Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:30, практическая работа
ОАО «Свiтанак» - одно из молодых предприятий легкой промышленности Республики Беларусь, входящих в систему концерна «Беллегпром». 15 декабря 1975 года была введена в эксплуатацию Жодинская швейно-трикотажная фабрика как филиал Минского производственного объединения «Прогресс». С 1975 года по 1985 год фабрика состояла из трех основных цехов – подготовительно-закройного и двух швейных и производила бельевые трикотажные изделия из товарного полотна, поставщиками которого были смежные предприятия республики - в г. Солигорске, г. Гомеле, г. Бобруйске и др.
- Органолептический контроль, осуществляемый посредством только органов чувств без определения численных значений контролируемого объекта;
- Визуальный контроль – вариант органолептического, при котором контроль осуществляется только органами зрения;
- Контроль по образцу, осуществляемый сравнением признаков контролируемого изделия с признаками контрольного образца (эталона);
- Технический осмотр, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и при необходимости с привлечением простейших средств контроля.
Методы технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта контроля. Здесь различают:
• Визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;
• Измерение размеров, позволяющее определить правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;
• Общую совокупность субъектов контроля качества продукции можно классифицировать по уровням управления, на которых они осуществляют свою деятельность, а также по видам контроля.
Так на общегосударственном уровне проверками качества выпускаемой и реализуемой продукции, а также применением различных мер воздействия к нарушителям занимаются:
• Госстандарт России и его территориальные органы;
• Органы по сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
• Органы таможенного и антимонопольного регулирования;
• Судебные органы и органы Госарбитража;
• Комиссии местных органов власти.
На отраслевом уровне и уровне предприятий ведомственный контроль качества продукции в соответствии с закрепленными обязанностями и представленными полномочиями осуществляют:
• Министр и его заместители;
• Главные инспекции по качеству министерств;
• Подразделения контроля качества разработок в научноисследовательских, проектноконструкторских и технологических организациях отрасли;
• Отраслевые испытательные центры;
• Директора и главные инженеры предприятий отрасли;
• Подразделения контроля качества конструкторской, технологической и другой нормативнотехнической документации на предприятиях;
• Авторы конструкторских и технологических разработок, переданных в производство;
• Управления контроля качества производственных объединений и их подразделения;
• Отделы технического контроля предприятий и их подразделения;
• Бюро технического контроля цехов и участков;
• Бригады контролеров ОТК;
• Контролеры ОТК;
• Исследовательские и измерительные лаборатории, контрольноиспытательные станции, подразделения служб главного конструктора, главного технолога, главного механика, главного металлурга, главного метролога, главного бухгалтера, материальнотехнического снабжения, сбыта, юридический, финансовый и др.;
• Группы качества;
• Мастера;
• Бригадиры;
• Исполнители производственных операций, переведенные на самоконтроль;
• Исполнители производственных операций, не переведенные на самоконтроль;
Межведомственный контроль качества продукции в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства могут осуществлять:
• Органы Госторгинспекции, контролирующие подразделения торговых, снабженческосбытовых и других организаций
• Заказчики (представители заказчиков на предприятияхизготовителях);
• Потребители (их общества, ассоциации, союзы и т.п.).
Каждому из названных субъектов контроля соответствует свой вид контроля качества, отличающийся от других видов следующими признаками:
• Основные направления и конкретные задачи проверок;
• Арсенал имеющихся средств и методов осуществления контроля качества продукции (работ, услуг);
• Место и время проведения контроля;
• Глубина проникновения в суть явлений и степень охвата всей совокупности факторов и причин, прямо или косвенно влияющих на качество продукции (работ, услуг);
• Уровень обобщения результатов проверок;
• Совокупность рычагов и каналов воздействия на объект контроля;
• Характер воздействия на контролируемый объект.
• Лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;
• Механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;
• Рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;
• Технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;
• Контрольносдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей качества;
• Контроль соблюдения технологической дисциплины;
• Изучение качества продукции в сфере потребления;
• Электрофизические методы измерения параметров изделия;
• Методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных, ортонных пучков (вторичн ая ио нная массспектроскопия, электронная Ожеспектроскопия, электроннозондовый рентгеновский микроанализ идр.).
