Совершенствование процесса принятия решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание

Именно поэтому основной целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса принятия решений в целом, для чего необходимо обратить внимание на такие ключевые и важные вопросы и задачи, как:
сущность решения в менеджменте;
классификация управленческих решений;
их информационно компьютерная поддержка;
методы принятия решений;
ошибки принятия управленческих решений;
понятие «эффективные решения» в организации и т. д.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации
Сущность решения в менеджменте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Классификация управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Информационно компьютерная поддержка управленческих
решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Принятие управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Методы принятия управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Ошибки при принятии управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Глава 2. Аналитическая основа процесса принятия решений в организации
2.1 История Промышленной компании «Веста» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2 Характеристика выпускаемой продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Организационная структура ПК «Веста» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Описание процесса принятия решения в рамках реальной ситуации ..25
Глава 3. Совершенствование процесса принятия решений в организации
3.1 Процесс принятия решения в организации ПК «ВЕСТА» . . . . . . . . . . .29
3.2 Анализ действующей процедуры принятия решений . . . . . . . . . . . . . . 31
3.3 Предложения по совершенствованию процесса принятия решения . . .34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

    1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ 

            В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Но, не смотря на это, существуют общие признаки, позволяющие это множество классифицировать. 

Таблица 1

Классификация управленческих решений 

Классификационный

признак

Группы

управленческих  решений

Степень повторяемости проблемы традиционные нетипичные
Значимость  цели стратегические тактические
Сфера воздействия глобальные локальные
Длительность  реализации долгосрочные краткосрочные
Прогнозируемые  последствия решения корректируемые некорректируемые
Характер  использованной информации детерминированные вероятностные
Метод разработки решения формализованные неформализованные
Количество  критериев выбора однокритериальные многокритериальные
Форма принятия единоличные коллегиальные
Способ  фиксации решения документированные недокументированные
 

Рассмотрим данную классификацию более подробно. 

  • Степень повторяемости проблемы

традиционные  решения – это те решения, которые неоднократно встречались ранее в практике управления, поэтому необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив;

нетипичные  решения – их поиск связан с генерализацией новых альтернатив.

  • Значимость цели

стратегические  решения – решения, преследующие самостоятельную цель;

тактические решения – решения, являющиеся средством достижения цели более высокого порядка. 
 

  • Сфера воздействия

локальные решения – решения, результат которых сказывается на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации;

глобальные  решения – решения, принимаемые с целью влияния на работу организации в целом.

  • Длительность реализации

краткосрочные решения – решения, реализация которых требует сравнительно коротких сроков;

долгосрочные  решения – решения, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

  • Прогнозируемые последствия

корректируемые  решения – решения, последствия реализации которых поддаются корректировке для устранения отклонений, либо учёта новых факторов;

некорректируемые  решения – решения, последствия которых необратимы.

  • Характер использованной информации

детерминированные решения – решения, принимаемые в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы;

вероятностные решения – решения, принимаемые в условиях риска (результаты которых не являются определёнными, но вероятность каждого результата известна) или в условиях неопределённости (когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов).

  • Метод разработки решения

формализованные решения – решения, принимаемые по заранее определённому алгоритму;

неформализованные решения – решения, принимаемые при новых и нетипичных ситуациях, при появлении нестандартных проблем.

  • Количество критериев выбора

однокритериальные решения – решения, при которых выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию;

многокритериальные  решения – решения, при которых выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям.

    - Форма принятия решений

единоличные решения – решения, при которых выбор из имеющихся альтернатив осуществляется одним человеком;

коллегиальные решения – решения, требующие участия группы специалистов при разрешении сложных ситуаций и проблем.

  • Способ фиксации

документированные решения – решения, оформленные в виде какого-либо документа (приказа, распоряжения и т. д.);

недокументированные решения – решения, не имеющие документальной формы (устные). [4; 182-187] 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. . ИНФОРМАЦИОННО КОМПЬЮТЕРНАЯ  ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ

            В современном менеджменте информация  становится самостоятельным фактором  производства. Этому способствует  развитие повсеместного применения  компьютера для сбора, передачи, обработки и хранения информации, что в конечном счёте приводит к появлению информационных компьютерных технологий.

