Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 22:31, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности процесса планирования, рассмотреть и усовершенствовать механизмы планирования на выбранном объекте исследования - ОАО «БМЗ-Энергосервис» - в целях повышения эффективности деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основы планирования деятельности организации;
2) рассмотреть функции и задачи планирования;
3) провести анализ технологии и организации процесса планирования;
4) изучить системы планирования в организации;
5)разработать предложения по усовершенствованию систем планирования.
Введение
1 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Функции и задачи планирования…………………………………………….5
1.2 Технология и организация планирования…………………………………..12
1.3 Системы планирования………………………………………………………17
2 ОАО «БМЗ-Энергосервис» как объект процесса планирования
2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………………….24
2.2 Анализ систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………...35
2.3 Разработка предложений для повышения эффективности деятельности ОАО «БМЗ-Энергосервис»…..…………………………………………………..46
Заключение
Список использованной литературы
Рассмотрим порядок действий при осуществлении планирования на ОАО «БМЗ-Энергосервис».
Отдел планирования изучает рынок и конкурентную среду, делает оценки деловой активности, определяет набор действий в отношении рынков, продукции. Затем устанавливает плановые показатели и приоритеты, которые впоследствии утверждаются высшим руководством.
Проводится конференция по планированию среди руководящих работников организации. Руководство организации представляет участникам планы. Участники обсуждают предложения и решают, что необходимо сделать в организации.
Участники конференции (руководители частных подразделений организации, главные специалисты) возвращаются на места и интерпретируют предплановые задачи применительно к своим участкам работы. Разрабатывается календарь процесса планирования.
Предварительные плановые задания последовательно доводятся до всех уровней организации вплоть до самого нижнего - рабочей группы. На них основное подразделение и участок готовят свои предложения по каждому разделу плана. Данные передаются наверх, где определяется возможность достижения поставленных целей высшим руководством.
Руководители подразделений проводят еще обсуждение плановых предложений с руководством организации, вносят в планы необходимые изменения по согласованию с нижестоящими уровнями и утверждают планы своих подразделений.
Высшее
руководство организации
Централизованные функциональные службы определяют готовность частей и подразделений организации к выполнению плана следующего года (например, заключены ли договора с поставщиками, достаточен ли уровень квалификации рабочей силы и т.п.). Каждый работник организации разрабатывает свой индивидуальный план работы в соответствии с планом организации, следуя установленным в нем приоритетам.
Структура и состав плана ОАО «БМЗ-Энергосервис» включает следующее:
1.
производство и реализацию
2. техническое и организационное развитие (развитие технологии и новой продукции);
3.
повышение эффективности
4.
нормирование работы и
5.
капитальные вложения и
6.
материально-техническое
7. персонал и его оплату (структура и развитие персонала, системы оплаты);
8.
себестоимость, прибыль и
9.
системы материального
10. финансовый план (балансы, налогообложение, кредиты; за фонды, амортизация и т.п.);
11. социальное развитие коллектива (ценностные ориентиры, нормы поведения, системы коллективного пользования и т.п.);
12.
охрану природы и рациональное
использование природных
Совершенно ясно то, что каждая организация – достаточно сложная технико-экономическая и социальная система, отражающая её индивидуальность и специфику. Описать эту систему можно, если определить характер взаимодействия на каждом из её уровней: «организация – внешняя среда», «подразделение – подразделение», «индивид - организация».
Согласно существующей теории и практике, взаимодействие на уровне : «организация – внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического и органического подходов, и, соответственно, организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне «подразделение – подразделение» реализуется с помощью комбинаций различных типов департаментализации и выступает в рамках организационных структур: традиционной, дивизиональной или матричной. На уровне «индивид – организация» взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, может придать организации «индивидуалистский» или «корпоративный» характер (см. рисунок).
Механистическая | Органическая | ||
Традиционная | Дивизиональная
или отделенческая |
Матричная | |
Корпоративная | Индивидуалистская |
Рисунок 7 - Характеристики организационной системы.
Для
анализа наиболее целесообразно
будет оценить характеристики обоих
типов: механистического и органического
– в таблице.
Таблица
3 - Анализ по типу взаимодействия со внешней
средой
Механистически
тип организации |
Соответствие | Органический
тип организации | ||
Характеристики |
|
|
| |
Условия |
|
|
Прямоугольники показывают уровень направленности.
Согласно структуре, приведенной в таблице, предприятие явно представляет собой механистический тип.
Безусловно, данная структура представлена высокой степенью бюрократизации.
Для
нашего предприятия ОАО «БМЗ-
Однако, в связи с переходом к иной хозяйственной системы предприятие начинает сталкиваться с рядом проблем, механистический тип в этом случае тормозит развитие предприятия. Переход к рыночной системе хозяйствования связан с выходом предприятия на «внешний рынок», где плановые методы оказываются неэффективными.
Выделяются минусы, которые препятствуют функционированию ОАО «БМЗ-Энегосервис»:
Однако, высшее руководство сумело увидеть эти огрехи. На данный момент разрабатывается пакет документов, призванный мотивировать работников на работу с «внешним» потребителем. Значительные полномочия даются сотрудникам маркетинга. Главенствует утверждение «живые деньги можно найти только вне завода».
Анализ по типу взаимодействию подразделений.
Взаимодействие на уровне «подразделение - подразделение» в организации может осуществляться с помощью различных видов департаментизации.
В
данном ракурсе структура ОАО
«БМЗ-Энергосервис»
Функциональная
структура ОАО "БМЗ-Энергосервис»
имеет свои недостатки и преимущества.
Таблица
4 - Преимущества и недостатки структуры
Преимущества | Недостатки |
|
|
В
высокой степени проявляют себя
на предприятии плюсы