Совершенствование адаптации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования - оценка системы адаптации персонала в рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
определить сущность и цели адаптации;
выбор аспектов (направлений) адаптации для молодых сотрудников, новых сотрудников, имеющих опыт работы, для сотрудников при организационных нововведениях на предприятии;
описание методики анализа и совершенствования управления адаптацией;
разработка конкретного перечня мероприятий (содержание работ, порядок их проведения, исполнители, информационное обеспечение для контроля успешности адаптации), охватывающего выбранные аспекты адаптации сотрудников;
разработка перечня и основного содержания инструкционных документов, выдаваемых сотрудникам на период адаптации;
описание программ деловой оценки (периодичность, информационное обеспечение, показатели) для контроля успешности адаптации

Работа состоит из  1 файл

2 курсовая.docx

— 96.93 Кб (Скачать документ)

Задачи наставника:

  • знакомство с продуктом отдела / подразделения: услуги, товар;
  • технология работы;
  • взаимодействие с другими подразделениями;
  • документооборот;
  • программное обеспечение;
  • традиции и правила поведения в данном подразделении;
  • консультация нового сотрудника по текущим вопросам.

 Стандарты работы наставника с новым сотрудником:

  • доброжелательное, позитивное отношение к новому сотруднику;
  • рациональное распределение рабочего времени: совмещение функций по основной работе с функциями наставничества за счет правильного планирования рабочего времени;
  • последовательная передача необходимой информации, знании, опыта новому сотруднику: от простого к сложному, от общеизвестной информации к конфиденциальной;
  • отслеживание обратной связи, контроль освоения знаний в ходе наставничества;
  • осуществление текущего контроля над работой нового сотрудника, своевременная коррекция неправильных действий в работе;
  • проявление заботы о новом сотруднике: обстоятельное разъяснение вопросов, привитие культуры компании;
  • своевременное доведение информации руководителю подразделения о соответствии / несоответствии нового сотрудника данной должности, участие в оценке нового сотрудника на промежуточном контроле.

Таблица 1 - Контроль, оценка введения в должность нового сотрудника

 

Вид контроля

Цель контроля

Ответственный

Сроки выполнения

Текущий контроль

Оперативное отслеживание правильности и своевременности выполнения поставленных задач.

Наставник

Ежедневно

Промежу-точный контроль

Оценка процесса вхождения  в должность.

Руководитель подразделения. Менеджер по персоналу наставник.

2 недели,

1 месяц

Социально-психологический  контроль

Обратная связь от нового сотрудника: вхождение в коллектив, впечатление от работы.

Менеджер по персоналу.

Ежемесячно

Итоговый контроль

Оценка соответствия работника  должности оценка вхождения в  коллектив (в виде аттестации по результатам  испытательного срока).

Руководитель подразделения. Менеджер по персоналу наставник.

  1. месяца работы

 

 
   
   

Аттестация по результатам  испытательного срока. Данная аттестация необходима для принятия обоснованного решения о приеме сотрудника в постоянный штат, либо о прекращении сотрудничества.

Оценка проводится методом  «360 градусов», т.е. сотрудник оценивается с разных уровней: руководителем подразделения, наставником, коллегами, подчиненными и самим аттестуемым.

Процедура оценки:

  • менеджер по персоналу за две недели раздает бланки оценки участникам аттестации;
  • обработка полученной информации;
  • формирование заключения на сотрудника;
  • принятие решения непосредственным руководителем на основе заключения: прием в постоянный штат (продление испытательного срока) увольнение;
  • непосредственный руководитель совместно с менеджером по персоналу проводят собеседование по результатам аттестации, на котором сообщают решение, дают оценку результатам работы, сильным и слабым сторонам, рекомендации к развитию, сотрудник высказывает свое мнение о работе.

Данные программы можно  использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации.

Особые потребности в  адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются  в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями молодых  работников, и им зачастую труднее  вписаться в коллектив.

Особо следует отметить адаптацию  женщин, выходящих на работу после  отпуска по уходу за ребенком. Чем  дольше она находится дома, тем  сложнее ей включиться в трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу обычно обнаруживается большой пробел в знаниях (за три  года может очень многое поменяться, например, появиться новое программное  обеспечение или новые технологии). Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время  отпуска женщина сама планировала  свое время, выйдя же на работу, она  вынуждена находится положенное количество времени на одном месте. В-третьих, возникает психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной.

Все это нельзя оставлять  без внимания и необходимо учитывать  при составлении программ по адаптации. Приведем пример по программе адаптации  нового сотрудника.

Основными участниками программы  являются: непосредственный руководитель, куратор, специалист службы персонала.

