Совершенствование прогнозирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое – либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Сущность и основные задачи прогнозирования…………………………..5
Сущность и место прогнозирования в управлении предприятием…………….5

1.2. Основные задачи прогнозирования……………………………………………...7

1.3. Характеристика принципов и классификация методов прогнозирования…...10

Раздел 2. Анализ практики прогнозирования на предприятии ОАО «Славянский хлеб»………………………………………………………...…………………….15

2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия…………….15

2.2. Анализ организации прогнозирования…………………………………………19

2.3. Анализ использования результатов прогнозирования………………. ……….23

Раздел 3. Разработка и обоснование предложений по совершенствованию прогнозирования на предприятии ОАО «Славянский хлеб»………………………………………………………………………………26

3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления и оценка его эффективности…………………………………………………….26

3.2. Разработка прогноза научно – технического развития организации и предложения по его использованию…………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………………….34

Библиографический список…………………………………………………………..35

Приложение…………………………………………………………………………....36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО МЕНЕДЖМЕНТУ 

на тему:

«Совершенствование  прогнозирования на предприятии» 
 
 

Выполнил: Студент группы ГСТ – 31

__________________  К. Н. Голикова

                                                                                       (подпись) 

Проверил: Кандидат экономических 

наук, доцент кафедры менеджмента

______________ В. А. Игнатьевский

                                                                                     (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 

Вологда

2009

Содержание 

    Введение………………………………………………………………………………...3

    Раздел 1. Сущность и основные задачи прогнозирования…………………………..5

    1. Сущность и место прогнозирования в управлении предприятием…………….5

1.2.  Основные задачи прогнозирования……………………………………………...7

1.3.  Характеристика принципов и классификация методов прогнозирования…...10

    Раздел 2. Анализ практики прогнозирования  на предприятии ОАО «Славянский хлеб»………………………………………………………...…………………….15

    2.1.  Организационно – экономическая характеристика предприятия…………….15

    2.2.  Анализ организации прогнозирования…………………………………………19

    2.3.  Анализ использования результатов прогнозирования………………. ……….23

    Раздел 3. Разработка и обоснование предложений по совершенствованию прогнозирования на предприятии ОАО «Славянский хлеб»………………………………………………………………………………26

    3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления и оценка его эффективности…………………………………………………….26

3.2. Разработка прогноза научно – технического развития организации и предложения по его использованию…………………………………………………29

    Заключение…………………………………………………………………………….34

    Библиографический список…………………………………………………………..35

    Приложение…………………………………………………………………………....36  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Процесс управления предприятием  представляет собой непрерывную  разработку управленческих решений  и применение их на практике. От эффективности разработки  этих решений в значительной  степени зависит успех дела. И  прежде чем начинать какое  – либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

     Потребность в решении возникает  только при наличии проблемы, которая в общем виде характеризуется  двумя состояниями – заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет  отправной точкой в процессе принятия управленческого решения.

     Прогнозирование – это своего  рода умение предвидеть, анализ  ситуации и ожидаемого хода  ее изменения в будущем. Так  как каждое решение – это  проекция в будущее, а будущее  содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.

     В процессе прогнозирования нельзя ограничиваться решением задач экономико – математического моделирования и выбора оптимального по тем или иным критериям решения из конечного множества альтернативных решений.

     Приведенные выше данные свидетельствуют  о большом значении прогнозирования для предприятия и отрасли в целом, именно поэтому необходимо знать сущность, особенности и значение прогнозирования.

     В связи с этим целью нашего  исследования является проведение  анализа совершенствования прогнозирования  на предприятии.

     Задачами нашего исследования  являются:

      -  дать общую характеристику  прогнозирования;

      - проанализировать практику прогнозирования  на предприятии;

      - разработать и обосновать предложения  по совершенствованию прогнозирования  на предприятии

     Объектом исследования будет  являться открытое акционерное  общество «Славянский хлеб», основанное  в 1975 году в Вологде. Основным  видом деятельности данного предприятия  является производство хлеба,  хлебобулочных и мучных кондитерских  изделий.

    Предметом исследования будет являться совершенствование прогнозирования на предприятии.

