Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 16:25, курсовая работа
Рассмотрев актуальность темы, поставим цель работы: изучить культуру организации и влияние её на эффективность функционирования организации.
Задачи работы:
- рассмотреть организационную культуру в управлении и ее развитие;
- рассмотреть влияние культуры на организационную эффективность;
- рассмотреть взаимодействие между культурами;
- рассмотреть изменение организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1. Организационная культура в управлении и ее развитие …………....5
1.1 Понятие и элементы организационной культуры …………………………5
1.2 Функции и типы организационной культуры…………………………..….16
1.3 Виды организационной и управленческой культуры……………………..21
1.4 Влияние культуры на организационную эффективность………………....26
1.5 Модель В. Caтe………………………………………………………………27
1.6 Модель Т. Питерса — Р. Уотермана………………………………………..30
1.7 Модель Т. Парсонса…………………………………………………………32
Глава 2. Анализ корпоративной культуры ЗАО «Трест №88»……………….33
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «Трест №88»………………...33
2.2. Анализ сложившейся корпоративной культуры предприятия…………...36
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры предприятия…………………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
- Культура задачи. Эта культура приспособлена к управлению в экстремальных условиях и постоянно меняющихся ситуациях, поэтому основное внимание здесь уделяется быстроте решения проблем. Она основывается на сотрудничестве, коллективной выработке идей, общих ценностях. Власть покоится здесь на компетенции, профессионализме и обладании информацией. Это переходный тип управленческой культуры, способный перерасти в один из предыдущих. Он свойственен проектным или венчурным организациям.
- Культура личности. Она связана с эмоциональным началом и основывается на творческих ценностях, объединяя людей не для решения служебных задач, а для достижения индивидуальных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия, поэтому власть носит координационный характер.7
Считается, что на стадии зарождения организации в ее управлении преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура; стадию стабильного развития — культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.
1.4 Влияние культуры
на организационную
эффективность
Влияние культуры на организационную эффективность определяется прежде всего ее соответствием общей стратегии организации. Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:
1)
игнорируется культура, серьезным
образом препятствующая
2) система управления подстраивается под существующую в организации культуру; этот подход строится на признании имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработке альтернатив по «обходу» этих препятствий без внесения серьезных изменений в саму стратегию. Так, при переходе от механистической к органической схеме организации на многих производственных предприятиях долгое время не удается изменить организационную культуру на сборочных участках. В этом случае в решении проблемы может помочь данный подход;
3)
делаются попытки изменить
4) изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую культуру. В целом можно выделить два пути влияния организационной культуры на жизнь организации.
Первый, как это было показано выше, — культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй — культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
Существуют различные подходы к выделению набора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию.
Обычно
эти переменные служат основой анкет
и вопросников, которые используются
для описания культуры той или иной
организации. Набор переменных, выбираемых
руководством для анализа организации,
может быть связан непосредственно с уровнем
организационного взаимодействия: организация
— внешняя среда; группа — группа; индивид
— организация. При этом для каждого уровня
(индивид, группа, организация) могут измеряться
как эффективность их функционирования
с точки зрения интересов организации,
так и удовлетворенность. Кроме того, каждая
из указанных групп переменных может рассматриваться
во временном аспекте, т.е. быть преимущественно
ориентированной на краткосрочную или
долгосрочную перспективу.8
1.5
Модель В. Caтe
В. Сате выделил семь процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность:
1) кооперация между индивидами и частями организации;
2) принятие решений;
3) контроль;
4) коммуникации;
5) лояльность организации;
6) восприятие организационной среды;
7) оправдание своего поведения.
При этом первые три процесса корреспондируют с первым, поверхностным уровнем организационной культуры или образцами организационного поведения, а следующие четыре — со вторым, внутренним уровнем, имеющим «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функционирования организации.
Кооперацию
как образец поведения в
Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений. Так как организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным.
Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существуют три механизма контроля: рынок, администрирование, клановость. Обычно в организациях присутствуют все три механизма сразу, но в разной степени.
При
рыночном механизме контроля полагаются
в основном на цены. Лежащее в
основе этого предположение
Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое — это отсутствие необходимости коммуницировать в делах, по которым имеются разделяемые предположения. В этом случае определенные действия совершаются как бы без слов. Второе — разделяемые предположения обеспечивают направленность и оказывают помощь в интерпретации получаемых сообщений. Так, если в компании работник не считается придатком машины, то и известие о предстоящей автоматизации или роботизации не вызовет в нем шока.
