Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:46, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что управление трудовым коллективом является одним из важнейших направлений в деятельности организации, основным критерием для ее экономического роста. Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации уделять внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании.
Введение 3
1. Теоретические основы построения системы управления трудовым коллективом 7
1.1. Сущность управления трудовым коллективом на предприятии 7
1.2. Принципы и методы управления трудовым коллективом 13
1.3. Современные подходы к управлению трудовым коллективом 18
2. Анализ системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика» 23
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Связной-Логистика» 23
2.2. Оценка системы управления в ЗАО «Связной-Логистика» 28
2.3. Анализ существующей системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
32
3. Предложения по совершенствованию системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
42
3.1. Обоснование необходимости совершенствования работы с трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
42
3.2. Пакет документов по совершенствованию системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
44
Заключение 65
Список использованной литературы 69
Как отображено на рисунке 1.1.1, управление трудовыми ресурсами начинается с их формирования. Процесс формирования подразумевает планирование ресурсов, набор и отбор персонала, а так же определение заработной платы и возможных льгот. Необходимость в финансовых ресурсах, материалах и оборудовании для достижения целей организации также очевидна, как и потребность в работниках. С целью повышения производительности труда, снижения затрат на производство продукции и эффективного регулирования текучести кадров следует уделять особое внимание планированию людских ресурсов. В первую очередь, проводится оценка наличных ресурсов при помощи анализа объема и содержания выполняемой работы, позволяющая судить о необходимых изменениях численности коллектива [8, с. 37]. Затем руководство должно определить будущую потребность в работниках путем прогнозирования численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей предприятия. Это может быть связано с организационными переменами, диверсификацией производства, расширением рынка сбыта продукции, изменениями во внешней экономической среде. Последней проблеме Зуб А.Т., специалист в области стратегического менеджмента, уделяет особое внимание и считает, что изменения во внешней среде оказывают сильное влияние на перспективные потребности организации в трудовых ресурсах [11, с. 216]. К примеру, серьезный экономический спад нашей страны, начавшийся еще во второй половине 2008 года и который, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), будет продолжаться вплоть до 2012 года, ведет к снижению численности рабочей силы в различных отраслях [27, с. 6]. Определив будущие потребности в людских ресурсах, организация должна разработать программу их удовлетворения, т.е. продумать мероприятия по привлечению, найму, адаптации, обучению и продвижению персонала.
Рис. 1.1.1. Этапы управления трудовыми ресурсами
Набор – это комплекс мероприятий, направленных на поиск и привлечение потенциальных кандидатов на вакантные должности с обязательным минимумом требований к ним [25, с. 24]. Создание резерва кандидатов на рабочие места осуществляется за счет внешних и внутренних источников. К средствам внешнего набора можно отнести СМИ, агентства по трудоустройству, биржи труда, частные фирмы, высшие учебные заведения, родственные предприятия, профсоюзы, случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы, и т.д. Однако большинство организаций предпочитают вести набор внутри своей же фирмы, так как ротация персонала обходится гораздо дешевле. Помимо сокращения затрат на найм, повышается заинтересованность и привязанность персонала к фирме, усиливается мотивация и степень удовлетворенности трудом своих сотрудников, происходит освобождение должностей для роста молодых кадров. Недостатками такого подхода к решению проблемы являются застой в появлении новых идей и свежих взглядов, возможное нарастание конфликтных ситуаций в коллективе, а также вопрос численного состава предприятия остается нерешенным.
Далее руководство отбирает наиболее подходящих лиц из списка претендентов, созданного в процессе набора. Объективное решение в пользу того или иного лица принимается в зависимости от соответствия этого кандидата критериям вакантного места и с учетом условий реальной обстановки. К основным критериям отбора относят личные качества, академические знания, трудовой опыт, навыки, интересы, коммуникативные способности, мотивация, стабильность и упорство в работе, отношение к возможным обстоятельствам [14]. При появлении претендентов на должность руководство может воспользоваться несколькими методами для отбора наиболее подходящих кандидатур:
– анализ заявительных документов (заявление, фото, документы об образовании, анкета, рекомендации и т.д.);
– анкетирование (им пользуются практически все организации для предварительной «сортировки» претендентов);
– собеседование (наиболее распространенный метод, однако может оказаться недостаточно эффективным из-за вероятности субъективизма со стороны интервьюеров, также следует уделять внимание формулировке вопросов);
– интервьюирование (вид собеседования с целью принятия окончательного решения о приеме на работу по заранее составленному кругу вопросов);
– тестирование (позволяет оценить личностные и специальные качества кандидатов, их профессиональную подготовку и навыки, а также некоторые физические характеристики);
– профессиональные испытания и моделирование рабочих ситуаций (помогают увидеть кандидата «в деле» и предсказать насколько эффективно он сможет выполнить конкретную работу, как он реагирует на различную информацию и как он справляется со стрессовыми ситуациями);
В редких случаях руководители и менеджеры кадровых служб прибегают к таким методам отбора персонала, как биографические опросники, графологическая экспертиза, метод «аквариума», деловые игры.
Немаловажным аспектом в управлении трудовым коллективом является определение заработной платы и льгот. Понятие заработной платы относится к денежному вознаграждению, которое выплачивается предприятием персоналу за выполненную работу [5, с. 43]. Разработкой ее структуры занимаются кадровые службы компании на основе анализа производительности и прибыльности организации, а также условий на рынке труда. Значительную часть пакета вознаграждений составляют дополнительные льготы, например, оплата больничных и отпусков, страхование жизни, программы физического оздоровления и прочее. Многочисленные исследования подтверждают, что различные виды вознаграждений напрямую влияют на поведение сотрудников и их отношение к работе, и зачастую оказываются первостепенным критерием при поиске новой должности [19].
