Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:46, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что управление трудовым коллективом является одним из важнейших направлений в деятельности организации, основным критерием для ее экономического роста. Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации уделять внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании.
Введение 3
1. Теоретические основы построения системы управления трудовым коллективом 7
1.1. Сущность управления трудовым коллективом на предприятии 7
1.2. Принципы и методы управления трудовым коллективом 13
1.3. Современные подходы к управлению трудовым коллективом 18
2. Анализ системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика» 23
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Связной-Логистика» 23
2.2. Оценка системы управления в ЗАО «Связной-Логистика» 28
2.3. Анализ существующей системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
32
3. Предложения по совершенствованию системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
42
3.1. Обоснование необходимости совершенствования работы с трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
42
3.2. Пакет документов по совершенствованию системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
44
Заключение 65
Список использованной литературы 69
Основные задачи, которые стоят перед компанией: ускорение по приросту сети и достижение доли рынка в продажах мобильных телефонов в размере 25%, доли смартфонов 28% в 2011 году; развитие электронной коммерции и электронных каталогов; развитие финансовых услуг: денежные переводы, НПФ, банковские карты, потребительские кредиты и страховые продукты, прием платежей по погашению потребительских кредитов и иные платежи;
Количество сотрудников, работающих в ЗАО «Связной-Логистика» на конец октября 2011 года, составило 33001 человек. Из них в российских филиалах – 27935 человек, СНГ и стран Балтии – 5066 человек.
Финансово-хозяйственные показатели деятельности Общества представлены в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Финансово-хозяйственные показатели деятельности
ЗАО «Связной-Логистика» за 2010 г.
Актив |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
3 |
4 |
I. Внеоборотные активы |
||
Нематериальные активы |
1 618 |
1 296 |
Основные средства |
4 249 |
50 |
Долгосрочные финансовые вложения |
78 533 |
105 417 |
Отложенные налоговые активы |
3 078 |
2 305 |
ИТОГО по разделу I |
87 478 |
109 068 |
II. Оборотные активы |
||
Запасы |
67 791 |
57 635 |
расходы будущих периодов |
67 791 |
57 635 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
467 |
374 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
615 554 |
716 024 |
покупатели и заказчики |
66 531 |
145 134 |
Краткосрочные финансовые вложения |
406 069 |
294 846 |
Денежные средства |
35 |
582 |
ИТОГО по разделу II |
1 089 916 |
1 069 461 |
Баланс |
1 177 394 |
1 178 529 |
Резервный капитал |
1 103 |
1 103 |
Продолжение таблицы 2.1.1. | ||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
1 103 |
1 103 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
-2 034 |
-790 |
ИТОГО по разделу III |
1 099 069 |
1 100 313 |
IV. Долгосрочные обязательства |
||
Отложенные налоговые обязательства |
4 |
3 |
ИТОГО по разделу IV |
4 |
3 |
V. Краткосрочные обязательства |
||
Кредиторская задолженность |
17 502 |
26 839 |
задолженность перед персоналом организации |
3 639 |
3 180 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
413 |
34 |
задолженность по налогам и сборам |
4 176 |
23 565 |
прочие кредиторы |
9 274 |
60 |
Доходы будущих периодов |
60 819 |
51 374 |
ИТОГО по разделу V |
78 321 |
78 213 |
В розничном подразделении ЗАО
«Связной-Логистика» (сами салоны) действует
следующая структура
– управляющий магазином – руководитель одного магазина, в подчинение у которого находятся менеджеры по продажам и менеджеры по продажам финансовых продуктов. Задачи и суть работы весьма разносторонние, начиная от контроля качества работы магазина и повышения эффективности экономики, заканчивая решением мелких проблем с покупателями;
– оперативный менеджер (ОМ) – курирует от 10 до 15 торговых точек, непосредственный руководитель управляющих магазинами;
– управляющий менеджер (УМ) – контролирует 5-10 оперативных менеджеров в нескольких субъектах (Ростовская область, Нижегородская область и т. д.);
– директор по торговым операциям (ДТО) – контролирует работу УМ в нескольких регионах Поволжья.
Таким образом, ЗАО «Связной-Логистика» – крупное и стремительно развивающееся коммерческое предприятие, занимающее лидирующие позиции на рынке по продажам аудиотехники и телефонии.
2.2. Оценка системы управления в ЗАО «Связной-Логистика»
Основа управления трудовым коллективом в настоящее время в ЗАО «Связной-Логистика» приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать и обобщить целый спектр вопросов адаптации работника к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом.
Говоря о трех основных факторах, оказывающих воздействие на работников в организации (во-первых, это иерархическая структура, где основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Во-вторых, культура, то есть вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности и заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
И, в-третьих, рынок, то есть своего рода сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя), то к ЗАО «Связной-Логистика» можно отнести третью форму, форму рынка.
Анализ системы управления в ЗАО «Связной-Логистика» включает в себя оценку таких элементов, как субъект управления, объект управления, методы управления, ресурсы, механизмы, процессы, функции, принципы, цель, структура.
Главной целью ЗАО «Связной-Логистика» в управлении трудовым коллективом является обеспечение персоналом, организация их эффективного и оптимального использования, профессионального и социального развития, постоянное совершенствование организационной структуры и т.п.
Субъектами управления в данной
организации выступают
Объектом системы управления выступают все работники, включая носителей функции управления – руководство ЗАО «Связной-Логистика».
