Соотношение роли государства и рынка в формировании хозяйственного механизма социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание

Переход народнохозяйственного комплекса Российской Федерации на принципы рыночной экономики в условиях либерализации цен, высокого уровня инфляции и дефицита государственного бюджета остро поставил проблему выживаемости отраслей социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании.

Работа состоит из  1 файл

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.docx

— 72.54 Кб (Скачать документ)

        Таким образом, хозяйственный  механизм отраслей социальных  услуг в смешанной экономике  в отличии от материального производства выражает не просто совокупность организационно-экономических отношений, институциональных форм хозяйствования, рычагов и методов управления и регулирования этого комплекса. Механизм хозяйствования в социальной сфере - это прежде всего социально-экономический механизм реализации социальных гарантий важнейших прав человека и гражданина в демократическом обществе, социальной защиты населения, а также обеспечения равных стартовых возможностей гражданам в рыночной экономике, независимо от их доходов и благосостояния родителей. Последний принцип противопоставляется социалистическому принципу равенства результатов, ведущего к уравнительности в распределении доходов, оплате труда и стагнации, лишению стимулов экономики. Этот принцип реализует социальную политику, направленную на противодействие классовой поляризации общества, на формирование устойчивого среднего класса, как основы социальной стабильности.

        Приоритет социальной справедливости  в формировании хозяйственного  механизма основных отраслей  социальных услуг не означает  отрицание необходимости эффективной  его организации, что предполагает  внедрение в данной сфере рыночных  отношений, механизма внутреннего рынка и конкуренции при сохранении системы социальных гарантий.

        На микроуровне механизм хозяйствования  в социальном комплексе также  значительно отличается от организационно-экономических  форм хозяйствования в материальном  производстве, где преобладают коммерческие  фирмы, корпорации, работающие ради  извлечения прибыли. В социальном  комплексе на микроуровне принципы  смешанной экономики реализуются  в сочетании государственных  бюджетных учреждений, частных и  общественных некоммерческих организаций,  благотворительных фондов, а также  в сфере свободного рынка - в присутствии коммерческих организаций  и фирм, играющих вспомогательную  роль в механизме хозяйствования  данного комплекса. Их задача - взбадривание государственного и нерыночного сектора, реализация свободы выбора потребителей и дополнительного платежеспособного спроса на социальные услуги в сверх системы государственных гарантий.

        Таким образом, механизм хозяйствования в социальной сфере представляет собой единство социального и экономического механизма, баланс социальной справедливости и экономической эффективности на основе упорядоченности системы форм и методов, инструментов государственного и общественного воздействия на социальные и экономические процессы, специфических институциональных форм хозяйствования первичных звеньев, выполняющих социально значимые функции в обществе, в механизме которых приоритет имеют социальная справедливость и доступность социальных услуг всем или большинству членов общества. 

        
 
 

2. Особенности рыночных  отношений в сфере  социальных услуг 

        По определению западных экономистов,  рынок представляет собой институт  или механизм, соединяющий покупателей  и продавцов (поставщиков) конкретных  товаров и услуг. Рынки могут  принимать разнообразные формы:  магазин, биржа, аукцион и др. Рынки могут иметь локальный,  национальный, международный характер. Они могут включать личный  контакт участников сделок и  осуществляться на бесконтактной  основе.

        В основе рыночной экономики  лежат частная собственность  на производственные ресурсы  и свобода выбора людьми сферы  свой экономической деятельности, свобода заключения сделок и контрактов. Личная выгода является движущей силой этой экономической системы, а конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контролирующего механизма.

        Путем согласования спроса и  предложения товаров и услуг  на различных рынках в такой  экономике решаются три основных  вопроса: что производить, как  производить и для кого производить.

        Что производить в рыночной  экономике, определяется голосованием  с помощью рубля потребителя, путем выбора и покупки того или иного товара и услуги. Как производить, определяется конкуренцией между различными независимыми производителями, поскольку единственный путь выиграть в конкурентной борьбе и увеличить свою прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, а значит использовать наиболее эффективные технологии и методы производства. Решение вопроса, для кого производить, обуславливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства, которые определяют уровни заработной платы, ренты, процентов и прибыли, из которых складываются доходы людей, формирующие спрос на товарном рынке.

        В рыночной экономике взаимодействие  конкурирующих покупателей и  продавцов определяет систему  цен на товар,  услуги и ресурсы в каждый данный момент, которая через механизм прибылей и убытков сигнализирует о необходимости того, что следует или не следует производить в будущем. Система цен в рыночной экономике играет решающую роль в передаче информации между производителем и потребителем, является сигнальной системой в децентрализованном процессе принятия оперативных решений в экономике. Производятся только те товары и услуги, доход от которых покрывает все издержки и приносит прибыль, в противном случае производство сокращается, и соответствующая продукция производиться не будет. Расширение и сокращение производства являются саморегулируемыми процессами в рыночной экономике.

        В конкурентной рыночной экономике  существует суверенитет потребителя,  поскольку стремление получать  прибыль заставляет поставщиков  товаров и услуг бороться за  доллар потребителей и руководствоваться  в своей деятельности их запросами  и требованиями. Рыночная система  через ценовой механизм доводит  до сведения поставщиков продукции  и ресурсов изменения во вкусах  и запросах потребителей и  тем самым способствует корректировке  по распределению ресурсов народного  хозяйства. Конкуренция за покупателя  и клиента заставляет производителей  постоянно улучшать свою технику  и технологию, удешевлять свою  продукцию, что стимулирует научно-технический  прогресс в экономике.