Содержание культуры влияет также на содержание коммуникации. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других — наоборот. Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации. Также работники могут активизировать свои действия в стремлении помочь организации.
Восприятие
индивидом организационной
1.6
Модель Т. Питерса —
Р. Уотермана
Авторы известного бестселлера "В поисках успешного управления" Т. Нигере и Р. Уотермен обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, они ''вывели" ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху:
1) вера в действия.
2) связь с потребителем;
3)
поощрение автономии и
4)
рассмотрение людей как
5) знание того, чем управляешь;
6) не заниматься тем, чего не знаешь;
7)
простая структура и
8)
одновременное сочетание
Вера в действия. Связь с потребителем. Для успешно действующих компаний потребитель представляет фокус в их работе, так как именно от него поступает главная информация для организации. Удовлетворенность потребителя составляет сердцевину организационной культуры таких фирм.
Автономия и предприимчивость. Компании, борющиеся с недостатком нововведений и бюрократией, "делятся" на более мелкие управляемые части и предоставляют им, а также отдельным индивидам определенную степень самостоятельности, необходимой для проявления творчества и риска. Эта культурная норма поддерживается через распространение в организации легенд и историй о своих собственных героях.
Производительность зависит от человека. Данная ценность провозглашает человека наиболее важным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов. Вера в то, что отношение к людям с уважением ведет к успеху, лежит в основе культуры подобных организаций.
Знай
то, чем управляешь. В соответствии
с этой глубоко укоренившейся
культурной нормой успешных компаний
считается, что они управляются не из-за
закрытых дверей кабинетов руководителей,
а через посещение руководителями управляемых
ими объектов и через непосредственные
контакты с подчиненными на местах их
работы. Не занимайся тем, чего не знаешь.
Данное положение относится к разряду
одной из важных характеристик культуры
успешно действующих фирм. Эти фирмы не
признают диверсификации в сторону от
основного бизнеса. Простые структуры
и мало управленцев. Типичным для успешно
действующих компаний является наличие
небольшого числа уровней управления
и сравнительно небольшого штата управленческих
работников, особенно в высшем эшелоне.
Положение менеджера в таких компаниях
определяется не количеством его подчиненных,
а его влиянием на дела организации и,
главное, на ее результаты. Согласно этой
культурной ценности, менеджеры больше
ориентируются на уровень выполнения
подчиненными своей работы, а не на наращивание
своих штатов. Одновременная гибкость
и жесткость в организации. Парадокс этого
атрибута организационной культуры успешных
компаний разрешается следующим образом.
Высокая организованность в них достигается
за счет того, что все работники понимают
и верят в ценности компании. Это их жестко
связывает с компанией и интегрирует в
нее. Гибкость обеспечивается посредством
сведения к минимуму "руководящих"
вмешательств и минимизации числа регламентирующих
правил и процедур. Поощряется новаторство
и стремление брать на себя риск. В итоге
жесткая структура разделяемых культурных
ценностей делает возможной гибкую структуру
административного контроля.
1.7
Модель Т. Парсонса
В более общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса1. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели — AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking (достижение целей); integration (интеграция) и legiacy (легитимность).
Суть
модели состоит в том, что для
своего выживания и процветания
любая организация должна быть способной
адаптироваться к постоянно меняющимся
условиям внешней среды, добиваться
выполнения поставленных ею целей, интегрировать
свои части в единое целое, и, наконец,
быть признанной людьми и другими организациями.
Данная модель исходит из того, что ценности
организационной культуры являются наиболее
важными средствами или инструментами
выполнения функций этой модели. Если
разделяемые в организации верования
и ценности помогают ей адаптироваться,
достичь целей, объединиться и доказать
свою полезность людям и другим организациям,
то очевидно, что такая культура будет
влиять на организацию в направлении успеха.9
Глава
2. Анализ корпоративной
культуры ЗАО «Трест
№88»
ЗАО « Трест № 88» является генподрядной строительной организацией, осуществляющей целый спектр работ:
В
городе Нижний Тагил усилиями треста №
88 возводятся все новые и новые объекты
включая школы, детские сады, жилые дома
и многие другие, так же трест осуществляет
реставрацию культурных ценностей и ремонт
дорог в Дзержинском районе.
2.1.
Общая характеристика
деятельности ЗАО «Трест
№88»
Информация о работе Совершенствование корпоративной культуры предприятия