Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 10:54, курсовая работа
Целью курсового проекта является определение функций управления на предприятии, их анализ и внесение улучшений.
Были поставлены задачи:
- рассмотреть особенности функционального подхода к управлению;
- проанализировать содержание основных функций управления, дать общую характеристику функциональному потенциалу и выявит существующие проблемы;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование реализации функций управления в исследуемой организации.
Введение…………………………………………………………………………….
Раздел 1. Особенности функционального подхода к управлению ……………..
1.1 Понятие и характеристика функций управления…………………………….
1.2 Процесс формирования функций управления………………………………..
1.3 Классификация и особенности функций управления………………………..
Раздел 2. Анализ функций управления …………………......................................
2.1 Краткая характеристика объекта исследования ……………………………..
2.2 Анализ кадрового потенциала организации………………………………….
2.3 Анализ исследуемой работы в организации …………………………………
Раздел 3. Рекомендации, направленные на совершенствование реализации функций управления в исследуемой организации……………………………….
3.1 Повышение квалификации…………………………………………………….
3. Соответствие возможностям. Оптимизация управления.…………………….
3.3 Условия работы. Организация социальной и психологической поддержки.………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУВПО «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА»
Курсовая работа
Менеджмент
Совершенствование управления на предприятии
Вариант № 3
Выполнил:
Ст. гр. ЭУПлх-03-1
Проверил:
Ст. преподаватель
Братск 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Особенности функционального подхода к управлению ……………..
1.1 Понятие и характеристика функций управления…………………………….
1.2 Процесс формирования функций управления………………………………..
1.3 Классификация и особенности функций управления………………………..
Раздел 2. Анализ функций управления ………………….......................
2.1 Краткая характеристика объекта исследования ……………………………..
2.2 Анализ кадрового потенциала организации………………………………….
2.3 Анализ исследуемой работы в организации …………………………………
Раздел 3. Рекомендации, направленные на совершенствование реализации функций управления в исследуемой организации……………………………….
3.1 Повышение квалификации………………………………………………
3. Соответствие возможностям. Оптимизация управления.…………………….
3.3 Условия работы. Организация социальной и психологической поддержки.……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Успех работы обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. На результативность деятельности предприятия (организации, фирмы), конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект в управлении персоналом. Именно с ним связано формирование численности персонала, его профессионально-
Целью курсового проекта является определение функций управления на предприятии, их анализ и внесение улучшений.
Были поставлены задачи:
- рассмотреть особенности функционального подхода к управлению;
- проанализировать содержание основных функций управления, дать общую характеристику функциональному потенциалу и выявит существующие проблемы;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование реализации функций управления в исследуемой организации.
Данная тема является актуальной, так как в настоящее время очень много различных организаций, предприятий, в которых непосредственно реализуются функции управления, и которые имеют проблемы, нуждающиеся в их решении.
Раздел 1. Особенности функционального подхода к управлению
1.1 Понятие и характеристика функций управления
Каждое предприятие или организация является сложной социально-экономической системой, которая совмещает в производственном процессе разнообразные материальные элементы, человеческие ресурсы и информационные связки. Понятно, что предприятия различаются между собой за размерами, сферами деятельности, технологическими процессами и тому подобное. Однако все они как системы имеют и некоторые общие характеристики. Поэтому в деятельности руководителей любых предприятий можно определить общие черты, к которым в первую очередь относятся функции управления.
Функции управления — это объективно обусловлены общие направления или сферы деятельности, которые в совокупности обеспечивают эффективную кооперацию общего труда.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития. Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности. Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет. Процессный подход к управлению хронологически сформировался раньше всех остальных, он отражен в работах Ф.Тейлора, М.Вебера, А.Файоля. В соответствии с ним важнейшим элементом управления являются циклически повторяющиеся, регламентированные операции и процедуры, формально закрепленные за отдельными управленческими должностями или органами управления. Говоря иначе, эффективный менеджмент предполагает точное и полное выполнение всех функций управления. А.Файоль первоначально выделил следующие функции управления: «планирование и предвидение, организацию и распорядительство, координацию и контроль» [2, 63]. То есть по моему мнению, он выделил, уже в то время, основные функции управления. Более поздние исследователи дополнили этот список функциями стимулирования, коммуникаций, представительства, ведения переговоров предпринимательства и др.Современные представления о функциях управления связаны с выделением трех групп функций: первичные или базовые, связующие и интегрирующие (оперативные) функции. Выполнение базовых функций составляет основу процесса управления для любого руководителя, независимо от занимаемой должности и специфики деятельности. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль. Связующие функции создают условия для эффективной реализации первичных функции и включают: налаживание коммуникации, принятие управленческих решений. Интегрирующие функции обеспечивают оперативное руководство подчиненными, включают элементы базовых, и связующих функций управления. К ним относятся: руководство (администрирование) и лидерство.
Функциональные организационные структуры обладают следующими положительными чертами. Они позволяют высшему руководству сосредоточится на стратегических вопросах. Они создают условия для достижения высокой эффективности за счет специализации. Недостатком является то, что они приводят к межфункциональным конфликтам, затрудняют межфункциональную координацию, ограничивают возможности выращивания в организационных менеджеров способных решать вопросы стратегического характера. У линейно-функциональных структур довольно много достоинств. Они способствуют увеличению гибкости и адаптивности организации к условиям внешней среды. Эти структуры полностью освобождают высшее руководство от решения текущих вопросов и дают ему возможность заниматься только стратегическими вопросами. К недостаткам относятся возможность возникновения стратегической несовместимости отдельных самостоятельных подразделений организации, а также трудности распределения общеорганизационных ресурсов и издержек между автономными отделениями организации.
Предприятие это основная первичная характерная единица в экономической системе, которая, изготавливая и реализуя изделия, обеспечивает достижение своих целей. Главная цель-получение максимальной прибыли в долгосрочной перспективе. Для осуществления главной цели предприятие решает ряд задач. Центральная задача - полное и своевременное удовлетворение потребностей потребителя, являющаяся высшим смыслом и нормой деятельности каждого трудового коллектива. Оно должно обеспечивать конкурентоспособность своей продукции на основе ее высокого качества, гибкого обновления в зависимости от постоянно меняющегося спроса. Предприятие обеспечивает развитие и повышение эффективности производства, производит и осваивает новую технику, совершенствует выпускаемые изделия. Организует работу рационализаторов и изобретателей, обеспечивает социальное развитие коллектива, создает благоприятные условия для работников и охрану окружающей среды. Для него характерно производственно-техническое и организационно-экономическое единство, а так же хозяйственная самостоятельность.
Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.
Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу признаков.
Во-первых, по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.
Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д. Их число зависит от потребностей самой организации.
В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.
В-четвертых, на основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.
В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных способов.
1.2 Процесс формирования функций управления
История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. «За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений.
Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом истории менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это революционное достижение в истории человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней последовали другие. Вторая относится к 1760 г. До н. э. и связана с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.
Третья произошла во времена правления Навуходоносора II (682-605 гг. до н. э.) и была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.
Четвёртая относиться к XVII-XVIII векам н. э. и вызвана зарождением капитализма и началом индустриального прогресса в Европе. В это время обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само может внести значительный вклад в развитие и эффективность производства. Выделение проблем управления в самостоятельную область знаний было ответом на потребности предпринимательства в связи с обострением конкуренции и формированием крупных предприятий. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.
Информация о работе Совершенствование управления на предприятии