        Конкуренция производителей способствует  возникновению единства личных  и общественных интересов, направляемая "невидимой рукой" рынка,  она заставляет корыстные мотивы  частных поставщиков товаров  и услуг служить общественной  пользе, стимулирует их заинтересованность  в эффективном использовании  ограниченных ресурсов экономики.

        Таким образом, основным преимуществом  рыночной экономики является  ее постоянное стимулирование  повышения эффективности производства, а в условиях свободной конкуренции производителей и продавцов товаров и услуг хозяином на рынке становится потребитель, формируются основы социального рыночного хозяйства, служащего интересам человека.

        Другим важнейшим преимуществом  рыночной системы, основанной  на свободе выбора, предпринимательства  и контрактов, является отсутствие  внеэкономического принуждения  и сотрудничество граждан на  добровольной основе, т.е. ее демократический характер, в отличие от командно-административной системы. Таким образом, рыночная экономика создает базис для личной свободы граждан и утверждает демократию в обществе.

        В западных странах развитой  рынок предполагает наличие не  только рынка факторов производства  и товаров, но и рынка разнообразных  услуг, который в последние  десятилетия активно развивается,  что отразилось в понятии "сервизация" экономики.

        В классификации услуг зарубежных  стран принято выделять такие  группы, как услуги производства, торговые, личные и услуги социального характера. На долю занятых в сфере социальных услуг в развитых странах приходится от 12,996 в Японии, 21,4% в ФРГ, 25,9% в США, до 35,0% в Швеции от общей численности занятых в народном хозяйстве.

        В учебнике "Экономика" рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом рынок услуг имеет ряд особенностей, таких, как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер; высокая скорость с оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла; преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги, особенностями процесса оказания услуг, связанных с личным контактом производителя и потребителя; индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях, высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли; неопределенность результата  во многих случаях при оказании услуг, наличие асимметрии информации у производителя и потребителя.

        Как показывает практика западных  стран, рынок услуг в различных  отраслях данной сферы развит  неодинаково. В сфере производственных  и деловых услуг, торговле и  общественном питании, бытовом  обслуживании и личных услугах,  в индустрии туризма и развлечений  рынок является наиболее развитым, как инструмент эффективного  удовлетворения общественных потребностей. Однако в таких отраслях, как  народное образование, здравоохранение,  культура и искусство, жилищно-коммуналь-ное хозяйство, рыночные отношения имеют не только свою специфику, связанную с вышеуказанными особенностями рынка услуг, но и располагают рядом существующим значительным по размерам нерыночным сектором, в том числе государственными организациями и учреждениями. Это обусловлено, прежде всего, рядом объективных причин недееспособности рынка в сфере социально-культурного обслуживания, которые ведут к необходимости государственного вмешательства по обеспечению и производству данных услуг, к ограничению частнопредпринимательской деятельности в данной сфере.

        Прежде всего, описанная выше  экономика представляет собой  модель рынка так называемой "чистой  или совершенной конкуренции", существование которого предполагает  выполнение ряда нижеследующих  условий:

        - количество продавцов и покупателей  на рынке должно быть таким  большим, чтобы никто их них  не мог произвольно влиять  на цену;

        - покупатели и продавцы не  должны сотрудничать друг с  другом;

        - товары и услуги должны быть  достаточно простыми и однородными,  чтобы они могли покупаться  и продаваться в различных  количествах;

       

        - покупатели товаров и услуг  должны иметь надежную информацию  о происходящем на рынке, о  ценах и качестве продукции  у разных продавцов;

        - для новых предприятий должны  быть созданы возможности свободно  и быстро войти и утвердиться  на рынке;

        - не должно существовать преимущество  крупномасштабного производства, что  разоряет малые предприятия и  ведет первого к монополии;

        - суверенитет потребителя и устойчивость  рыночной экономики зависят от  распределения доходов, которое  должно быть более или менее  равномерным.

        В отраслях социальных услуг, во-первых, существуют препятствия для организации рынка на принципах чистой конкуренции: преимущество крупномасштабного производства (кинематография, радио и телевидение, высшая школа), дифференциация услуг у различных производителей, характерная для творческого труда, важная роль неценовой конкуренции в сфере услуг (реклама, наукоемкесть услуг, удобство и комфорт для потребителей), наличие организованных профсоюзов и организаций производителей (ассоциаций, объединений, обществ). Это ведет к организации рынка в ряде подотраслей социально-культурного комплекса на принципах монополистической конкуренции и олигополии, требующей государственного регулирования через механизм антитрестовского законодательства.

        Во-вторых, в социальном комплексе  наиболее ярко проявляются главные  причины неэффективности, несостоятельности  рыночного механизма, такие, как  естественная монополия, внешние  эффекты и общественное благо,  выявленные западной экономической  наукой, в особенности две последние.

        Естественная монополия возникает  в тех случаях, когда эффект  роста масштаба производства  так велик, что одна единственная  фирма сможет обеспечивать весь рынок данного вида продукции или услуг, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем другие конкурирующие фирмы. В этой ситуации конкуренция является нерентабельной, а в ряде случаев просто бессмысленной (электро-, водо- и газо-снабжение, железнодорожный транспорт, почтовая связь). В сфере социально-культурных услуг естественные монополии характерны главным образом для радио и телевидения, где современные системы связи позволяют расширить масштабы деятельности компаний до национального и международного уровня.

Информация о работе Соотношение роли государства и рынка в формировании хозяйственного механизма социальной сферы