Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель исследования - оценка системы адаптации персонала в рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
определить сущность и цели адаптации;
выбор аспектов (направлений) адаптации для молодых сотрудников, новых сотрудников, имеющих опыт работы, для сотрудников при организационных нововведениях на предприятии;
описание методики анализа и совершенствования управления адаптацией;
разработка конкретного перечня мероприятий (содержание работ, порядок их проведения, исполнители, информационное обеспечение для контроля успешности адаптации), охватывающего выбранные аспекты адаптации сотрудников;
разработка перечня и основного содержания инструкционных документов, выдаваемых сотрудникам на период адаптации;
описание программ деловой оценки (периодичность, информационное обеспечение, показатели) для контроля успешности адаптации
Задачи наставника:
Стандарты работы наставника с новым сотрудником:
Таблица 1 - Контроль, оценка введения в должность нового сотрудника
Вид контроля |
Цель контроля |
Ответственный |
Сроки выполнения |
Текущий контроль |
Оперативное отслеживание правильности и своевременности выполнения поставленных задач. |
Наставник |
Ежедневно |
Промежу-точный контроль |
Оценка процесса вхождения в должность. |
Руководитель подразделения. Менеджер по персоналу наставник. |
2 недели, 1 месяц |
Социально-психологический контроль |
Обратная связь от нового сотрудника: вхождение в коллектив, впечатление от работы. |
Менеджер по персоналу. |
Ежемесячно |
Итоговый контроль |
Оценка соответствия работника должности оценка вхождения в коллектив (в виде аттестации по результатам испытательного срока). |
Руководитель подразделения. Менеджер по персоналу наставник. |
|
Аттестация по результатам испытательного срока. Данная аттестация необходима для принятия обоснованного решения о приеме сотрудника в постоянный штат, либо о прекращении сотрудничества.
Оценка проводится методом «360 градусов», т.е. сотрудник оценивается с разных уровней: руководителем подразделения, наставником, коллегами, подчиненными и самим аттестуемым.
Процедура оценки:
Данные программы можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации.
Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив.
Особо следует отметить адаптацию
женщин, выходящих на работу после
отпуска по уходу за ребенком. Чем
дольше она находится дома, тем
сложнее ей включиться в трудовой
ритм. Связано это с тем, что, во-первых,
после ее выхода на работу обычно обнаруживается
большой пробел в знаниях (за три
года может очень многое поменяться,
например, появиться новое программное
обеспечение или новые
Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации. Приведем пример по программе адаптации нового сотрудника.
Основными участниками программы являются: непосредственный руководитель, куратор, специалист службы персонала.
Вся процедура адаптации делится на четыре этапа, каждый из которых предполагает выполнение определенных заданий, которые, в свою очередь, закреплены за тем или иным участником процедуры. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина,
I этап. Оценка уровня подготовленности новичка, необходимая для разработки наиболее эффективной программы адаптации. За три дня до выхода нового работника. Специалист службы персонала обязан:
Непосредственный руководитель обязан:
ІІ этап. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. В первый рабочий день нового работника специалист службы персонала обязан:
Непосредственный руководитель обязан:
Куратор обязан:
1. Ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка и сообщить следующую информацию:
2. Предоставить информацию личного плана: местонахождение столовой, туалетов, места для отдыха, курения, стоянки машины и т.д.
3. Предоставить информацию о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать, и правила, действительные только для данной должности и / или отдела.
4. Ознакомить с процедурой коммуникаций и связей по должности (в рамках отдела, с другими отделами).
5. Ознакомить с поведением в случае непредвиденных ситуаций.
6. Обсудить первый рабочий день.
III этап. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. За первую рабочую неделю нового работника специалист службы персонала обязан:
Куратор обязан:
IV этап. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. По истечении испытательного срока специалист службы персонала обязан:
Непосредственный руководитель обязан:
1.3 Оценка состояния работы по адаптации
В течение всего адаптационного периода руководитель должен неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.
Периодически контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам. В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.
Служба управления персоналом
для выяснения истинных причин увольнения
собирает и анализирует соответствующую
информацию. Одновременно оценивается
эффективность подбора
Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.
Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и, следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация - это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.