В качестве средства общественного
контроля над деятельностью естественных
монополий используются государственная
собственность на них и государственное
регулирование. В Западной Европе
в большей степени используется
механизм государственной собственности
для контроля над естественными
монополиями, в том числе в
области радио и телевидения.
В США предпочитают государственное
регулирование деятельности частных
естественных монополий. В частности,
деятельность 10 тысяч частных радио
и 1200 телестанций в США регулирует
Федеральная Комиссия по связи,
образованная в 1934 г., когда Конгрессом
был принят закон о связи. В США законодательство
о естественной монополии опирается на
теорию регулирования в интересах общества,
которая предусматривает возможность
обеспечения потребителей высококачественным
обслуживанием по приемлемым тарифам
путем регулирования соответствующих
отраслей на благо общества. Если конкуренция
неуместна и неэффективна, то следует
создавать регулируемые монополии, чтобы
избежать злоупотреблений с их стороны
неконтролируемой монопольной властью.
Регулирование должно гарантировать,
что потребители получат выгоду от экономии,
обусловленной масштабами производства,
в результате снижения издержек на единицу
продукции (услуг). На практике это означает,
что регулирующие государственные органы
стремятся установить такие тарифы на
услуги естественных монополий, которые
будут возмещать издержки производства
и приносить "справедливый или обоснованный"
доход предприятию-монополисту. Необходимо
иметь в виду, что на отдельном рынке естественная
монополия складывается при определенных
условиях, а ускорение научно-технического
прогресса, развитие новых технологий
могут ликвидировать сложившиеся естественные
монополии в ряде отраслей.
Для отраслей социального комплекса
более характерна такая причина
недееспособности рыночного механизма,
как производство товаров и
услуг, являющихся общественным
благом. Рынок или вовсе не
обеспечивает производство общественных
благ или поставляет их в
недостаточном количестве. Поскольку
рыночная система учитывает и
удовлетворяет индивидуальные потребности,
она неспособна учитывать такие
общественные и коллективные
потребности.
Теория общественного блага рассматривает
их в противопоставлении товарам
и услугам индивидуального потребления,
которые производятся на основе
рынка. Их свойствами являются
делимость, что определяет их
доступность индивидуальным покупателям
и подверженность принципу исключения.
Последний означает, что те, кто
имеет потребность и возможность
оплатить равновесную цену за
индивидуальные блага, получают
их, а те, кто не в состоянии
или не хочет уплатить ее, исключаются
из потребления.
В противоположность им существуют
определенные виды товаров и
услуг, называемые общественными
благами, которые рыночная система
не намерена производить, так
как они неделимы и не могут
быть проданы индивидуальным
покупателям. Кроме того, на них
не распространяется принцип
исключения, т.е. отсутствуют способы
отстранения индивидов от пользования
этими благами, как только они
произведены.
Общественные блага, обладающие
одновременно двумя вышеуказанными
свойствами - невозможностью и нежелательностью
их нормирования - называются чистыми
общественными благами. Таких
благ в реальной действительности
очень немного - национальная
оборона и безопасность, государственное
управление, экологические и противоэпидемические
программы государства.
Так, например, практически невозможно
исключить отдельного гражданина
от получения выгоды в результате
национальных программ борьбы с
эпидемиями и массовыми инфекционными
заболеваниями (полиомиелит, малярия,
столбняк, корь; дифтерия и др.). В других
случаях исключение потребителей из пользования
общественными благами возможно, но стоит
очень дорого, например, введение платы
за пользование местным парком или лесопарком
потребует колоссальных ограждений и
персонала по сбору входной платы и контролю.
В условиях невозможности исключения
отдельного гражданина из пользования
общественным благом потребители не имеют
стимула к добровольной оплате пользования
им на рыночной основе. В западной литературе
эта неудача рыночного механизма имеет
название проблемы "безбилетного пассажира"
или "бродячих музыкантов". Добровольная
оплата услуг последних населением ведут
к тому, что аудитория их слушателей значительно
больше, чем число покупателей услуг. Недостаток
спроса будет порождать непроизводство
общественных благ на чисто рыночной основе.
