Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 16:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выработка предложений по совершенствованию деятельности служб по связям с общественностью региональных и местных органов власти.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать понятие связей с общественностью, истории их возникновения, философии и идеологии;
- Изучить связи с общественностью во властных структурах, их значение, особенности и модели;
- Рассмотреть организацию служб по связям с общественностью, их функции, структуру и методы формирования;
- Проанализировать методы осуществления связей с общественностью в региональных и местных органах власти;
- Разобрать технологии связей с общественностью в региональных и местных органах власти;
- Исследовать направления деятельности служб по связям с общественностью региональных и местных органов власти.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ………………………………...…………………………….7
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ……………………...…………………………………..7
1.2 СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ: НАЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ……….10
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ …………………………………………………22
2. ТЕХНОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ВЛАСТИ .….29
2.1 МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ…………………......29
2.2 ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ …..………………………..……………...31
2.3 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ, ПУБЛИЧНЫЕ АКЦИИ…...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43
Основными
отличиями государственных
Специфика ПР - структур органов власти субъектного уровня.
Во многом организация работы PR-структур на субъектном уровне дублирует работу органов федерального уровня с различием в масштабах деятельности. Государственные органы субъектного уровня могут также являться учредителями государственных региональных СМИ. Кроме того, что работа государственных структур субъектного уровня урегулирована федеральными законодательными актами, она также регулируется и региональными законами и постановлениями. Создание PR-отделов в законодательных и исполнительных органах субъектного уровня основывается на стадии развития соответствующей республики, края, области и пр., обладание необходимыми ресурсами, степенью поддержки центром и заинтересованностью общественности в функционировании подобной структуры. Во многих регионах PR-отделы создаются лишь на периоды выборов. В последнее время специалисты отмечают тенденцию, состоящую в том, что региональные государственные органы более склонны к сотрудничеству с независимыми PR -агентствами, что объясняется краткосрочным характером целей, которые преследуются региональной властью. Довольно часто региональные государственные органы сталкиваются с проблемами в построении взаимоотношений со СМИ и общественностью. Проблемы возникают из-за отсутствия профессионалов в PR-области, желанием региональных властей навязывать собственную линию поведения и контролировать все сферы массовых коммуникаций.
ПР - структуры органов власти местного уровня.
На уровне муниципального управления основной характеристикой работы по связям с общественностью является более высокая степень ответственности местной власти перед жителями, так как местная власть находится ближе к гражданам и является более доступной для прямого общения. Решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является - поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения выступают не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей и др. 13
Модели связей с общественностью.
В зависимости от существующих в государстве типа властных отношений выделяются три модели связей с общественностью: властвования и подчинения, переходная и управленческая.
Модель властвования и подчинения.
В государстве тоталитарного типа интеракции государства с обществом строятся по принципу властвования и подчинения. В качестве общественности выступают "подданные", имеющие лишь одно право - выражать солидарность с правящим режимом. Личность и создаваемые личностями общественные объединения рассматриваются как потенциальный источник влияния в обществе, конкурирующем с государством. Инициативные действия, совершаемые населением, расцениваются государственными органами как посягательство на государственные интересы.
Анализируя советские формы государственного ПР, обнаруживаются различные формы идеологического воздействия в виде агитации и пропаганды. Советские ПР были частью общей идеологического обеспечения партий-но-административного руководства. Вербальные коммуникации с обществом в системе идейно-политической пропаганды носили название "устная агитация". Сюда входили беседы лекторов и политинформаторов, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, выступления агитбригад, дискуссии, единые политдни, "ленинские пятницы".
Средства
визуальной коммуникации именовались
"наглядной агитацией" - это плакаты,
лозунги, транспаранты, схемы, диаграммы,
фото стенды, доски почета, стенные газеты,
украшавшие места общественного скопления.
"Специальные события" назывались
"долговременными пропагандистскими
акциями". Ими могли быть различные
кампании и трудовые соревнования, рейды,
фестивали, юбилеи, походы по местам боевой
и трудовой славы и так далее. Все это широко
освещалось СМИ - "коллективными пропагандистами,
агитаторами и организаторами". Существовавшие
в советский период общественные организации
типа профсоюзов, комсомола, женских, ветеранских,
молодежных организаций, а также иные
объединения и ассоциации не были, в точном
смысле этого слова, общественными - это
была часть государственного аппарата,
его особая, специфическая, строго зарегулированная
составляющая. Несмотря на чаще всего
формальный характер общественных инициатив,
не-редко они поддерживались искренним
участием социально активных людей, с
большим запросом оптимизма и альтруизма.
С их помощью образовывались постоянные
общественные связи, а жесткие конструкции
приобретали видимость реальных механизмов
диалога с государственными структурами,
социальными группами. Подобная модель
связей с общественностью, где политические
отношения складываются как отношения
"властвования" и "подвластности",
практически неотделима от политической
агитации и пропаганды.
Переходная модель.