     В I – й части исследования будет дана общая характеристика прогнозирования. Будут рассмотрены такие теоретические вопросы, как сущность и место прогнозирования в управлении предприятия и основные задачи прогнозирования. Также будет приведена характеристика принципов и классификация методов прогнозирования.

     Во II – й части исследования будет приведена организационно – экономическая характеристика предприятия (ОАО «Славянский хлеб»). Также будет сделан анализ организации прогнозирования и анализ использования его результатов.

     В III – й части исследования мы разработаем и обоснуем предложения по совершенствованию прогнозирования на предприятии. Будут представлены мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления и будет проведена оценка его эффективности.

     Работа написана на базе учебников  по менеджменту, прогнозированию  и планированию экономики, управлению  предприятием. Также были использованы общий сборник должностных инструкций и должностные инструкции работников ОАО «Славянский хлеб».

     В приложении приведены сведения об организационной структуре управления предприятием.  
 
 
 

    РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 

    1.1. Сущность и место  прогнозирования  в управлении предприятием 

     Прогнозирование является одним  из основных звеньев управленческого  процесса. Это взгляд в будущее,  оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.[3, с.89] Если мы не можем представить себе ожидаемый ход развития события, то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия.

     Формирование прогнозирования как  науки произошло в середине XX столетия. Нет четкой даты зарождения науки прогнозирования, но именно ближе ко второй мировой войне грань между прогнозированием возможного технологического процесса и просто фантазией была мало различима.

    Одной из первых работ, предшествовавших формированию прогнозирования как современной науки, является опубликованное известным американским инженером – металлургом Фернасом в 1936 году «Собрание технологических вопросов». [4, с.112] Джифиллан также внес существенный вклад в создание науки прогнозирования. В 1952 году он публикует обзор состояния технологического прогнозирования, где впервые подчеркивает принцип соответствия запросам – удачного момента. В этом труде он также перечисляет основные этапы прогнозирования, получившие в дальнейшем название изыскательных.

     В сегодняшние дни прогноз  (по Г. Тэйлу) – «это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий».

     Прогнозирование невозможно без  обладания широкой информацией  об организации в целом, то  есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение организации и принятие решений. Анализ всей собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и ее окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.

     Основами прогнозов являются:

      - специальные обследования;

      - другие прогнозы;

      - вероятностный математический  анализ и анализ временных  рядов;

      - мозговая атака;

      - индивидуальные опросы специалистов;

      - сценарии на случай непредвиденных  обстоятельств

Основными источниками исходной информации для  прогнозирования являются:

      - статистическая, финансово – бухгалтерская  и оперативная отчетность предприятий и организаций;

      - научно – техническая документация  по результатам выполнения НИОКР;

      - патентно – лицензионная документация

     Объектом любого прогноза в  менеджменте могут выступать  экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в ее окружении.

     Для прогноза необходимы:

      - научный анализ процессов, определение  и анализ причинно – следственных  и иных связей между ними, оценка  сложившейся ситуации и выявление узловых проблем, которые необходимо решать;

      - попытки предвидеть будущее  организации, а именно тех условий,  в которых она будет функционировать,  трудностей и вытекающих из  них задач;

      - анализ и сопоставление различных  вариантов развития организации, ее кадрового, производственного и научно – технического потенциала.

     Таким образом, под прогнозированием  в менеджменте подразумевается  научный способ выявления состояния  и вероятных путей развития  организации.

     Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях – в виде утверждений о возможности/невозможности возникновения какого – либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.

     Прогноз не может быть точным  на все 100%, он должен дополняться  определенными допущениями. Когда  материала недостаточно для формулирования  выводов, допущения используются  в качестве самостоятельного  инструмента разработки стратегии.

     При прогнозировании управленческих  решений, как правило, возникает  вопрос: «Какой путь решения выбрать  из допустимых вариантов?» Выбран  будет тот, который наиболее  полезен или предпочтителен для  решения целей организации. От  того, насколько обоснованно он выбран, зависит качество управленческих решений, а оно, в свою очередь, определяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации, эффективность и прибыльность.  

Информация о работе Совершенствование прогнозирования на предприятии