Совершенствование прогнозирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое – либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Сущность и основные задачи прогнозирования…………………………..5
Сущность и место прогнозирования в управлении предприятием…………….5

1.2. Основные задачи прогнозирования……………………………………………...7

1.3. Характеристика принципов и классификация методов прогнозирования…...10

Раздел 2. Анализ практики прогнозирования на предприятии ОАО «Славянский хлеб»………………………………………………………...…………………….15

2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия…………….15

2.2. Анализ организации прогнозирования…………………………………………19

2.3. Анализ использования результатов прогнозирования………………. ……….23

Раздел 3. Разработка и обоснование предложений по совершенствованию прогнозирования на предприятии ОАО «Славянский хлеб»………………………………………………………………………………26

3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления и оценка его эффективности…………………………………………………….26

3.2. Разработка прогноза научно – технического развития организации и предложения по его использованию…………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………………….34

Библиографический список…………………………………………………………..35

Приложение…………………………………………………………………………....36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

     Технологическое прогнозирование  подразделяется на изыскательное  (иногда его еще называют поисковым)  и нормативное.

     В основу изыскательного прогнозирования  положена ориентация на представляющиеся  возможности, установление тенденций развития ситуаций при разработке прогноза информации. Примером может служить прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от квантовой электродинамики и заканчивая мгновенно осуществляемой всемирной связью. [4, с.115]

     Для изыскательного прогнозирования  характерно использование таких методов, как экстраполяция, моделирование, метод исторической аналогии, написание сценариев, другие методы

     Нормативное прогнозирование ориентировано  на миссию организации, на те  потребности и цели, к достижению  которых она стремится. Примером  может служить прогнозирование  в области космоса, когда прогнозируемый  процесс представляется в виде  последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств ее решения – условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т.д.

     Основными методами, использующимися при нормативном прогнозировании, являются методы ПАТТЕРН, Делфи, Глушкова, Поспелова.

     При разработке управленческих  решений широкое распространение  нашел метод сценариев, также  дающий возможность оценить наиболее  вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.

     Профессионально разработанные  сценарии позволяют более полно  и отчетливо определить перспективы  развития ситуации как при  наличии различных управляющих  воздействий, так и при их  отсутствии.

     Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

     В настоящее время известны  различные реализации метода  сценариев. К ним относятся:

      - получение согласованного мнения;

      - повторяющаяся процедура независимых  сценариев;

      - использование матриц взаимодействия

     Метод получения согласованного  мнения является, по существу, одной  из реализаций метода Делфи,  ориентированной на получение  коллективного мнения различных  групп экспертов относительно  крупных событий в той или  иной области в заданный период  будущего.

     Метод повторяющегося объединения  независимых сценариев состоит  в составлении независимых сценариев  по каждому из аспектов, оказывающих  существенное влияние на развитие  ситуации, и повторяющемся итеративном  процессе согласования сценариев  развития различных аспектов ситуации.

     Метод матриц взаимовлияний, разработанный Гордоном и Хелмером, предполагает определение на основании экспертных оценок потенциального взаимовлияния событий рассматриваемой совокупности. 

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Организационно –  экономическая характеристика  предприятия

     Полное наименование общества – открытое акционерное общество «Славянский хлеб». Сокращенное наименование – ОАО «Славянский хлеб». ОАО «Славянский хлеб» зарегистрировано Постановлением Главы администрации города Вологды № 1730 от 12.11.1992 г. Регистрационный номер 1608. Юридический и почтовый адрес общества - 160012 г. Вологда, 2-ой Турундаевский пер., дом 16. Оно создано в процессе приватизации государственных предприятий, став правопреемником Вологодского хлебокомбината № 1.

     Уставный капитал общества на 1 января 2008 года составляет 2605 тыс. рублей.

     История ОАО «Славянский хлеб» начинается с 24 марта 1975 года, когда был введен в эксплуатацию хлебозавод № 4 Вологодского хлебокомбината по производству черного хлеба. Хлебозавод № 4 непрерывно расширял производство, в 1985 году был налажен среднесуточный выпуск 80-ти тонн хлеба при проектной мощности 65 тонн. В июне 1989 года руководством объединения «Вологдахлебпром» было принято решение создать на базе Вологодского хлебокомбината два самостоятельных предприятия. Так хлебозавод № 4 и макаронный цех на Советском проспекте стали основой Вологодского хлебокомбината № 1. Хлебокомбинат № 1 в ноябре 1992 года преобразован в ОАО «Славянский хлеб».

     Основным видом деятельности является производство хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий. Кроме того, общество занимается оптовой торговлей, транспортно-экспедиционными и другими видами деятельности. ОАО «Славянский хлеб» имеет также лицензии: на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов № 54-ЭВ-000110(ЗС); на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (котельная) № ЭВ-28-000229(К); на осуществление медицинской деятельности № 35-01-000011; на право пользования недрами № ВОЛ01196ВЭ.

   Основной  целью общества является получение  прибыли от своей деятельности.              

   Для этого поставлены соответствующие задачи:

      - обеспечивать население города Вологды и области качественной продукцией в необходимых объемах;

      - расширять ассортимент и улучшать качество выпускаемой продукции;

      - находить рынок сбыта продукции в других субъектах РФ;

      - добиваться снижения себестоимости выпускаемой продукции   

     Для выполнения поставленных задач ОАО «Славянский хлеб», испытывая большие финансовые трудности в виде постоянных повышений тарифов на энергоносители, вмешательства местных органов в вопросы ценообразования, большой конкуренции со стороны других крупных производителей, старается работать без убытков с минимальной чистой прибылью.