Итак, рассмотрев основные формы и виды контроля качества продукции, можно убедиться, насколько он необходим во всех областях деятельности предприятия. Но для того, чтобы его применение было действительно результативным, эффективный контроль должен иметь следующие характеристики:
• Стратегическая направленность контроля, Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегическую направленность, то есть отражать общие приоритеты предприятия и поддерживать их.
• Ориентация на результаты. Необходимо помнить, что конечная цель контроля не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед предприятием. Ведь в конечном счете эффективным контроль
можно назвать только тогда, когда предприятие фактически достигает желаемых целей.
• Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен измерять и оценивать то, что действительно важно.
• Своевременность контроля. Эффективный контроль должен быть своевременным. Это заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений и оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
• Гибкость контроля. Контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
Контроль качества в масштабах предприятия возложен на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции которого входят разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами контроля качества (или отделами технического контроля). Центральная служба контроля может осуществлять проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организации контрольных испытаний, правил приемки, применяемых заводской службой качества или отделом технического контроля, а иногда и выборочно производить проверку качества продукции, уже прошедшей технический контроль. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий. Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции.
Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности предприятия.
Для контроля качества продукции необходимо располагать:
1) показателями (стандартами, техническими параметрами), характеризующими качество продукции;
2) методами и средствами контроля проверки качества;
3) техническими средствами для проведения испытаний;
4) результатами анализа рекламации;
5) причинами возникновения дефектов, брака и условий их устранения.
Кроме центральной службы контролем качества продукции занимаются в подразделениях, цехах, участках, рабочих местах. Они первые получают сведения об отклонениях от нормы, состава и качества материалов, о допущенных отклонениях технологического процесса и предупреждают о возникновении производственного брака. Своевременно полученная информация позволяет оперативно реагировать на нарушение хода технологического процесса и принимать срочные меры к сокращению потерь от брака.
Все сведения, полученные в ходе проведенного контроля, ежедневно и посменно поступают в главную диспетчерскую службу. В связи с этим сложилась следующ ая ие рархия контролирующих служб и их подразделений на предприятиях: отдел или управление технического контроля предприятия – бюро технического контроля цеха – бригада контролеров участка – рабочийконтролер.
Многообразие задач контроля качества продукции и необходимость соответствующих проверок на различных этапах процесса производства изделий обуславливают выделение в составе контрольных служб специальных функциональных подразделений, ориентированных на выполнение отдельных видов работ по контролю качества.
В наиболее общем случае в состав отделов и управлений технического контроля предприятий могут входить следующие специализированные подразделения:
• контроля технического состояния и точности оборудования;
• контроля технологической оснастки;
• агрегатов;
• исследования надежности выпускаемой продукции;
• контроля качества упаковки и хранения продукции на складах;
• контроля качества изделий в процессе эксплуатации их потребителем и по завершении отдельных этапов эксплуатации;
• измерительной техники;
• линейных и угловых измерений;
• особо точных измерений;
• дефектоскопии;
• изоляции брака;
• контроля качества продукции, предназначенной для поставки на экспорт;
• инспекционного контроля;
• технического и технологического обеспечения процессов контроля качества;
• учета, анализа и классификации брака в производстве;
• анализа претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию;
• внедрения новых средств и методов технического контроля (неразрушающего, активного и др.);
• ремонта контрольноиспытательного оборудования, измерительных приборов и оснастки;
• разработки, внедрения и контроля функционирования системы управления качеством продукции на предприятии.
Приведенный перечень подразделений может быть существенно расширен за счет включения в него лабораторий, бюро и групп, не входящих, как правило в состав отделов и управлений технического контроля, но оказывающих, тем не менее, существенное и непосредственное влияние на общее состояние работ по контролю качества. Имеются в виду, например, подразделения конструкторского контроля службы главного конструктора, подразделения нормоконтроля службы стандартизации, подразделения наладки и поверки контрольно измерительного оборудования, приборов, инструмента и оснастки, входящие в метрологическую службу предприятия, и некоторые другие.
Особая роль в управлении контролем качества принадлежит менеджеру, отвечающему за контроль качества продукции. Решения менеджера будут меняться в зависимости от сложившейся ситуации в технологическом процессе. Менеджер может принимать решения, если возникнет необходимость, остановить производственный процесс.
В структуре служб контроля качества продукции многих предприятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества, при этом недостаточно развиты организационноэкономические и
информационные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются такие проблемы и недостатки, как: