Соотношение роли государства и рынка в формировании хозяйственного механизма социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание

Переход народнохозяйственного комплекса Российской Федерации на принципы рыночной экономики в условиях либерализации цен, высокого уровня инфляции и дефицита государственного бюджета остро поставил проблему выживаемости отраслей социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании.

Работа состоит из  1 файл

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.docx

— 72.54 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

        Переход народнохозяйственного  комплекса Российской Федерации  на принципы рыночной экономики  в условиях либерализации цен,  высокого уровня инфляции и  дефицита государственного бюджета  остро поставил проблему выживаемости отраслей социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании. Сегодня они также переживают серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике, эффективных рычагов социальной защиты и поддержки важнейших отраслей социальных услуг, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. Возникновение и развитие коммерческого сектора в данный сфере с более высоким уровнем оплаты труда, либерализация выезда из страны ведут к оттоку наиболее квалифицированных кадров специалистов из организаций социальной сферы в коммерческий сектор и за границу - так называемой "утечке мозгов". Остающиеся работники теряют стимулы к высокоэффективному труду, для отстаивания своих интересов прибегают к забастовкам. В этих условиях возрастает значение поиска адекватных форм социальной поддержки отраслей социальных услуг, в том числе реформирования их организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде. При этом часто звучат призывы к коммерциализации отраслей и учреждений социального комплекса, переводу их на рельсы коммерческого хозяйствования на основе "Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности в Российской Федерации", что не соответствует теории и практике стран Запада с развитой рыночной экономикой. Крупные проблемы теории и практики деятельности отраслей социальных услуг, оптимизации их хозяйственного механизма встают в связи с процессами приватизации, начинающимися в данной сфере, в том числе в ходе приватизации социальной инфраструктуры предприятий материального производства, а также с условиями разработки политики разгосударствления и приватизации в данной сфере. Для этого нужно определить концептуальные основы реализации принципов смешанной экономики в социальном комплексе с учетом его важных функций в системе социальной защиты населения в рыночной экономике. В частности, необходим учет зарубежного опыта развитых стран, где значительная масса негосударственных организаций в социально-культурных отраслях работает на принципах некоммерческого хозяйствования. Серьезным вопросом демократизации управления социально-культурным комплексом при переходе к рынку является политика регионализации и муниципализации путем расширения полномочий государственных органов республик в составе РФ, краев, областей и местного самоуправления по регулированию и развитию данного комплекса.

        Отдельные отрасли социальной  сферы имеют существенные особенности  формирования хозяйственного механизма  при переходе к рыночной экономике,  что также подтверждает богатый  зарубежный опыт.

       Вышеуказанные проблемы требуют  разработки комплекса теоретических  и практических вопросов по  формированию основ механизма  хозяйствования в социальной  сфере и его отдельных отраслях  при переходе к рынку, а также  учета особенностей и форм  смешанной экономики, собственности  и хозяйствования, специфики государственного  управления и регулирования деятельности  их первичных звеньев.

        В то же время сегодня есть настоятельная необходимость в углубленной разработке теоретических основ механизма хозяйствования в социальном комплексе в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики с учетом важнейших социально значимых функций, выполняемых его ведущими отраслями в народнохозяйственном комплексе в условиях рынка, таких, как социальная защита населения, гарантия важнейших прав человека в демократическом обществе, сохранение национального богатства страны, обеспечение равных стартовых возможностей всем членам общества в рыночной экономике и высокой конкурентоспособности национальной экономики в условиях международного рынка, где на первый план сегодня выходят неценовые факторы. Хозяйственный механизм нуждается в проработке как на макро-, так и на микроуровне, что предполагает оптимизацию принципов смешанной экономики в организации деятельности государственного и негосударственного секторов, соотношения различных форм финансирования и хозяйствования в социальной сфере. Для выработки оптимального механизма хозяйствования первичных звеньев отраслей социальных услуг необходимо исследование зарубежного опыта развитых стран, в частности, вопросов автономизации, некоммерческого хозяйствования, пределов и возможностей коммерциализации, разгосударствления и приватизации учреждений и организаций в его основных отраслях и подотраслях.

        Наконец, особое значение в  условиях перехода к рыночной  экономике имеют управление и  государственное регулирование  деятельности первичных звеньев  на различных уровнях - федеральном,  региональном и муниципальном  - в условиях децентрализации  и демократизации государственного  управления, разграничения государственной  собственности и полномочий органов  власти также, на различных  уровнях. Это предполагает исследование  и отбор инструментов правового,  административного и экономического  регулирований и управления, адекватных  принципам смешанной экономики  и развития самостоятельности  первичных звеньев в принятии  экономических решений. 
 