Строительство в Росси демократии актуализировало потребность создания диалога государства и формирующего гражданского общества. Этому содействовали три основные причины. Во-первых, государство, как политический институт демократического общества, стремится найти такой способ управления, при котором объект и субъект управления не были бы антагонистически разделены, а выступали бы как взаимозависимые субъекты общественных отношений.
Во-вторых,
формирующееся гражданское
В-третьих, в политическом поведении российских граждан очевидны черты агрессивности и радикализма, подчас принимающие антиобщественные формы. Следовательно, высока степень конфликтности и велика потребность, как государство, так и общества в коррелирующих механизмах взаимодействия - таких как компромисс, переговоры, солидарное разрешение конфликта.
В
современной российской действительности
формируются отношения
Данное взаимодействие сталкивается с рядом проблем:
- Государство обладает мощными институализированными формами и структурами принуждения, а гражданское общество лишь формируется и находится почти в постоянной зависимости от государства - его правовой защиты, экономической и финансовой поддержки.
- Государство далеко не всегда оказывается способным на позитивный политический диалог и демонстрирует агрессивные волюнтаристские поползновения.
- Гражданское общество, прежде всего в лице его экстремистски настроенных объединений, для достижения приоритетных политических целей может использовать средства, принципиально несогласующиеся с нормами кодифицированного права.
В условиях демократии государство основывается в своей работе на критерии законности. В России в период 1995-97 гг. было принято более 200 нормативных законодательных актов, регулирующих деятельность общественных объединений только на федеральном уровне.
В широком значении взаимодействие государства с общественными структурами отражено через такие формы, как поддержка, взаимодействие, право на получение информации, учет мнений и предложений, привлечение к участию при подготовке решений, привлечение к работе в государственных органах, наделение контрольными полномочиями. Определены также институты открытой демократии, такие как согласительные комиссии, общественные советы и палаты, слушания по различным проблемам.
Помимо законодательно оформленных форм существуют также различные механизмы и технологии связи с общественностью, необходимые и востребованные и общественными организациями, и органами власти. Отношения государства и общества на переходном этапе демонстрируют, наряду с убеждающей коммуникацией, зрелый ПР - с постоянным использованием научно-исследовательских методов изучения целевой общественности, установлением и поддержанием обратной связи.
Управленческая модель.
В этой модели общественность контактирует с государством как получающий услуги клиент или совокупность клиентов. Ориентация клиента и его запросы, приверженность активному стилю действий в решении конкретных проблем, простота структуры и профессионализм, открытость и доступность - вот далеко не полный перечень принципов практической деятельности государственных структур.
Связи с общественностью в этих условия государство будет строить на основе самых эффективных методов - соглашений, долгосрочных контрактов, информационного взаимодействия, участии в законотворческом процессе, совместной разработке и осуществлении социальных программ.
Суть данной модели заключается в ведении партнерского диалога между государством и гражданским обществом при доминировании интересов последнего. В зрелой модели ПР государство и общество вступают в равноправные партнерские взаимоотношения. В результате взаимодействия происходят изменения состояния не только объекта взаимодействия - состояния общественного мнения граждан, например, но и того субъекта, который вступает во взаимоотношения. Подобная модель - оптимальная модель управления сложнейшими коммуникативными процессами, складывающимися в условиях взаимодействия правового демократического государства и развитого гражданского общества.14
Таким
образом, связи с общественностью
являются важным элементом деловых
отношений, новым родом деятельности,
который играет важную роль в расширении
границ управления в работе органов власти.
ПР - это неотъемлемая часть эффективного
управления. Общие принципы ПР универсальны
как в государственном, так и в коммерческом
секторе, но, безусловно, у ПР служб органов
власти есть свои специфические особенности
по целям, ресурсам, ответственности, мотивам,
окружению. А также деятельность служб
ПР органов власти разных уровней(
федеральный, субъектный и местный уровни)в
связи с трехуровневой организацией государственного
управления в РФ имеют собственную
специфику, связанную с преобладанием
тех или иных ресурсов. В зависимости от
существующих в государстве типа властных
отношений выделяются три модели связей
с общественностью: властвования и подчинения,
переходная и управленческая.
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С
ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОРГАНАХ
« Деятельность служб ПР в органах власти не должна носить политического характера. Она призвана способствовать развитию демократии и расширению информированности общественности…». (С. Блек). 15
Возникновение пресс-служб, пресс-центров и PR-отделов в органах государственного управления стало возможным из-за внутренней потребности организаций проводить активную информационную политику. Регулируя отношения с внешней средой, пресс-служба и приспосабливается к внешним условиям, и регулирует взаимоотношения со структурами, находящимися вне данной организации. Появившись много позже, чем за рубежом, сегодня, структуры по связям с общественностью — "паблик рилейшнз" существуют в абсолютном большинстве органов федеральной, региональной и местной власти России. Эти структуры выполняют важную функцию обеспечения связи государства и общества, повышения эффективности работы государственных структур. Ни один политический институт не может существовать без коммуникации, играющей ведущую роль в формировании символического образа власти, в конкурентной борьбе за получение властных полномочий и их отправление.
Можно выделить следующие характерные подходы к формированию служб по связям с общественностью.