Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 16:25, курсовая работа
Рассмотрев актуальность темы, поставим цель работы: изучить культуру организации и влияние её на эффективность функционирования организации.
Задачи работы:
- рассмотреть организационную культуру в управлении и ее развитие;
- рассмотреть влияние культуры на организационную эффективность;
- рассмотреть взаимодействие между культурами;
- рассмотреть изменение организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1. Организационная культура в управлении и ее развитие …………....5
1.1 Понятие и элементы организационной культуры …………………………5
1.2 Функции и типы организационной культуры…………………………..….16
1.3 Виды организационной и управленческой культуры……………………..21
1.4 Влияние культуры на организационную эффективность………………....26
1.5 Модель В. Caтe………………………………………………………………27
1.6 Модель Т. Питерса — Р. Уотермана………………………………………..30
1.7 Модель Т. Парсонса…………………………………………………………32
Глава 2. Анализ корпоративной культуры ЗАО «Трест №88»……………….33
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «Трест №88»………………...33
2.2. Анализ сложившейся корпоративной культуры предприятия…………...36
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры предприятия…………………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
Культура пронизывает процесс управления и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними) информации.4
По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько типов культур:
• Бесспорная культура характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны. Но сами ценности и нормы при необходимости сознательно корректируются. Такая культура, не допускающая спонтанного влияния как извне, так и изнутри, является закрытой (закрытость культуры — это нежелание видеть недостатки, выносить сор из избы, стремление сохранить показное единство). • Закрытая культура подавляет персонал и становится решающим его моментом мотивации.
• Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм; у каждого элемента организации они — свои, причем, зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению.
• Сильная культура открыта влиянию как изнутри, так и извне. Открытость предполагает гласность и диалог между всеми участниками организациями и посторонними лицами. Она активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только становится сильнее.
• Сила культуры определяется тремя моментами: глубиной ее проникновения в организационные отношения; широтой распространения и степенью охвата членов организации; ясностью провозглашаемых приоритетов.
Очень сильная культура несет в себе и опасность для организации, поскольку при необходимости ее замены другой или ее развитии она сопротивляется по инерции приобретенных членами организации привычек и усвоенных моделей поведения. Поэтому желательно иметь умеренно сильную культуру в организации и поддерживать ее с помощью методов поддержки организационной культуры (рис.3.).
На представленном рисунке 3. методы сведены в шесть основных групп:
• Первая группа. Четко выделяя свои ежедневные зоны, объекты, предметы внимания, оценки и формы контроля, менеджеры указывают тем самым своим работникам на приоритеты их деятельности.
• Вторая группа. Реакция руководства на кризисы указывает работникам на приоритеты, которые те имеют. Например, они будут сокращать численность персонала, сократят рабочий день или переквалифицируют работников и сохранят им рабочие места.
• Третья группа. Моделирование ролей, обучение и тренировка работников должны осуществляться в рамках программ постоянного совершенствования их квалификации, а также в рабочих ситуациях для закрепления стандартов организационной культуры.
• Четвертая группа. Критерии наград и статусов — это четко сформулированные подходы к мотивации сотрудников, что позволяет показать, каких именно результатов и образцов поведения ждет от них организация.
• Пятая группа. Критерии подбора, продвижения и увольнения сотрудников, доведенные до них, начиная с процедур приема на работу, являются основным способом поддержания организационной культуры в рамках разработанных образцов.
• Шестая группа. Традиции, ритуалы и символика, используемые организацией в периоды праздников, юбилеев, торжественных церемоний, представительских встреч, выставок, во время организации рекламных кампаний и т.п., максимально полно демонстрируют специфику организационной культуры, имея большое воспитательное значение для сотрудников, чувствующих свою сопричастность фирме.5
Развитие организации во времени и пространстве сопровождается необходимостью вносить изменения в существующую организационную культуру, для того, чтобы она могла обеспечивать выполнение меняющейся стратегии деятельности. При этом методы изменения организационной культуры тесно взаимосвязаны с методами ее поддержания. Главными из них являются:
изменение объектов и предметов внимания менеджеров;
изменение стиля управления конфликтом или кризисом;
перепроектирование служебных ролей и изменение приоритетов в программах обучения;
перестройка кадровой политики и планирования служебной карьеры членов организации;
изменение организационной символики и «обрядности».
Культуру современных западных организаций характеризует ориентация на социальную ответственность, то есть принесение пользы обществу через использование прибыли и участие в решении широкого спектра социальных проблем.
До 30-х гг. XX века считалось, что фирмы вправе принимать во внимание только собственные интересы, что оправдывало их стремление к максимизации доходов. Затем под давлением профсоюзов они стали заниматься проблемами своих работников: вопросами заработной платы, условиями труда, пенсионным обеспечением, социальными выплатами. С 60-х гг. социальная ответственность начала распространяться на все общество.
В современное понятие социальной ответственности входит: ориентировка организации на перспективные социальные интересы; возмещение издержек общества в долгосрочном периоде (например, экологических) и оптимизация перспективной прибыли; вовлечение персонала в разработку направлений социальной ответственности; сохранение капитала организации как элемента общественного богатства.