 
 
 

     1. Природа и характер  рыночных отношений  в сфере социальных  услуг 

        Экономика социальной сферы исследует  систему рыночных отношений, складывающихся в сфере образования, культуры и искусства, здравоохранения, физической культуры и спорте, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и в других ее отраслях в условиях ограниченных ресурсов. Рыночные отношения в данной сфере складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещной форме, так и в форме услуг, или полезного эффекта труда, потребляемого в процессе его производства. Социальный комплекс относится к третичному сектору народного хозяйства - сфере услуг, являющейся составной частью народно-хозяйственного комплекса, а значит входит в общую систему экономических отношений, подчиняется общим экономическим законам, господствующим в данном обществе.

        Распределение ограниченных ресурсов  в народном хозяйстве, координация  действий производителей и потребителей  могут быть основаны на принципах  командно-административной (плановой) экономики или на принципах  рыночной экономики. Первая из  них характеризуется централизованным  процессом принятия решений о  том, что производить, сколько  и для кого. Вторая - децентрализацией  этого процесса на основе свободного  принятия решений самими хозяйствующими  субъектами, где роль информационной  системы выполняет ценовой механизм, а конкуренция заставляет производителей  выбирать наиболее эффективные  решения, формы и методы производства. Плановая или рыночная системы  являлись до последнего времени  важнейшей основой того или  иного типа хозяйственного механизма  национальной экономики различных  стран мира, особенно после Великой  депрессии 1929 - 1933 гг., потрясшей основы  либеральной рыночной экономики  во всех развитых странах, часть  из которых перешла к организации народно-хозяйственного комплекса на плановой, командной основе.

        В командно-административной экономике  важнейшим субъектом управления  и регулирования всей социально-экономической  жизни является государство, первичные  же звенья экономики являются  исполнителями государственных  планов и команд, поступающих  сверху.

        Другой важнейшей основой хозяйственного  механизма того или иного общества  в XX веке является господство  частной или общественной собственности  и материальные факторы производства  материальных и нематериальных  благ (услуг): производственные и  непроизводственные формы, материальные  и природные ресурсы.

        Сочетание двух важнейших базисных  основ рынка с господством  частной собственности на средства производства товаров и услуг, с другой стороны - общественной, в основном государственной, собственности на средства производства и природные ресурсы с плановой, командной экономикой привело в XX веке к возникновению двух конкурирующих социально-экономических систем - рыночного капитализма и государственного социализма. Кроме того, другие сочетания этих базисных элементов приводили в отдельные периоды к возникновению плановой капиталистической экономики (военная экономика Германии в годы второй мировой войны) и рыночного социализма (Югославия).

        Однако после Великой депрессии  в странах с рыночной экономикой  стали активно развиваться различные  формы государственного регулирования,  системы социальной защиты населения,  государственный сектор в производстве  ряда товаров и услуг. Особенно  это характерно для тех стран,  где к власти пришли социал-демократические партии и правительства. С другой стороны, в странах государственного социализма существовали товарно-денежные, рыночные отношения, играющие в целом подчиненную роль. Борьба двух систем объективно вела к развитию принципов смешанной экономики в капиталистических и социалистических странах.

        Смешанная экономика - это такой  тип хозяйственного механизма,  который сочетает в себе рыночные  и плановые начала, частную и  общественную собственность на  факторы производства, капитализированный  и социализированный сектора  народнохозяйственного комплекса.  Соревнование двух систем вело  к оптимизации разграничения  полномочий между функциями рынка  и государства в механизме  общественного воспроизводства,  соотношения частной и общественной  собственности в различных сферах  народного хозяйства, развитию  плюрализма форм собственности  и хозяйствования в первичных  звеньях производства материальных  благ и услуг.