Автор провел анализ системы управления ЗАО «Связной-Логистика» используя основные функции менеджмента.
Управленческая деятельность организации включает цели, задачи, принципы, методы, функции, технологию и практику управления, коммуникации, схему процесса управления, разработку и реализацию решений, информационное обеспечение.
Организация в своей деятельности ставит цели:
– экономические – увеличение объема реализации продукции и увеличение размера прибыли на 40%; повышение уровня рентабельности на 10%;
– маркетинговые – увеличение числа потребителей за счет улучшения качества обслуживания и расширения ассортимента;
– социальные – повышение уровня благосостояния работников предприятия за счет дополнительного премирования за вклад к привлечению клиентов.
Для поощрения работы сотрудников в ЗАО «Связной-Логистика» используются методы:
– материальные методы стимулирования труда персонала (заработная плата, бонусы, годовые и квартальные премии, ценные призы, льготная сотовая связь, корпоративное кредитование). Из них заработная плата выплачивается на постоянной основе согласно коллективному договору, а бонусы, годовые и квартальные премии, ценные призы выплачиваются исходя из полученных результатов деятельности, как для каждого работника, так и для ЗАО «Связной-Логистика» в целом;
– нематериальные методы стимулирования труда персонала (благодарности, корпоративные вечера, бесплатное профессиональное обучение, медицинское страхование).
Частота применения и уровень охвата стимулированием труда показана в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1.
Показатели периодичности стимулирования труда персонала
ЗАО «Связной-Логистика»
Формы стимулирования |
Периодичность |
Охват |
Заработная плата |
Ежемесячно |
Весь персонал |
Бонус |
Ежемесячно по результатам работы |
Управляющие торговой точкой (УТТ), менеджеры |
Годовая премия |
Один раз в год |
Весь персонал |
Благодарность |
По результатам работы |
Весь персонал |
Ценные призы |
По результатам работы |
Весь персонал |
Льготная сотовая связь |
Ежемесячно |
Весь персонал |
Выговор |
По факту |
Весь персонал |
Таблица 2.2.2.
Стимулирование труда работников ЗАО «Связной-Логистика»
Категории персонала |
Премия, в % от оклада(%) |
Бонус (%) |
Управляющие торговой точкой (УТТ) |
80 |
25 |
Руководитель отдела |
35 |
10 |
Менеджеры |
50 |
10 |
Торговый региональный представитель |
40 |
5 |
Менеджер по финансовым услугам |
25–30 |
5 |
Менеджер по продажам |
30 |
5 |
Продавцы |
35 |
Анализ документов показал, что премии зависят от квартального плана и от оклада, бонусы – от продаж. При этом бонусы чаще получают руководители торговых точек, отделов, гораздо реже продавцы.
Планирование деятельности в ЗАО «Связной-Логистика» осуществляется непосредственно руководителем предприятия в лице управляющего магазином. В начале каждого года руководителем разрабатывается план на будущий год, который затрагивает все элементы организации: планируется объем продаж на месяц, квартал, год; разрабатывается новый план по профессиональной подготовке и повышению квалификации персонала.
Руководством
осуществляется в основном текущее
планирование. В его основе лежат
краткосрочные планы
Контроль в ЗАО «Связной-
Целью процесса контроля в ЗАО «Связной-Логистика» является повышение эффективности системы управления, путем сравнения достигнутого результата с запланированным.
Объектом контроля являются методы управления, результаты, показатели деятельности организации. Субъектом контроля – внутренние или внешние органы контроля.
В организации осуществляются следующие виды контроля:
– текущий контроль, предполагает оперативное отслеживание руководителями правильности и своевременности выполнения поставленных задач;
– промежуточный контроль, осуществляемый с целью отслеживания правильности выполнения работы с целью корректировки;
– предварительный контроль, целью которого является мониторинг ресурсов и возможностей работников выполнить задачу;
– самоконтроль, в процессе которого осуществляется отслеживание правильности и своевременности выполнения поставленных задач;
– итоговый контроль, предназначенный для проверки выполнения поставленных задач и осуществление поставленных целей.
Важное место в системе
В процессе проведенного анализа было выявлено, что в ЗАО «Связной-Логистика» права и обязанности распределяются по распоряжению руководства Работники выполняют свои профессиональные обязанности.
Таким образом, система управления в ЗАО «Связной-Логистика» имеет управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Планирование носит регулярный характер, итогом данной функции является документ. Форма осуществления контроля на предприятии является оптимальной. В организации существуют все необходимые виды контроля, итогом каждого из них является документ.
2.3. Анализ существующей системы управления трудовым коллективом в ЗАО «Связной-Логистика»
Эффективное управление трудовым коллективом невозможно без адекватной информации. Поэтому автор попытался собрать данные, характеризующие различные аспекты состояния персонала организации, и провел их детальный анализ.
Автор провел анализ структуры занятых работников в представительстве ЗАО «Связной-Логистика» в городе Набережные Челны (см. табл. 2.3.1).
Таблица 2.3.1.
Структура занятых в ЗАО «Связной-Логистика» за 2007-2011 гг.
(кол. чел.)
Категории занятых |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Менеджеры по продажам, менеджеры по продажам финансовых продуктов |
25 |
27 |
26 |
45 |
48 |
Управленческий персонал |
4 |
5 |
9 |
12 |
15 |
Итого |
29 |
32 |
35 |
57 |
61 |