Поэтому необходимо принуждение потребителей
к оплате общественных благ, которое осуществляется
государством на основе налогообложения.
Кроме того, в ряде случаев государство
принуждает граждан к пользованию общественными
благами из-за проблемы безбилетного пассажира
(обязательные прививки, страхование,
образование). Таким образом, при государственном
обеспечении общественных благ через
налоговую систему все потребители могут
стать богаче, чем при их отсутствии.
Нежелательность исключения отдельных
потребителей из пользования
общественными благами вытекает
из коллективного характера их
потребления, поскольку индивидуальное
потребление не сокращает количество
общественного блага, доступное
другим потребителям. Примером могут
служить музейные фонды, являющиеся
предметами коллективного духовного
потребления граждан. В данном случае
предельные издержки, связанные с предоставлением
чистых общественных благ дополнительному
потребителю, равны нулю. Например, рождение
еще одного ребенка не требует дополнительных
затрат на национальную оборону и безопасность.
Как мы уже говорили, в реальной
жизни чистых общественных благ,
обладающими двумя свойствами - невозможность
и нежелательность их нормирования - встречается
немного. Это в определенной степени научная
абстракция, позволяющая классифицировать
реальные общественные блага, наделенные
в различной степени одним или другим
свойством. Например, музейных посетителей
легко исключить из пользования их услугами,
однако предельные издержки обслуживания
дополнительного посетителя невелики,
что ведет к бесплатности пользования
государственными музеями во многих случаях.
В других таких, как программа массовых
прививок населению, предельные издержки
высоки, но невозможно исключить отдельного
человека из пользования положительными
результатами снижения инфекционных заболеваний
в стране. Таким образом, основная масса
общественных благ является смешанными
общественными благами, в разной степени
обладающими двумя указанными свойствами.
Как правило, для большинства общественных
благ исключение из пользования ими возможно,
но может требовать высоких затрат. Поэтому
основным свойством общественного блага
является, по нашему мнению, нежелательность
исключения из пользования им отдельного
потребителя. Причинами такой нежелательности
являются ее не только низкие предельные
издержки обслуживания дополнительного
потребителя (или их отсутствие), но и другие
факторы, обусловленные добровольностью
предоставления товаров и услуг на рыночной
основе. Согласно такой точки зрения, потребитель
не всегда может действовать в рыночной
экономике в соответствии с собственными
интересами, даже в условиях высокого
уровня информированности, чему способствует
система ценового нормирования, высокий
уровень цен. Человек может избегать покупки
одних высокозначимых для него товаров
и услуг (медицинских, образования, искусства)
и чрезмерно потреблять вредные для него
продукты (табак, наркотики, алкоголь).
Таким образом, эта теория утверждает,
что суверенитет потребителя ограничен,
т.е. он не всегда является лучшим арбитром
истинности, рациональности своих потребностей
и желаний. Следовательно, государство
должно вмешиваться в таких случаях, когда
человек поступает не в своих интересах,
путем ограничения потребления вредных
и принуждения к потреблению полезных
для него благ и услуг. Такие индивидуальные
товары и услуги, которые государство
обязывает потреблять своих граждан, также
относят к категории смешанно-общественного
блага. В социальном комплексе к ним относятся
обязательные среднее образование, медицинское
и социальное страхование, диспансеризация
и ряд других услуг.
Государство в таких случаях
может полностью обеспечивать
производство таких социальных
услуг путем организации государственных
школ, больниц и поликлиник, службы
государственного социального страхования.
Или государство может являтся
" покупателем" таких услуг у частнопрактикующих
врачей, стационаров, домов сестринского
ухода. Как показывает практика западных
стран, невмешательство государства в
процесс рыночного обеспечения ряда социальных
услуг ведет к проблеме так называемого
неполного рынка. Примером является рынок
медицинских услуг в США, где 17 млн. человек
полностью лишены какой-либо медицинской
помощи из-за высокой стоимости этих услуг
и частного страхового полиса для малообеспеченных
слоев населения. Другим примером является
рынок кредита на получение высшего образования,
который до 1965 г. в США практически не работал,
так как частные банки были не заинтересованы
в предоставлении долгосрочных студенческих
займов с высокой степенью неопределенности
их возврата. Решение этого вопроса потребовало
государственных гарантий и субсидий
в форме установления льготного процента
по студенческим кредитам - ниже рыночного.
Таким образом, нежелательность
исключения социальных услуг
из потребления отдельных граждан
вызвано, с одной стороны, их
особой значимостью для жизнедеятельности
человека - витальным характером
услуг здравоохранения, ЖКХ, базисным
характером общего образования
в формировании личности и
дальнейшей жизни каждого индивида,
особым значением культуры и
искусства в духовном становлении
и развитии человека. С другой
стороны, тем, что частный рынок
услуг выталкивает наименее обеспеченных
граждан за свои пределы, не обеспечивая
удовлетворения важнейших социальных
потребностей всему населению. Поэтому
в рыночной экономике обеспечение и производство
общественных благ, в том числе социально-культурных
услуг, в значительной степени осуществляется
государством, которое при этом выполняет
также свою функцию перераспределения
реальных доходов населения от высших
слоев к низшим, исправляя еще один недостаток
рынка.
Следующей важной причиной неэффективности
рыночного механизма является
возникновение в процессе рыночных
сделок так называемых "внешних
эффектов". Они представляют собой
издержки или выгоды, выпадающие
на долю третьих лиц, не участвующих
в рыночной сделке, а следовательно,
не улавливаются и не компенсируются рынком.
Наиболее ярким примером отрицательного
внешнего эффекта или издержек перелива
является загрязнение окружающей среды.
Однако для социальных отраслей более
характерно наличие положительных внешних
эффектов или выгод перелива в результате
потребления их услуг отдельными индивидами.
Например, медицинские услуги не
только восстанавливают здоровье
и работоспособность лиц, которым
они оказываются, но и предотвращают
распространение инфекционных заболеваний
в обществе, увеличивают предложение
на рынке труда, способствуют
повышению эффективности общественного
производства.
Так, например, услуги образования
помимо увеличения "человеческого
капитала" их потребителей, роста
их доходов вследствие более
высокого уровня образования
и квалификации приносят выгоды
всему обществу: снижается преступность
и затраты на благотворительные
программы помощи низкооплачиваемым
группам с невысоким образовательным
цензом. Политическая активность
трудящихся находится в прямой
зависимости от уровня их образования,
например, участие в голосовании
на выборах.
Потребление услуг культуры и
искусства помимо отдыха, развлечения
и эстетического развития зрителей
и слушателей оказывает значительное
влияние на всю нравственную и духовную
атмосферу в обществе, влияет на бытовые
условия и трудовую деятельность граждан,
качество работы и культуру производства.
В тех случаях, когда существуют
внешние эффекты, чисто рыночные
пути перераспределения ресурсов
эффективны. Так как предприниматель
не несет всех издержек негативного
эффекта, который он производит,
то он стремится расширить
свое производство. Напротив, поскольку
на рынке социальных услуг
производители не получают всей
выгоды от положительных внешних
эффектов, они не будут стремиться
к их созданию и расширению. Предложение
социальных услуг в рыночной экономике
будет определяться только, рыночным спросом
частных лиц и равновесная величина их
производства оказывается меньше оптимальной,
так как общественный спрос выше рыночного.
Таким образом, рыночная система не обеспечивает
достаточного количества ресурсов для
развития отраслей социально-культурного
комплекса, услуги которого вызывают значительные
социальные эффекты или выгоды для общества.
Каким же образом может правительство
решить проблему недостатка ресурсов
на нужды социального комплекса,
обусловленную наличием внешних
эффектов? Существуют три варианта:
а) субсидировать потребителей
на целевой основе, чтобы увеличить
рыночный спрос на услуги общественного.
Это могут быть стипендии и кредиты студентам
на обучение, государственное страхование
медицинского обслуживания малообеспеченных
и пенсионеров, ваучеры и кредитные карточки;