Выделяются следующие виды социальной ответственности:
- Во-первых, экономическая, заключающаяся в максимизации доходов, а следовательно и налогов, поступающих в бюджет, предоставлении обществу по разумным ценам товаров и услуг и хорошо оплачиваемых рабочих мест.
- Во-вторых, правовая ответственность, выражающая обязательства фирмы по соблюдению законодательства. Выполнение юридических обязательств в сфере экономики служит долгосрочным интересам развития фирмы.
- В-третьих, этическая ответственность, проявляющаяся в достойном поведении организации, соблюдении ею принятых норм, которые могут соответствовать имеющимся официальным правовым стандартам, а могут и превышать их.
Взаимодействие управления и организационной культуры является не простым. Во-первых, управленцы могут действовать строго в рамках культуры. Если последняя прогрессивна, то действия наверняка будут успешны. Но отсталость культуры приведет к тому, что эффективность процесса управления окажется низкой, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы.
Во-вторых,
менеджеры могут идти «напролом»,
игнорируя сложившуюся
В-третьих, можно действовать частично в рамках культуры, но в необходимых случаях — наперекор ей. Здесь нужно учитывать совместимость изменений и культуры и по возможности не «перегибать палку».
В-чётвертых,
если необходимые управленческие шаги
полностью с культурой несовместимы, но
являются настоятельными, встает вопрос
о преобразовании сложившейся культуры.
Для этого необходима ясная стратегия
и хорошее понимание возможных препятствий
и трудностей на этом пути.
1.3
Виды организационной
и управленческой культуры
Организационная культура неоднородна и имеет различные варианты проявления. По характеру ее проявления выделяют основные виды: бюрократическую, опекунскую, праксиологическую и предпринимательскую культуру (рис. 4).
Бюрократическая культура (Административная) проявляется во внешнем регулировании всех сторон деятельности организации с целью достижения стабильности; тотальном контроле, формальных правилах, процедурах, иерархии; четком разделении труда; оценке персонала по формальным принципам и критериям. Источником власти, сконцентрированной в руках руководства, здесь является собственность, технические знания. Культура гарантирует людям безопасность, избавляет конфликтов.
Опекунская культура основывается на благоприятном морально-психологическом климате, сплоченности, морали. Ее признаками являются групповые нормы и ценности, неформальный статус сотрудников» их широкие контакты, личная активность, взаимопонимание, гармония отношений. Культура гарантирует персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации.
Праксиологическая культура основывается на планах, целях, которые являются средством достижения желаемых результатов, вертикальном обмене информацией, рациональности, заботе о выполнении задач, оценке деятельности работника по результатам. Главной фигурой является руководитель, но допускается делегирование полномочий и целевое управление. Культура нацелена на удовлетворение потребностей за счет прибыльности эффективности работы.
Предпринимательская культура изменчива, подвижна, ориентирована вне организации, на перспективу, поддерживает новаторство и творческую активность, предприимчивость персонала, гарантирует удовлетворение потребностей работников в развитии и заработках, чем привлекает немало людей, оценка которых происходит по интенсивности их усилий. Управление основывается на харизме руководителя, вере в его знания и опыт, совместном участии в творчестве.
Бюрократическая культура представляет собой «жесткую» форму проявления культуры управления, в свою очередь, предпринимательская культура подвижна и гибка. Сравнительные характеристики двух противоположно направленных видов организационной культуры представлены в табл.1.
Особенно значение имеет рассмотрение видов одной из составляющих организационной культуры – управленческой культуры. Наиболее известная типология включает: культуру власти, задачи, личности и ролевую.
-
Культура власти. Ее существенный
момент личная власть, источником
которой является обладание
-
Ролевая культура. Это бюрократическая
культура, основывающаяся на системе правил
и инструкций, характеризующаяся четкой
специализацией, распределением ролей,
прав, обязанностей, ответственности,
специализацией участников. Все то, что
обеспечивает административный успех.
Она негибка, неинновационная и малоэффективна
при изменениях. Источником власти здесь
является должность, а не индивидуальные
качества руководителя. Такая управленческая
культура свойственна крупным корпорациям
и государственным учреждениям.
Таблица 1.
Сравнительные характеристики организационной культуры
Организационные
переменные |
Бюрократическая
культура |
Предпринимательская
культура |
Система контроля | Извне | Изнутри |
Отношения собственности | Собственник процесса | Собственник имущества |
Отношения к возможностям | Ждет момента | Ведет поиск |
Преимущественное
решение
проблем |
Рационально- логическое | Интуитивное |
Делегирование полномочий | Централизация | Децентрализация |
Организационная структура | Иерархическая | Сетевая (горизонтальная) |
Отношения субординации | «Взрослый – ребенок» | «Взрослый – взрослый» |
Организационный фокус | На организацию | На человека |
Производственная стратегия | Снижение стоимости | Дифференциация произ-ва |
Организационные
переменные |
Бюрократическая
культура |
Предпринимательская
культура |
Главные цели | Производительность | Эффективность |
Подход к управлению | Системный | Ситуационный |
Работа проектируется
с
позиции |
Интеграции | Автономии |
Выполнение работы | По правилам | Творческое |
Проводимые изменения | Модификация | Радикальные |
Основополагающий
курс
действий |
Делать дело правильно | Делать правильное дело |
Информация о работе Совершенствование корпоративной культуры предприятия