием
главных причин ограниченности рыночного
механизма в его отраслях: общественное
благо, ассиметрия информации, внешние
эффекты, естественная монополия. Важнейшим
понятием, конституирующим хозяйственный
механизм социального комплекса является
производство в нем общественных и смешанно-общественных
благ, а также частных благ.
Большинство социальных услуг
являются смешанно-общественными
благами, имеющими важное значение
для личности и общества, что в отечественной
теории отразилось в понятии социально
значимых услуг. Их особая значимость
для человека обусловлена их витальным
характером (социальное обеспечение, медицинские
услуги), базовым характером в духовном
формировании личности (образование, культура)
и ее физическом становлении (физкультура
и спорт), а также признанием современными
демократическими обществами естественных
основных прав человека, закрепленных
во Всеобщей декларации прав человека.
Это право на жизнь, на образование и пользование
культурными ценностями, на труд и свободный
выбор профессии, на отдых, на охрану здоровья,
на социальное обеспечение. Гарантом обеспечения
этих прав является государство, а механизм
их реализации является одной из фундаментальных
основ формирования хозяйственного механизма
социальных отраслей. В последние годы
в экономической и социальной науке и
практике развитых стран распространяется
концепция права человека на достойную
жизнь, включающая различные аспекты качества
жизни. Социальная сфера в развитых странах
с организацией экономики на принципах
социального рыночного хозяйства, социал-демократической
ориентации является важнейшим элементом
системы социальной защиты населения,
что также отражается на организации ее
хозяйственного механизма, который имеет
двухъярусный характер. Область социальных
гарантий составляет нерыночный сектор,
а сверх них - свободные рыночные услуги.
Либеральный рынок в сочетании с государственной
поддержкой малоимущих, нетрудоспособных
в социальном комплексе развитых стран
терпит банкротство, например, как показывает
опыт здравоохранения США. Таким образом,
в сфере социальных услуг важнейшую роль
играет ее организация на принципах нормативной
экономики, что предполагает разработку
системы социальных нормативов обеспеченности
и потребления социальных услуг. Таким
образом, механизм хозяйствования в социальном
комплексе реализует важнейшую функцию
- социальную справедливость в цивилизованной
рыночной экономике, является необходимым
инструментом социальной политики государства,
способствует более справедливому распределению
доходов, дифференциация которых вводится
в систему экономических категорий.