б) субсидии производителям социальных
услуг, чтобы увеличить их предложение
на рынке, поскольку дотации
снижают издержки. Государственная
финансовая поддержка высшего
образования, культуры, здравоохранения
может осуществляться в форме
прямых и налоговых субсидий
их организациям и учреждениям,
реализации государственных программ
научных исследований, сохранения
культурных ценностей и поддержки
культурных инициатив, профилактических
и целевых медицинских программ и др.
в) государетвенная собственность на
факторы производства социальных услуг
и государственное финансирование и управление
соответствующими учреждениями (школами,
вузами, больницами, музеями и др.).
Таким образом, в сфере социальных
услуг наблюдается целый ряд
обстоятельств, ограничивающий возможности
их организации на чисто рыночной
основе: общественное благо, внешние
эффекты и естественная монополия.
Это требует государственного
вмешательства в деятельность
соответствующих отраслей и учреждений
в форме государственного регулирования
рыночных отношений, бюджетного
субсидирования производителей
и потребителей, государственной
собственности и управления их
деятельностью.
Дополнительным фактором необходимости
государственного регулирования
является выполнение государством
функций социальной справедливости
в распределении доходов, которое
в рыночной экономике очень
неравномерно и может служить
причиной социальной нестабильности
в обществе. В социальном комплексе
проблема социальной справедливости
выступает как обеспечение доступности
важнейших его услуг всем членам общества,
независимо от уровня их доходов. Кроме
того, данный комплекс в современной рыночной
экономике и демократическом обществе
обеспечивает реализацию важнейших прав
человека: на жизнь и охрану здоровья,
на образование, на труд, на пользование
культурными ценностями и информацию.
Гарантом защиты и реализации этих прав
является демократическое государство.
До сих пор мы рассматривали
теоретические основы роли и
места рыночных отношений и
государства в развитии социальной
сферы в западной экономической
науке. Однако специфика экономических
отношений данного комплекса,
ограниченность рынка и его
роль в выравнивании уровня
жизни и условий развития, социальная
значимость его услуг исследовались
и в отечественной экономической
науке. В частности, теория
общественных фондов потребления
рассматривала их как часть
фонда личного потребления общества,
распределяемую независимо от трудового
уклада с целью выравнивания доходов различных
социальных групп и создания равных условий
для удовлетворения ряда социально значимых
потребностей всеми членами общества.
В их числе такие социально-культурные
потребности, как образование, здравоохранение
и физическая культура, социальное обеспечение
и страхование, культура.
Аналогично теории общественного
блага в нашей литературе признавалась
нецелесообразность нормирования
социальных услуг на ценовой
основе. Всеобщая доступность и
социальная справедливость в
распределении этих услуг обеспечивались
за счет их предоставления
на бесплатной или льготной
основе при государственной собственности
на факторы их производства
и бюджетном финансировании за
счет налогообложения доходов
предприятий и граждан. Однако
в условиях государственного
социализма при отсутствии демократии,
политического плюрализма социальная
справедливость в распределении
общественных фондов потребления
была в значительной степени
подорвана. Это выражалось в фактическом
распоряжении ими партийно-государственной
бюрократией, которая обеспечивала себе
особые привилегии в уровне и качестве
социального обслуживания путем создания
закрытой ведомственной системы его учреждений,
обслуживающих ее нужды. Таким образом,
не всякое государство является гарантом
реализации социальной справедливости
в распределении общественных благ, а
только демократическое государство с
развитой системой общественного выбора,
где отсутствует монополизм в политической
жизни, а деятельность бюрократии поставлена
под демократический контроль выборных
органов власти.
Проблема внешних эффектов в
сфере социальных услуг исследовалась
в отечественной науке в рамках
теории социально-экономической
эффективности ее отраслей и
учреждений. В частности, в составе
результатов их деятельности
выделялись непосредственные (полезны
эффекты труда и услуги) и конечные.
Последние в здравоохранении
выражались в укреплении здоровья
населения, снижении заболеваемости,
инвалидности и смертности. В
образовании и культуре - в росте
образованности, квалификации, возвышении
потребностей трудящихся, повышении их
культурного уровня и всестороннем развитии
личности. В анализе эффективности социального
комплекса выделялась внешняя и внутренняя
эффективность. Последняя включала многообразные
внешние эффекты их деятельности - как
социальные, так и экономические. При этом
в оценке эффективности приоритет отдавался
народно-хозяйственному подходу и социальной
эффективности работы отраслей и учреждений
данного комплекса, что сближает указанную
концепцию с теорией внешних эффектов
западной экономической науки.
