Совершенствование систем планирования как фактор повышения эффективности деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать особенности процесса планирования, рассмотреть и усовершенствовать механизмы планирования на выбранном объекте исследования - ОАО «БМЗ-Энергосервис» - в целях повышения эффективности деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основы планирования деятельности организации;
2) рассмотреть функции и задачи планирования;
3) провести анализ технологии и организации процесса планирования;
4) изучить системы планирования в организации;
5)разработать предложения по усовершенствованию систем планирования.

Содержание

Введение
1 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Функции и задачи планирования…………………………………………….5
1.2 Технология и организация планирования…………………………………..12
1.3 Системы планирования………………………………………………………17
2 ОАО «БМЗ-Энергосервис» как объект процесса планирования
2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………………….24
2.2 Анализ систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………...35
2.3 Разработка предложений для повышения эффективности деятельности ОАО «БМЗ-Энергосервис»…..…………………………………………………..46
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ менеджмент.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)
 

       Содержание 

Введение

1 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Функции и задачи планирования…………………………………………….5

1.2 Технология и организация планирования…………………………………..12

1.3 Системы планирования………………………………………………………17

2 ОАО «БМЗ-Энергосервис» как объект процесса планирования

2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………………….24

2.2 Анализ систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………...35

2.3 Разработка  предложений для повышения эффективности деятельности          ОАО «БМЗ-Энергосервис»…..…………………………………………………..460

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.

     «Мудрость – это  способность  предвидеть  последствия  совершаемых   действий, готовность  пожертвовать  сиюминутной  выгодой  ради  больших  благ  в будущем. 

   Планирование  – это  оружие  мудрых, но  планирование – это  один  из  самых  сложных  видов  работы, доступных  человеку» (Р.Аркофф)

   Анализ  опыта  экономических  реформ  показал, что эффективность  работы  предприятия  во  многом  зависит  от состояния внутрифирменного  планирования.  Сложившаяся на  предприятиях  методология и методика планирования  базируется  на  концепции  централизованного  народнохозяйственного  планирования, созданной  применительно  к условиям  бывшего  хозяйственного  комплекса  Советского   Союза, и не в полной  мере соответствует  хозяйственному рыночному  механизму. Основные  недостатки действующей в наше время   системы  планирования  сводятся  к следующему.  Предприятия необоснованно  отказались от перспективного  планирования, мотивируя это неопределенностью  условий хозяйствования и динамизмом  внешней  среды. Хотя  опыт  показывает, что организации,  планирующие  свою  деятельность, функционируют  более успешно,  чем  организации, свою  деятельность  не планирующие. В организации, использующей  планирование, отмечается  увеличение  отношения  прибыли  к объему  реализации, расширение  сферы  деятельности, повышение  степени  удовлетворенности  работой  специалистов и рабочих. 

       Проблема совершенствования систем планирования в организациях в целях повышения эффективности их деятельности является достаточно актуальной в наши дни, т.к. современный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих в нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. На основе планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляется достижение поставленных целей, организация работ, мотивация, привлечение персонала, контроль достигнутых результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

     Вышесказанное определяет актуальность исследуемой  темы работы.

     Цель  работы: исследовать особенности процесса планирования, рассмотреть и усовершенствовать механизмы планирования на выбранном объекте исследования - ОАО «БМЗ-Энергосервис» - в целях повышения эффективности деятельности.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) изучить основы планирования деятельности организации;

     2) рассмотреть функции и задачи планирования;

     3) провести анализ технологии и организации процесса планирования;

     4) изучить системы планирования в организации;

     5)разработать предложения по усовершенствованию систем планирования.

     Объектом исследования в данной курсовой работе выступает ОАО «БМЗ-Энергосервис».

     Предметом исследования является механизм функционирования систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1     ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 

1.1  Функции и задачи планирования 

Планирование — это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

   В состав   функций планирования входят   следующие:

   1)  Уменьшение  сложности.

   Важнейшей  функцией  планирования  является  преодоление  реально  существующей  сложности  планируемых  объектов  и  процессов.

   2) Мотивация.

   С помощью  процесса  планирования  должно  инициироваться эффективное  использование  материального и  интеллектуального   потенциала  предприятия.

   3) Прогнозирование.