        В основе становления смешанной  экономики лежит принцип оптимального  сочетания экономической эффективности  и социальной справедливости. При  этом в основных отраслях производства  материальных благ и услуг  наивысшую эффективность дает  конкурентная рыночная экономика,  а государство реализует функцию  социально справедливого распределения  и перераспределения национального  дохода. Как показывает статистика  развитых стран, в последние  десятилетия растет роль государства  именно в распределении созданного  валового национального продукта, в производстве же товаров  и услуг его роль значительно  ниже. Кроме того, важнейшее значение  приобретает функция государства  в регулировании, амортизации  социальных последствий рыночной  экономики: инфляции, безработицы,  экономических кризисов, загрязнения  окружающей среды, социального  расслоения общества, бездомности,  преступности и наркомании. Рынок  индифферентен к социальной справедливости  и так называемым внешним социальным  эффектам его функционирования. В либеральной рыночной экономике  негативные социальные последствия  рынка воспринимались как неизбежное зло, однако со временем оказалось, что накапливаясь они могут лишить общество социальной стабильности путем классовой борьбы и революций, привести к деградации природной среды и экологическим катастрофам, ставящим существование общества на грань уничтожения, вызвать рост преступности в ее организованных и мафиозных формах. Возникла необходимость особого социального регулирования отрицательных последствий рыночной экономики со стороны государства, что привело к возникновению системы минимальных государственных гарантий доходов населения, развитию системы социального страхования и социального обеспечения нетрудоспособных, безработных, в случаях болезни и травматизма, рождения ребенка и др. Государство стало обеспечивать так называемую "страховочную сетку" трудящимся и населению в случае возникновения отрицательных внешних последствий рыночной экономики.

        Новые задачи государства появились  с развитием монополий в различных  отраслях и на различных рынках: монопольные объединения предпринимателей  и профсоюзы, между которыми  шла беспрестанная борьба, ведущая  к забастовкам, локаутам и потерям  в производстве валового национального  продукта и общественного благосостояния. Государство стало регулировать  их отношения на принципах  социального партнерства, путем  заключения генеральных, отраслевых  и региональных тарифных соглашений  на трехсторонней основе и  коллективных договоров, воздержания  от забастовок и локаутов. Наибольший  опыт в этой области накоплен  в Швеции в период правления  социал-демократов.

        Особую роль в развитии хозяйственного  механизма развитых стран в  направлении смешанной экономики  сыграло ускоренное развитие  сферы услуг, в том числе  отраслей социальных услуг. "Сервизация" экономики развитых стран ведет к тому, что большую долю ресурсов общества используют отрасли сферы услуг - сегодня в наиболее развитых странах в ней занято более 50% трудовых ресурсов и производится около 60% валового национального продукта этих стран.

     В социальном комплексе в наибольшей степени проявляются сегодня  принципы смешанной экономики в  формировании его хозяйственного механизма. Это связано прежде всего с действием главных причин ограниченности рыночного механизма в его отраслях: общественное благо, ассиметрия информации, внешние эффекты, естественная монополия. Важнейшим понятием, конституирующим хозяйственный механизм социального комплекса является производство в нем общественных и смешанно-общественных благ, а также частных благ.

        Большинство социальных услуг  являются смешанно-общественными  благами, имеющими важное значение для личности и общества, что в отечественной теории отразилось в понятии социально значимых услуг. Их особая значимость для человека обусловлена их витальным характером (социальное обеспечение, медицинские услуги), базовым характером в духовном формировании личности (образование, культура) и ее физическом становлении (физкультура и спорт), а также признанием современными демократическими обществами естественных основных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека. Это право на жизнь, на образование и пользование культурными ценностями, на труд и свободный выбор профессии, на отдых, на охрану здоровья, на социальное обеспечение. Гарантом обеспечения этих прав является государство, а механизм их реализации является одной из фундаментальных основ формирования хозяйственного механизма социальных отраслей. В последние годы в экономической и социальной науке и практике развитых стран распространяется концепция права человека на достойную жизнь, включающая различные аспекты качества жизни. Социальная сфера в развитых странах с организацией экономики на принципах социального рыночного хозяйства, социал-демократической ориентации является важнейшим элементом системы социальной защиты населения, что также отражается на организации ее хозяйственного механизма, который имеет двухъярусный характер. Область социальных гарантий составляет нерыночный сектор, а сверх них - свободные рыночные услуги. Либеральный рынок в сочетании с государственной поддержкой малоимущих, нетрудоспособных в социальном комплексе развитых стран терпит банкротство, например, как показывает опыт здравоохранения США. Таким образом, в сфере социальных услуг важнейшую роль играет ее организация на принципах нормативной экономики, что предполагает разработку системы социальных нормативов обеспеченности и потребления социальных услуг. Таким образом, механизм хозяйствования в социальном комплексе реализует важнейшую функцию - социальную справедливость в цивилизованной рыночной экономике, является необходимым инструментом социальной политики государства, способствует более справедливому распределению доходов, дифференциация которых вводится в систему экономических категорий.

Информация о работе Соотношение роли государства и рынка в формировании хозяйственного механизма социальной сферы