Вся процедура адаптации  делится на четыре этапа, каждый из которых предполагает выполнение определенных заданий, которые, в свою очередь, закреплены за тем или иным участником процедуры. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина,

I этап. Оценка уровня подготовленности новичка, необходимая для разработки наиболее эффективной программы адаптации. За три дня до выхода нового работника. Специалист службы персонала обязан:

  • позвонить сотруднику накануне его официального выхода на работу и убедиться, что все в порядке;
  • проинформировать сотрудников о приходе нового работника заранее;
  • приготовить все информационные материалы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы;
  • подготовить необходимые пропуска;
  • обеспечить и проверить, подготовлено ли рабочее место:  телефон; оргтехника (расположение факса, копировальной техники и других офисных устройств, правила их использования и пр.); базовый набор канцелярских принадлежностей и расходных материалов.

Непосредственный руководитель обязан:

  • убедиться, что должностная инструкция подготовлена и соответствует действительности;
  • определить куратора.

ІІ этап. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. В первый рабочий день нового работника специалист службы персонала обязан:

  • встретить нового сотрудника и провести на рабочее место. Если принято, вручить «пакет новичка» - корпоративную атрибутику;
  • надлежащим образом провести кадровое оформление нового работника и все сопутствующие инструктажи;
  • обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т.д., принятые в организации;
  • обсудить первый рабочий день.

Непосредственный руководитель обязан:

  • представить работника подчиненным, коллегам, познакомить с куратором;
  • проанализировать вместе с новым сотрудником его должностные обязанности и заполнить бланк задач на испытательный срок;
  • объяснить используемую на предприятии систему поощрений и правила применения штрафных санкций;
  • объяснить правила компенсации возможных затрат, а также порядок и выдачу зарплаты, оплату листов нетрудоспособности и отпусков;
  • ознакомить с организационной структурой;
  • обсудить первый рабочий день.

Куратор обязан:

1. Ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка и сообщить следующую информацию:

  • рабочие перерывы на отдых, время и продолжительность обеда;
  • процедура сообщений о вынужденном отсутствии на работе (например, руководителю подразделения или секретарю по телефону);
  • уход за пределы компании в рабочее время;
  • требования к внешнему виду;
  • пропускная система, порядок открытия и закрытия офиса (рабочего кабинета).

2. Предоставить информацию личного плана: местонахождение столовой, туалетов, места для отдыха, курения, стоянки машины и т.д.

3. Предоставить информацию о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать, и правила, действительные только для данной должности и / или отдела.

4. Ознакомить с процедурой коммуникаций и связей по должности (в рамках отдела, с другими отделами).

5. Ознакомить с поведением в случае непредвиденных ситуаций.

6. Обсудить первый рабочий день.

III этап. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. За первую рабочую неделю нового работника специалист службы персонала обязан:

  • ознакомить с основными процедурами и политикой в отношении персонала (возможности карьерного роста);
  • проанализировать компетенцию и разработать индивидуальную программу перспективной подготовки.

Куратор обязан:

  • ознакомить с подробной историей компании, ее миссией, стратегией и целями, политикой в области работы с партнерами и потребителями, стадиями доведения продукции до потребителя;
  • ознакомить со списком документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь;
  • объяснить, как действует административно-хозяйственная система организации, существующие правила и процедуры (например, заказ автотранспорта, канцтоваров и пр.);
  • познакомить с теми сотрудниками, с которыми будет сотрудничать новый работник;
  • ознакомить с содержанием работы, требованиями и стандартами выполнения работы, пределами полномочий, ответственностью.
  • ознакомить со специальными процедурами;
  • ознакомить с системой отчетности.

IV этап. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. По истечении испытательного срока специалист службы персонала обязан:

  • дать новому сотруднику заполнить оценочный лист;
  • проанализировать заполненный оценочный лист до обсуждения;
  • провести обсуждение и сделать акцент на ожидаемой от сотрудника обратной связи (узнать его мнение о фирме в целом, о способах ведения бизнеса, предложения об улучшениях и пр.).

Непосредственный руководитель обязан:

  • сообщить работнику об окончании испытательного срока и назначить дату обсуждения результатов его работы в этот период;
  • провести обсуждение и сделать акцент на ожидаемой от сотрудника обратной связи (узнать его мнение о фирме в целом, о способах ведения бизнеса, предложения об улучшениях и пр.).

 

 

1.3 Оценка состояния работы по адаптации

 

 

В течение всего адаптационного периода руководитель должен неформально  обсуждать с сотрудником его  взаимоотношения с коллективом  подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального  плана.

Периодически контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам. В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.

Служба управления персоналом для выяснения истинных причин увольнения собирает и анализирует соответствующую  информацию. Одновременно оценивается  эффективность подбора персонала.

Успешность адаптации  зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем  сложнее среда, чем больше отличие  ее от привычной среды на прежнем  месте работы, чем больше связано  с ней изменений, тем труднее  проходит процесс адаптации.

Адаптация как процесс  характеризуется определенной продолжительностью, и, следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация - это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.

Информация о работе Совершенствование адаптации персонала