В целом необходимо отметить,
что в разработке концепции
функционирования социальных отраслей
при переходе народнохозяйственного
комплекса РФ крыночной экономике
нельзя опираться на принцип
шоковой терапии и свободного
рынка в данной сфере. Более
разумно использовать теорию и практику
развитых стран Запада, в том числе концепцию
смешанно-общественного блага и внешних
эффектов.
3.
Соотношение роли государства
и рынка в формировании
хозяйственного механизма
социальной сферы
Свободная рыночная экономика
имеет целый ряд недостатков
и отрицательных последствий
ее функционирования на принципах
добровольного обмена и сотрудничества
индивидов, которые представляют
собой поле для вмешательства
государства и экономических
функций правительства. В отличие
от рынка государство обладает
общепризнанным исключительным
правом использовать принуждение,
чтобы склонять людей к совместной
деятельности, ограничивая свободу
их индивидуального выбора. Принуждение
полезно для членов общества,
так как обеспечивает всем
единый порядок на основе общих
законов и производство общественных
благ на основе налогообложения,
что делает всех богаче.
Таким образом, в рыночной экономике
правительство выполняет целый
ряд социально-экономических функций,
важнейшими из которых являются:
- обеспечение законодательной основы
для эффективного функционирования
рыночной системы;
- защита свободной конкуренции
и других экономических свобод
граждан (свобода выбора, контрактов,
передвижения);
- перераспределение национального
дохода и богатства на основе
социальной справедливости;
- корректировка распределения ресурсов
для изменения структуры национального
продукта при наличии внешних
эффектов и производства общественных
благ;
- стабилизация экономики на основе контроля
за уровнем занятости и инфляции и стимулирование
экономического роста;
- социальная защита граждан от
отрицательных последствий рынка
на основе системы государственных
гарантий, социального страхования
и социального обеспечения;
- разработка и реализация стратегии
развития национальной экономики
на основе прогнозирования и
программирования.
Следовательно, в современной
развитой экономике существуют
два главных инструмента, регулятора
ее функционирования и развития:
рынок и государство. Это позволяет
определить ее как смешанную
экономику, где распределение
ограниченных ресурсов для удовлетворения
разнообразных общественных потребностей
и ответы на основные вопросы
(что, как и для кого производить?)
делят между собой рынок и
государство. Распределение ресурсов
в рыночной системе осуществляется
децентрализованно на основе индивидуального
выбора потребителя, который "голосует
долларами" за производство того или
иного товара и услуги. На частном рынке
каждый потребитель имеет разное число
голосов, которое определяется уровнем
его доходов. В демократическом государстве
распределение ресурсов на общественные
нужды осуществляется на основе системы
общественного выбора, которая может быть
в большей или меньшей степени централизованной,
где решения принимаются "политическим
голосованием" (избирательными бюллетенями)
равноправными гражданами или выбранными
ими органами, где каждый, имеет только
.один голос. Мобилизация ресурсов в государственном
секторе осуществляется на основе обязательного
налогообложения граждан и предприятий,
ставки которых являются своеобразными
ценами общественных благ.
Роль государства в экономике
в наиболее общем виде характеризуется
показателем доли государственных
расходов в валовом национальном
продукте (ВНП). Как показывают исследования,
после Великой депрессии 1929- 1933гг, роль
государства в распределении ресурсов
экономики промышленно развитых стран
значительно возросла. Так, в США государственные
расходы в 1929 г. составляли 10% от ВНП, в
1932 г. - уже 21,3%, в 1948 г. - 23%, в 1987 - 35%. При этом
в других развитых странах, за исключением
Японии, где данный показатель в 1987 г. равнялся
34%, экономическая роль государства существенно
выше. Так, в Великобритании доля государственных
расходов в ВНП в 1987 г. составляла 42%, в
ФРГ - 47%, во Франции - 53%, в Италии - 59%, в Швеции
- 60%*. Для сравнения, в 1987 г. в бывшем СССР
совокупные расходы госбюджета в ВНП равнялись
52,2%, что казалось бы свидетельствует о
сравнимой роли государства в экономике
нашей страны с западно-европейскими государствами.