Отобранные кандидаты на вакантные должности проходят процедуру оформления документов, необходимых для приема на работу, изучают внутренние документы, и получают рабочее место на время испытательного срока не более трех месяцев в соответствии с Трудовым Кодексом РФ [1].
Установление эффективного взаимодействия человека и организации начинается с процесса адаптации, т.е. постепенного приспособления сотрудника к новым социальным, профессиональным и организационным условиям труда. Шведова Т.О. в своей статье «Организация системы адаптации новых сотрудников» подчеркивает, что грамотно продуманный процесс трудовой адаптации приводит к снижению стартовых издержек за счет уменьшения сроков достижения новым работником установленных стандартов выполнения работ, сокращению текучести кадров, экономии времени менеджеров и коллег, снижению стрессового состояния новичка, а также развивает у него чувства удовлетворенности работой и реализма в ожиданиях [35]. Трудовая адаптация – это сложный процесс, включающий несколько аспектов:
Существует множество методов,
которые менеджеры могут
Обучение является одним из основных
методов повышения
Магура М.И., например, отмечает, что конечной целью обучения является обеспечение компании достаточным количеством людей с профессиональными навыками и способностями, необходимыми для достижения стратегических целей организации [15]. Он пишет, что обучение проводится в трех случаях: при подготовке новых служащих, в целях повышения квалификации работников, и в случае переподготовки сотрудников. Обучение персонала имеет очень сложную структуру, и связано это в основном со спецификой требований, предъявляемых к той или иной должности. Чаще всего модель обучения выглядит следующим образом: руководство проводит предварительную оценку и определяет цели и потребности в обучении, затем составляется план и программа обучения, и по окончании обязательно проводится оценка результатов обучения. Очень важно, чтобы руководитель понимал, что систематическое обучение и подготовка работников помогает раскрытию их трудового потенциала и развитию их умений и навыков, без которых достижение целей организации становится невозможным.
Следующий этап управления персоналом, после того как работник адаптировался в трудовом коллективе и приобрел необходимые знания и подготовку для успешного выполнения своей работы, – это определение степени эффективности его труда и потребностей его профессионального развития, в чем и заключается цель оценки результатов труда. Результаты регулярной оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, обучения и развития сотрудников, а также их увольнения.
Процесс оценки рассматривают в основном с трех точек измерения: оценка должности, когда оценивается рабочее место без участия самого работника; оценка потенциала, которая помогает определить, на что способен сотрудник, и направить его потенциал на реализацию стратегических целей компании; деловая оценка, необходимая для выявления соответствия качественных характеристик персонала требованиям рабочего места. Однако на сегодняшний день существует множество систем оценки трудового коллектива с учетом специфики его труда, и каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Большинство авторов сходятся во мнении, объединяя методы оценки персонала в три основные групп [4, с. 33].
Количественные методы – это любые методы, в которых применяется числовая оценка уровня качеств работников. Самыми распространенными средствами этой оценки являются тесты, опросники и анкеты, в которых используют методы коэффициентов и баллов.
Качественные методы соответствуют конкретному набору качеств, и предметами оценки здесь могут выступать деловые и личностные качества работника, характеристики поведения в различных ситуациях, показатели результатов его деятельности.
Широко распространенными
Опираясь на мнение Хруцкого В.Е., автор данного дипломного проекта считает необходимым подчеркнуть, что важным условием эффективного функционирования системы оценки выступает ее сбалансированность с точки зрения регулярности, точности, максимальной объективности и двухстороннего характера оценивания, простоты и понятности сотрудникам, конфиденциальности результатов, а также принятия этой системы самими работниками и их активное участие в процессе оценки [34, с. 154].
Служебная карьера любого человека характеризуется тем, что с момента его принятия на определенную должность и до предполагаемого увольнения из этой организации, он проходит различные стадии развития своей профессиональной деятельности. Управление перемещением работника подразумевает как повышение его на должность с большей степенью ответственности, так и понижение на более низкую ступень карьерной лестницы. Продвижение работника может осуществляться посредством вертикального, горизонтального роста или чередованием этих двух видов, а также происходить скрытым образом [13].
Развитие профессионального
Таким образом, управление трудовым коллективом является, несомненно, одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способной многократно повысить ее эффективность. Сущность процесса управления персоналом заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их потенциала.
Управление трудовым коллективом представляет собой особую область деятельности, главными элементами которой можно выделить: определение потребности в персонале, его дальнейшее привлечение и задействование в работе, разработку политики вознаграждения и социальных услуг и программ по обучению сотрудников, оценку деятельности работников и их продвижение по результатам труда и ценности, которую они представляют для предприятия. Согласованность в управлении всеми элементами системы и обеспечение максимального сближения ожиданий организации и интересов и усилий работников, направленных на достижение стратегических целей компании, является залогом высокой производительности труда и стабильного процветания любой компании.
1.2. Принципы и методы
управления трудовым
Как отмечают авторы [6, 13, 23, 26], современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия и возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. Принципы и методы управления трудовым коллективом являются неотъемлемыми элементами системы управления в целом, которым руководство уделяет особое внимание с целью достижения максимальной эффективности, стабильности и прибыльности.
Принципы управления персоналом – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать управляющие и специалисты в процессе управления трудовым коллективом [11, с. 105]. Каждое предприятие определяет свой набор принципов, которыми руководствуются его менеджеры при управлении, в зависимости от условий, а также специфики и направленности деятельности организации. К наиболее утвердившимся и широко используемым можно отнести следующие принципы [22]: