Совершенствование систем планирования как фактор повышения эффективности деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать особенности процесса планирования, рассмотреть и усовершенствовать механизмы планирования на выбранном объекте исследования - ОАО «БМЗ-Энергосервис» - в целях повышения эффективности деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основы планирования деятельности организации;
2) рассмотреть функции и задачи планирования;
3) провести анализ технологии и организации процесса планирования;
4) изучить системы планирования в организации;
5)разработать предложения по усовершенствованию систем планирования.

Содержание

Введение
1 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Функции и задачи планирования…………………………………………….5
1.2 Технология и организация планирования…………………………………..12
1.3 Системы планирования………………………………………………………17
2 ОАО «БМЗ-Энергосервис» как объект процесса планирования
2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………………….24
2.2 Анализ систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………...35
2.3 Разработка предложений для повышения эффективности деятельности ОАО «БМЗ-Энергосервис»…..…………………………………………………..46
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ менеджмент.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)
="justify">     Создание  системы  планирования  на  предприятии  требует  затрат, но эффект  от рациональной организации производства всегда превышает  эти  затраты. Поэтому трактовка  внутрифирменного  планирования как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой  трактовке получается, что планирование повышает  производительность  труда, а само  оно основано  на непроизводительном  труде. Отсюда  крайние  выводы о необходимости любой  ценой сократить затраты  на  планирование, что сплошь приходится наблюдать на  предприятиях в настоящее время.

     Планирование  занимает центральное место в  механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров (рис.2). 
 
 
 

 

    

  

    
 
 

  Рисунок 2 – Связь ресурсов и времени  

     Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая  производственная организация должна тщательно планировать перспективу  развития собственного производства и потребности рынка минимум на 2—3 года, а средствами управления— достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией.

     Планирование,  административное управление и контроль за деятельностью производственного предприятия неразрывно связаны. В зарубежной практике они нередко объединяются одним понятием — «менеджмент». В учебной литературе для вузов Японии управление и планирование представлены следующим образом (рис. 3).2

                                         =                                                + 
 
 

                                        =                                                   +

Рисунок 3 – Соотношение планирования и управления производственной деятельностью предприятия.

 

  

     Аналогичного  подхода к планированию и управлению производством придерживаются специалисты почти всех стран. По мнению канадского бизнесмена Д. Доила, «план предпринимательского бизнеса является основой контракта между предпринимателем и финансистом-вкладчиком. Это общепринятый прием менеджмента, который используется корпорациями и учреждениями всех размеров для того, чтобы установить цель и предложить пути ее достижения. Он, как правило, составляется на несколько лет — обычно на 5 лет. Совет директоров развивающейся компании полагается на долгосрочный план, как на дорожную карту»3. Хороший план, по мнению Дойла, — одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, — гарантия провала фирмы. Поэтому планированием охватываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия (рис.4). 

 

 
 
 

 
 

 
 

     =  =   + 

 

     

 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 4 –   Планирование – центральное звено в управлении предприятием. 
 

     Таким образом, план используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. 

1.2 Технология и организация  планирования. 

      Технология планирования включает:

  • определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия (стадия предплановых разработок);
  • оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
  • детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным исполнителям, в том числе по рабочим местам и срокам исполнения;
  •   детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь     период планирования;
  • организацию и контроль исполнения плана.

     Обычно  на практике после принятия решения  руководством предприятия о содержании общей задачи плана начинается его  структурная конкретизация в  подразделениях, т. е. установление более  конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и т.д. В эту работу включаются все функциональные подразделения и цехи предприятия, в том числе плановый и финансовый отделы, отдел труда и заработной платы, сбыта продукции и материально-технического обеспечения, бухгалтерия, технический отдел, руководители цехов. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном работы предприятия. Чем тщательнее разработаны отдельные части и разделы плана, тем легче его выполнить: снижаются потери, меньше требуется ресурсов и времени, выше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана по ресурсам и срокам исполнения, наличия в нём просчетов, а также недисциплинированности исполнителей (при слабом контроле исполнения). По этой же причине снижается и качество продукции.

     Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т. е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации:

  • наличие и структура производственных мощностей, потенциальные возможности переналадки оборудования на выпуск новых изделий;

  • кадры, их численность и профессиональный состав;

  • финансы (в том числе собственные  и заемные средства);

  • наличие и потребность в оборотных средствах (включая запасы);

   • степень готовности и структура новых научно-технических разработок и др.    

     Cбop и обобщение поступающей информации, её анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана. Она включает:

  1. анализ ресурсов и потенциала предприятия;
  2. прогнозирование предстоящей деятельности предприятия;
  3. маркетинг рынков продаж и закупок.

     Составление плана деятельности предприятия  начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

    • плана производства и реализации продукции;
    • плана материально-технического обеспечения;
    • плана по кадрам и заработной плате;
    • перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;
    • финансового плана. 

     План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений (рис. 5). 
 
 
 
 
 
 

  Рисунок 5 – Укрупненная структура плана деятельности предприятия (фирмы)

     Это самый ответственный и трудоемкий раздел плана деятельности предприятия. Прежде чем приступить конкретно к разработке этого раздела, надо четко выяснить — какую продукцию следует изготавливать и сколько, кто и по какой цене будет ее покупать. Если, допустим, решено, что для предприятия наиболее целесообразной является работа в деревообрабатывающей промышленности, а конкретно – изготовление мебели, то далее предстоит конкретизировать вид и количество мебели, которые могут принести наибольшую прибыль, а также потребителя этой продукции, Для этого необходимы прогнозные и маркетинговые исследования, являющиеся большой и ответственной частью предплановой работы.

      Планирование  как базовый элемент системы  хозяйственного управления внутри предприятия  разделяется по периодам и рангам должностных лиц, принимающих решения  (рис. 5)

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 6 – Внутрифирменное распределение функций системы планового управления производством. 

     За  разработку и реализацию стратегического  и долгосрочного планов, а также  за точность расчета показателей конечных результатов деятельности предприятия отвечает его высшее руководство во главе с директором. Ответственность за решение локальных и промежуточных задач внутри предприятия лежит на руководителях среднего звена – начальника цехов, отделов, лабораторий. Ответственность за конечное исполнение планового задания, установленного текущим графиком работы, возлагается на руководителей нижнего звена – старших мастеров, мастеров, бригадиров.

     В целом функция планирования осуществляется в крупных современных производственных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Стратегический уровень планирования оценивает будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации. Оперативное (обычно годичное) планирование исходит из стратегического плана и строится достаточно детально и точно в своем содержании.

     Так, стратегическое планирование - высший уровень. Это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

     На  среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т. е. определяются промежуточные цели, направленные на достижение стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими, что должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были использованы при стратегическом планировании.

     Планирование  осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это основа планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и пр. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

     Однако  никто в одиночку не устанавливает  свои цели и не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.

    Все три типа планирования составляют общую  систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.

    Таким образом, можно сделать вывод, что организация выполнения планов требует настройки всей системы организационных, психологических и экономических отношений на коллективную работу, в результате которой должны быть заинтересованы не только руководители, но и весь трудовой коллектив. 

1.3 Система планирования на предприятии.

     Планирование  является важнейшей  функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития  экономики. Централизованной  системе  планирования экономикой соответствует  адекватная система народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной  концепции  управления потребовал пересмотра всех  элементов  планирования.4

Информация о работе Совершенствование систем планирования как фактор повышения эффективности деятельности организации