     За годы работы предприятие приобрело свои индивидуальные черты, одним из первых «Славянский хлеб» стал выпускать подовый черный хлеб, в 1993 году освоено производство мелкоштучных булочных изделий, с января 1994 года организован собственный специализированный автопарк для доставки продукции покупателям. В настоящее время имеется около 50 специализированных машин, что позволяет своевременно доставлять свежевыпеченный хлеб на прилавки магазинов города и области. Доставка закупаемого сырья и прочих материалов так же осуществляется своим автотранспортом. Транспортные услуги приносят определенную долю прибыли.   

     С 2002 года освоен выпуск нового вида продукции – сухарей-гренок.

     В последние годы технологами предприятия разработаны оригинальные сорта хлебов с натуральными добавками оливок, меда, апельсина, орехов: хлеб «Греческий секрет», «Медовый», «Тайны Франции»; хлеб с лечебными свойствами – «Гречишный». Освоен новый вид продукции – булочки для гамбургеров. Тем не менее, ассортимент конкурирующих предприятий более широк, и этот факт требует от технологов общества постоянного обновления и расширения ассортимента выпускаемой продукции.

     Ассортимент вырабатываемой продукции состоит из различных сортов черного хлеба, нескольких видов батонов, булочных и кондитерских изделий.

     В настоящее время предприятие ежемесячно вырабатывает 680-700 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 15-18 тонн сдобных сухарей. Преобладающий объем составляют сорта черного хлеба. Выработка кондитерских изделий является трудоемким процессом, так как здесь преобладает ручной труд, и выпуск их осуществляется только для поддержания ассортимента. Месячный объем производства кондитерских изделий составляет 14-15 тонн.

     Основной объем выпускаемой продукции занимает хлеб «Дарницкий», качество которого получило наивысшую оценку в областных конкурсах дегустации ржано-пшеничных хлебов и пользуется большим спросом у населения.

     Хлебобулочное производство имеет свои особенности: короткий производственный цикл и короткий срок годности (1-2 дня), из-за чего имеет высокий процент возврата выпускаемой продукции.

     Технологический процесс хлебопечения включает в себя:

      - изготовление теста;

      - разделка теста;

      - выпечка хлеба;

      - охлаждение и хранение готового продукта

     Оборудование представлено поточными производственными линиями. На предприятии установлено три производственных линии отечественного и одна линия импортного производства (ФРГ).

     На политику ценообразования высокое влияние оказывают конкуренты, местные органы власти в лице Департамента продовольственных ресурсов, областного Правительства, а также население. Любое повышение цен приходится обосновывать и согласовывать с местными органами власти.

     Специалисты общества находятся в постоянных поисках ресурсов для снижения себестоимости производимой продукции. Так, за последние годы обществом построена собственная котельная; реконструирована и пущена в эксплуатацию артезианская скважина; модернизированы поточные производственные линии, что позволило значительно сократить себестоимость выпускаемой продукции, повысить производительность труда. Благодаря проведенным мероприятиям удалось длительное время сдерживать повышение цен на хлеб.

     Общество имеет основного конкурента в лице ЗАО «Вологодский хлебокомбинат», занимающего доминирующее положение на рынке г.Вологды. На рынке Вологодской области основными конкурентами являются ОАО «Череповецкий хлебокомбинат», «Рыбинский хлебокомбинат» и другие.

     В настоящее время торговая марка «Славянский хлеб» известна всей области, налажены устойчивые партнерские отношения с потребителями хлеба в регионе. Но отделу снабжения следует совершенствовать сбытовую политику предприятия и обеспечивать рынок сбыта и в другие экономические субъекты. На данный момент нет четкой разработки стратегического плана маркетинговой политики. С реализацией сухарей - гренок необходимо выйти на рынки других городов.

     Организационная структура управления представлена в Приложении.

     Организационная структура управления ОАО «Славянский хлеб» является линейно-функциональной. Основой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие основной вид деятельности (производственный цех), а также обслуживающие их специализированные функциональные подразделения (службы энергетического и механического обеспечения, кадры, бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел снабжения, отдел сбыта готовой продукции и другие).

Организационной структурой управления предприятием не предусмотрена система управления финансами, что отрицательно сказывается  на результатах его работы. Анализ финансовой деятельности проводится начальником  планово-экономического отдела.

    1. Анализ организации прогнозирования
 

     Организация работ по прогнозированию представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений.

     Задачи организации работ по  прогнозированию:

      - сбор и систематизация необходимой  информации для прогнозирования;

      - подготовка специалистов, владеющих  основными приемами и методами прогнозирования;

      - формирование и организация  функционирования рабочих органов  программирования, интегрированных  с существующими службами управления

     В открытом акционерном обществе  «Славянский хлеб» прогнозированием  занимается планово – экономический отдел (далее ПЭО), состоящий из начальника ПЭО и экономиста.

     Начальник ПЭО относится к  категории руководителей. На эту  должность назначается лицо, имеющее  высшее профессиональное (экономическое  или инженерно - экономическое)  образование и стаж работы по специальности в области экономического планирования не менее 5 лет. [9, с.172] Начальник ПЭО назначается и освобождается от должности директором предприятия.

Информация о работе Совершенствование прогнозирования на предприятии