Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 22:31, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности процесса планирования, рассмотреть и усовершенствовать механизмы планирования на выбранном объекте исследования - ОАО «БМЗ-Энергосервис» - в целях повышения эффективности деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основы планирования деятельности организации;
2) рассмотреть функции и задачи планирования;
3) провести анализ технологии и организации процесса планирования;
4) изучить системы планирования в организации;
5)разработать предложения по усовершенствованию систем планирования.
Введение
1 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Функции и задачи планирования…………………………………………….5
1.2 Технология и организация планирования…………………………………..12
1.3 Системы планирования………………………………………………………17
2 ОАО «БМЗ-Энергосервис» как объект процесса планирования
2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………………….24
2.2 Анализ систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………...35
2.3 Разработка предложений для повышения эффективности деятельности ОАО «БМЗ-Энергосервис»…..…………………………………………………..46
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Функции и задачи
планирования…………………………………………….
1.2 Технология и организация планирования…………………………………..12
1.3 Системы планирования…………………………
2 ОАО «БМЗ-Энергосервис» как объект процесса планирования
2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………………….24
2.2 Анализ систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………...35
2.3 Разработка
предложений для повышения эффективности
деятельности
ОАО «БМЗ-Энергосервис»…..………………………
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ.
«Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем.
Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф)
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Сложившаяся на предприятиях методология и методика планирования базируется на концепции централизованного народнохозяйственного планирования, созданной применительно к условиям бывшего хозяйственного комплекса Советского Союза, и не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы планирования сводятся к следующему. Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.
Проблема совершенствования систем планирования в организациях в целях повышения эффективности их деятельности является достаточно актуальной в наши дни, т.к. современный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих в нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. На основе планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляется достижение поставленных целей, организация работ, мотивация, привлечение персонала, контроль достигнутых результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Вышесказанное определяет актуальность исследуемой темы работы.
Цель работы: исследовать особенности процесса планирования, рассмотреть и усовершенствовать механизмы планирования на выбранном объекте исследования - ОАО «БМЗ-Энергосервис» - в целях повышения эффективности деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основы планирования деятельности организации;
2) рассмотреть функции и задачи планирования;
3) провести анализ технологии и организации процесса планирования;
4) изучить системы планирования в организации;
5)разработать предложения по усовершенствованию систем планирования.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает ОАО «БМЗ-Энергосервис».
Предметом
исследования является механизм функционирования
систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис».
1
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1
Функции и задачи планирования
Планирование — это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
В состав функций планирования входят следующие:
1) Уменьшение сложности.
Важнейшей функцией планирования является преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов.
2) Мотивация.
С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.
3) Прогнозирование.
Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.
Планирования должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.
В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших, с точки зрения ограничений, альтернатив использования ресурсов.
6) Функция координации и интеграции.
Планирование
должно объединять людей, как
в процессе разработки плана,
так и в процессе его реализации.
Так же должно предотвращать
конфликты, учитывать интеграцию
различных сфер деятельности
предприятия.
С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.
8) Функция контроля.
При помощи планирования можно наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализировать работу всех подразделений предприятия.
Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.
10) Функция воспитания и обучения.
Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.
Планирование
как метод хозяйственного предвидения
и программирования основан на детальных
расчетах и указаниях. С одной стороны,
в плане содержится задание по срокам
исполнения на перспективу для всего персонала
- что и когда должен делать каждый работник.
С другой стороны, в нем содержится предписание
для руководителей — какие управленческие
решения поэтапно они должны принимать,
чтобы предприятие (фирма) достигло поставленной
цели (табл. 1).
Таблица 1
Задачи планирования и основные исполнители
Задачи планирования | Основные исполнители |
Проектирование ближайшей отдалённой перспективы по датам (дням, часам) исполнения | Руководители предприятия всех рангов, функциональные отделы и лаборатории |
Организация исполнения | Руководители структурных звеньев (начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры и специалисты) |
Контроль исполнения | Руководители предприятия и специалисты |
Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.1
Во-первых, планирование имеет две стороны: социально – экономическую и организационно – техническую.
Организационно - техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально – экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух позиций:
1.его организационно – технических характеристик;
2.социально – экономических условий.
Иначе нельзя раскрыть многие причинно – следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.
С
точки зрения организационно –
технической стороны
Еще один важный вывод из этого анализа: социально- экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке целей планирования и выборе средств их реализации.
Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно (рис. 1).
Рисунок
1 - информационный цикл планирования.
В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:
- возрастанием умения каждого работника;
- экономией времени на переход от одного вида деятельности к другому;
-
специализацией и возможностью
автоматизации процесса
Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность труда.