Однако если принять во внимание подавляющее
господство государственной собственности
в производстве и централизованное планирование
всей социально-экономической жизни в
бывшем СССР, то станет ясна чрезмерная
роль государственного механизма в регулировании
экономической жизни страны. Об этом свидетельствовали
показатели доли занятых в государственном
секторе в общей занятости в народном
хозяйстве СССР по сравнению с развитыми
странами Запада. Так: в 1987 году этот показатель
в СССР равнялся 88,4%, в Швеции - 33%, во Франции
- 23%, в Великобритании - 22%, в ФРГ и США -
16%, Японии - 6%**. Таким образом, в странах
с развитой рыночной экономикой основным
инструментом распределения ограниченных
ресурсов является частный рыночный сектор
производства товаров и услуг, в бывших
социалистических странах государственный
сектор являлся преобладающим в производстве
и распределении всех жизненных благ,
а роль рынка была очень ограничена. Поэтому
в целом эффективность общественного
производства в социалистических странах
была ниже, так как установлено, что конкурентная
рыночная система обеспечивает наивысшую
эффективность использования ресурсов
в экономике.
Однако экономическая роль государства
различна не только в отдельных
странах, но и в различных
отраслях одной национальной
экономики. Анализ показывает, что в сфере
социальных услуг роль государства значительно
выше, а в таких отраслях, как народное
образование и здравоохранение, социальное
страхование, во многих странах государственный
сектор занимает господствующие позиции.
Даже в одной из наиболее рыночных стран
- США 90% детей посещают государственные
школы, а 80% студентов - государственные
вузы, 40% расходов на здравоохранение оплачивает
правительство. Важную роль в государственных
расходах промышленно развитых стран
занимают сегодня социальное обеспечение
и социальное страхование. В США на его
долю приходится 20% общих правительственных
расходов, а государственная система социального
страхования охватывает втрое больше
граждан, чем частные системы (коллективные
и индивидуальные). В сфере культуры и
искусства США роль государства значительно
ниже как в производстве услуг, так и в
финансировании отрасли. Частный рынок
занимает ведущие позиции в кинематографии,
на радио и телевидение, в театральном
и концертном искусстве. Число государственных
учреждений культуры и искусства невелико.
Государство главным образом поддерживает
эту отрасль путем субсидий из Национального
фонда искусств, бюджетов штатов и местных
органов власти, а также через налоговые
льготы, представляемые многочисленным
частным некоммерческим организациям
в сфере культуры. Главные же источники
их доходов - оплата услуг населения и
поддержка из частных благотворительных
фондов, таких, как фонды Форда, Рокфеллера
и др.
В Японии роль государства
в развитии отраслей социального
комплекса несколько иная. В сфере
образования при преобладании
государственных общеобразовательных
школ дошкольное воспитание осуществляется
преимущественно в частных детских
садах (58,3%), где воспитывается
74% детей. 97% профессионально-технических
школ - частные, большинство технических
колледжей (техникумов) - государственные.
Из 499 вузов Японии 73% - частные. В
ее здравоохранении ведущую роль
также занимает частный сектор: почти
вся внебольничная помощь сосредоточена
в руках частнопрактикующих врачей, 2/
3 больниц и почти все клиники - частные.
Государственные органы учреждают и финансируют
центры здоровья из расчета 1 центр на
100 тыс. жителей, которые отвечают за профилактику.
Система здравоохранения в Японии построена
на принципах социального страхования,
где государство выступает организатором
и регулятором выполнения программ обязательного
медицинского страхования граждан (в том
числе ставки страховых взносов и тарифов
на медицинские услуги). Кроме того, государство
выступает в роли страхового агента в
Национальной системе страхования здоровья,
охватывающей 45 млн. человек, в программе
государственного страхования лиц наемного
труда. Государство также финансирует
медицинскую помощь по программам общественной
помощи бедным и государственной медицинской
помощи больным туберкулезом, психическими
расстройствами и рядом других заболеваний,
а также пожилым гражданам. Государство
субсидирует общественные фонды страхования
здоровья. На долю социального страхования
приходится 74% бюджета Министерства здравоохранения
и социального обеспечения Японии.
В сфере культуры и искусства
Японии роль государственного
сектора несколько выше, чем в
США. Это касается государственных
театров, музеев, культурных общественных
центров полифункционального назначения.
В кинематографии господствует
частный рынок, на котором 5
крупных кинокомпаний конкурируют
с множеством мелких независимых
продюсеров и кинофирм. В отличии
от США, где большинство радиостанций
и телестанций коммерческие, в Японии
сформировался симбиоз полугосударственного
радио и телевидения, представленного
прежде всего крупнейшей телерадиокорпорацией
Эн-эйч-кей, бюджет которой почти полностью
формируется за счет абонентной платы
телезрителей, и почти не уступающих ей
по масштабу и месту в эфире частных компаний,
продающих свое эфирное время и процветающих
за счет рекламы. Крупнейшие из них имеют
свои телесети практически во всех префектурах.
В 1989 г. в Японии действовали 36 коммерческих
телерадиокомпаний, 74 телефирмы и 45 радио-компаний.