            Широкое применение информационных  компьютерных технологий предоставляет  менеджменту организации следующие  возможности:

  1. ориентация на более глубокий анализ ситуации, в которой руководитель принимает решение;
  2. рассмотрение технологии выработки и принятия решения во всех их полноте;
  3. возможность в процессе принятия решения перехода от «жёстких» математических моделей к «мягким», в которых формальные расчёты комбинируются с экспертными оценками;
  4. активное использование инновационных технологий прогнозирования стратегического и тактического планирования;
  5. повышение внимания к организационной и психологической стороне применения математических и вычислительных средств в процессе принятия решения.

            Применение информационно компьютерных  технологий позволяет снизить  интеллектуальные и психологические  затраты менеджера и специалиста,  что:

  • с одной стороны, высвобождает его личные ресурсы для выполнения более ответственных задач;
  • с другой стороны, создаёт предпосылки для использования менее ценных специалистов на работах, где без вычислительной техники требовался бы менеджер или специалист с большим опытом и квалификацией. [6; 133-134]

     Вот как рассматривает данный вопрос И. С. Пржиягловская в своей статье

Проблема  избытка и недостатка информации

            Сейчас одной из определяющих характеристик развития национальной экономики можно считать уровень развития информационных ресурсов. В конце ХХ века уменьшение сроков от изобретения до массового производства привело к тому, что скорость НТП превзошла скорость усвоения его результатов, а смена технологий начала осуществляться столь быстро, что организации не успевали осваивать новые перемены.

            С появлением сети  Интернет информационное  пространство представлялось  хаотичной информацией,  что создавало  дополнительные трудности  поиска и выбора. Информация стала  более доступной  и менее подробной,  структурированной  и релевантной. 

            Информация стала важным ресурсом века. Не случайно в России поднимался вопрос о создании единой национальной информационной инфраструктуры и информационно-аналитических советов на различных уровнях государственных систем.

И. С. Пржиягловская [9; 87]

            Таким образом, И. С. Пржиягловская в своей статье обратила внимание на проблему избытка и недостатка информации и показала, что единая информационная инфраструктура до сих пор не достигла такого уровня, который необходим для успешного развития и эффективного функционирования организаций, предприятий и национальной экономики страны в целом. Также из всего вышеуказанного в данной статье видно, что отсутствие подробной и структурированной системы в сфере информации только усложняет процесс развития и совершенствования различных фирм и экономики страны. Иными словами, на лицо отсутствие должного развития информационной инфраструктуры. Однако ещё до сих пор не выработано то решение, которое необходимо для структурирования имеющейся информации. 

    1.4. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

            Менеджеров часто называют лицами, принимающими решения. Важные  решения не обязательно носят  стратегический характер. Они могут  относится к любой сфере деятельности  организации, например, к её структурам, системам контроля, к реакциям на внешнюю среду, к человеческим ресурсам.

            Сталкиваясь с непредвидимыми  проблемами, менеджер обязан принять  направленное на её устранение  решение, претворить его в жизнь  и проконтролировать его последствия.

            Именно процесс принятия решения определяет действенность управления, эффективность преодоления возникающих трудностей, распределения ресурсов и достижения организационных целей. [3; 286]

            Принятие управленческих решений является процессом, который позволяет всесторонне изучить возникшую проблему, проанализировать возможные варианты её решения и выбрать наиболее эффективные из них.

            Процесс принятия решений может  быть достаточно прост и не  требующим больших затрат времени,  если проблема проста и ситуационные факторы управляемы. В этом случае после определения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает прямое воздействие на управляемый объект.

            Если же проблема сложная, а  её решение не однозначно, то  процесс принятия решения требует структурирования и моделирования.

            Процесс принятия решения представляет  собой последовательное движение  от одного этапа к другому:

  1. диагностика проблемы

т. е. оценка ситуации – сопоставление фактического состояния  с требуемым, сбор информации, всесторонний анализ возникшей ситуации; 
 

  1. формирование  ограничений и  критериев решения

т. е. применение различных критериев, позволяющих  выбрать наиболее эффективное решение (прибыль, минимизация издержек);

  1. формирование альтернативного решения

т. е. использование  разнообразных методов формирования решения для разработки таких  вариантов, которые удовлетворяют  ограничениям;

  1. оценка альтернатив

при оценке вариантов  используется экспертная оценка, которая  обеспечивает обоснованность решения;

Информация о работе Совершенствование процесса принятия решений в организации