   Одной  из функций   планирования  является   как можно более точное  прогнозирование   состояния как внешней, так и внутренней  среды предприятия путем систематического анализа всех  факторов.  Качество прогноза  определяет  и качество  плана.

  1. Обеспечение  безопасности.

     Планирования  должно  учитывать фактор  риска, чтобы  избежать  или уменьшить его.

  1. Оптимизация.

   В соответствии с данной   функцией   планирование  должно обеспечить  выбор допустимых  и наилучших,  с точки зрения  ограничений, альтернатив использования ресурсов.

   6)  Функция координации и интеграции.

   Планирование  должно  объединять  людей, как  в процессе  разработки  плана, так и в процессе его  реализации.  Так же  должно предотвращать  конфликты, учитывать  интеграцию  различных  сфер  деятельности  предприятия.  

  1. Функция  упорядочения.

   С помощью  планирования   создается единый  порядок действий всех  работников  предприятия.

   8)  Функция  контроля.

   При помощи  планирования  можно  наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью,  анализировать работу  всех  подразделений предприятия.

  1. Функция  документирования.

   Планирование   обеспечивает  документированное представление хода  производственно-хозяйственной деятельности.

   10) Функция  воспитания и  обучения.

   Планирование  оказывает  воспитательный эффект   посредством образцов  рациональных  действий и позволяет учиться на ошибках.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

     Планирование  как метод хозяйственного предвидения  и программирования основан на детальных  расчетах и указаниях. С одной стороны, в плане содержится задание по срокам исполнения на перспективу для всего персонала - что и когда должен делать каждый работник. С другой стороны, в нем содержится предписание для руководителей — какие управленческие решения поэтапно они должны принимать, чтобы предприятие (фирма) достигло поставленной цели (табл. 1).                                                                        
 
 
 
 

  Таблица 1

Задачи  планирования и основные исполнители

Задачи  планирования Основные  исполнители
Проектирование ближайшей отдалённой перспективы по датам (дням, часам) исполнения Руководители  предприятия всех рангов, функциональные отделы и лаборатории
Организация исполнения Руководители  структурных звеньев (начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры и специалисты)
Контроль  исполнения Руководители  предприятия и специалисты
 

     Процесс планирования характеризуется рядом  специфических черт.1

     Во-первых, планирование имеет две стороны: социально – экономическую и организационно – техническую.

     Организационно - техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития  средств и методов планирования.  Социально-экономическая сторона определяется  социально – экономическими  условиями общества.  Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать  с двух позиций:

   1.его организационно – технических характеристик;

   2.социально – экономических условий.

   Иначе  нельзя раскрыть многие причинно –  следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы  и методы планирования.

     С точки  зрения организационно –  технической стороны планирования страны с развитой рыночной  экономикой имеют больше опыта. Применяемый  там арсенал технических   средств  и методов значительно  богаче. Отсюда следует, что уровень организации  производства и управления  в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах  России. Значит, имеется  большая  возможность в использовании организационно – технического опыта  планирования   развитых зарубежных  странах  и ограниченная возможность  применения социально – экономического опыта планирования. 

     Еще  один  важный  вывод из этого  анализа:  социально- экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке  целей планирования и выборе средств их  реализации.

      Во-вторых,  планирование  как элемент управления носит информационный  характер.  Информационная  сущность процесса планирования хорошо   видна на  примере стадий  цикла планирования. В процессе производства перед органами  планирования непрерывно  возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом  цикле  является выявление и формулировка проблем (включает сбор  и обработку  информации, а также  оценку последствий возможных  вариантов плановых  решений).  На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация  о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые  проблемы, и весь  цикл планирования  повторяется. Формулирование проблем, принятие  плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной  цели. Поэтому планирование  всегда строго целенаправленно (рис. 1).

   

   

   

   

   

   

   

   

   

     

 Рисунок 1 -  информационный  цикл  планирования. 

     В-третьих, планирование на  предприятии выступает как один из  важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит  заметил, что эффект совместных  действий  группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект  он  приписал  разделению  труда и объяснил  следующим:

   - возрастанием  умения  каждого   работника;

   - экономией  времени на  переход  от одного вида деятельности  к другому;

   - специализацией и возможностью  автоматизации процесса производства. 

   Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность  труда.

Информация о работе Совершенствование систем планирования как фактор повышения эффективности деятельности организации