Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:14, курсовая работа
Результативность поведения человека нередко рассматривается как функция от взаимодействия способностей и мотивации. Если один из компонентов недостаточно выражен, деятельность потеряет свою эффективность.
Мотивы и потребности людей в организациях 3
Потребности в безопасности. 3
Потребности в аффилиации. 3
Потребности в уважении. 4
Потребности в независимости и самостоятельности. 4
Потребности достижения. 5
Потребности во власти. 5
Стадии процесса мотивации 5
Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект 7
Содержательные теории мотивации 8
Теория мотивации А. Маслоу. 8
Теория мотивации К. Альдерфера (ERG-теория) 9
Теория Х— Y Д. МакГрегора 10
Двухфакторная теория мотивации Герцберга 11
Процессуальные теории мотивации 11
Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников 13
Программы материального стимулирования. 13
Управление по целям (management by objectives) 14
Список литературы 15
Мотивация есть
результат взаимодействия
Несомненно, существуют
индивидуальные различия в
Дело не только
в самих людях, но и в
Теория мотивации
А. Маслоу.
Не будет ошибкой
сказать, что наиболее
1. Физиологические
потребности — голод, жажда,
секс и другие базовые
2. Потребности в
безопасности — стремление к
безопасности и защите от
3. Потребности в любви (аффилиации) — влюбленность, привязанность, приятие и дружба.
4. Потребности в самоуважении — самоуважение, автономия, достижение успеха, статус, признание, внимание.
5. Потребности в
самоактуализации — желание стать тем,
кем человек способен быть, стремление
к росту, реализации своих потенциальных
возможностей, к самореализации.
Пять указанных
групп потребностей
Рисунок 1 Иерархия
потребностей А. Маслоу
Поведение личности
обычно направляется его
Таким образом,
удовлетворенная потребность
К примеру,
потребности в безопасности
Маслоу, лишь немногим
из людей удается достичь этого уровня.
Самоактуализация
может быть определена как потребность
психологического роста и развития, поиска
своей идентификации и реализации своего
потенциала. «Быть тем, кем ты потенциально
можешь стать» — вот суть процесса самоактуализации
и, будучи «потребностью роста», она никогда
не может быть удовлетворена полностью.
Если индивид успешно развивается в одном
из потенциальных направлений, он неизбежно
придет к открытию еще неведомых для него
возможностей.
«...Большинство
членов нашего общества, лишенных
отклонений от нормы, — пишет
Маслоу, — отчасти удовлетворяет свои
базовые потребности и в тоже время не
удовлетворяет всех своих базовых потребностей.
Реалистичным описание иерархии потребностей
будет в контексте уменьшающейся степени
их удовлетворенности по мере движения
к вершине пирамиды. Так, например, если
в целях иллюстрации использовать условные
цифры, можно, вероятно, сказать, что средний
человек удовлетворяет свои физиологические
потребности на 85%, потребности в любви
на 70%, потребность в уважении на 40% и потребность
в самоактуализации на 10%».
Маслоу также отмечал,
что соотношение групп потребностей значительно
варьируется. Так, человек, долго страдавший
от голода, может приобрести устойчивую
актуализацию исключительно базовых потребностей.
И, наоборот, люди, никогда не испытывавшие
нужды и постоянно удовлетворявшие свои
физиологические потребности, могут стать
на путь их сознательного ограничения
и даже депривации, с целью большей актуализации
потребностей духовных. Работа в организации
в принципе может предоставлять работнику
возможности для удовлетворения всего
спектра потребностей.
Таким образом,
с одной стороны —
Следует отметить,
что, несмотря на широкую
Эксперименты
показали, что относительная важность
потребностей индивида
Скорее поведение
человека в любой момент
Основным вкладом
теории Маслоу, несомненно, является
демонстрация того, что в каждый момент
времени поведение человека детерминировано
какими-либо доминирующими потребностями.
Ни одна организация не может рассчитывать
на повышение мотивации своих сотрудников,
на их удовлетворенность трудом, и соответственно
на их большую активность и эффективность,
если руководство не имеет представления
о том, какие потребности в данный момент
актуальны как для рабочих групп, так и
отдельных сотрудников.
Если сотрудники
больше всего обеспокоены
Теория мотивации
К. Альдерфера (ERG-теория)
К. Альдерфер несколько
переработал иерархию потребностей Маслоу,
предложив выделить три основные группы
потребности: a. экзистенциальные (existence);
b. социальные (relatedness); c. развития (growth).
Начальные буквы
названий этих групп
В отличие от
Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое
строение и необходимость их строго последовательного
удовлетворения. Так, человек может, например,
стремиться к развитию, даже если его экзистенциальные
или социальные потребности не удовлетворены.
Более того, индивид может одновременно
иметь несколько доминирующих потребностей.
Маслоу утверждал,
что неудовлетворенная потребность —
ведущий мотиватор, восхождение по пирамиде
потребностей возможно только после удовлетворения
предыдущего уровня. ERG-теория вводит очень
важное фрустрационно-регрессивное измерение:
если удовлетворение более высокой потребности
блокировано, возрастает стремление к
более полному и частому удовлетворению
низлежащей потребности, т. е. блокированная
потребность делает более актуальной
менее высокую потребность, которую индивид
в состоянии удовлетворить.
В целом ERG-теория
в большей мере учитывает
Теория Х— Y Д. МакГрегора
Менеджер может
прямо или косвенно
Учитывая эти переменные, МакГрегор утверждает, что существует по меньшей мере два подхода, которые менеджеры используют для управления подчиненными. Эти подходы являю юн следствиями двух различных взглядов на природу человека: принципиально негативного (теория X) и принципиально положительного (теории У). Анализируя отношения менеджеров к подчиненным,
МакГрегор пришел
к заключению, что их взгляд на природу
человека основан на определенной системе
предположений или посылок, которые в
конечном счете и детерминируют его поведение
и действия по отношению к подчиненным.
Мировосприятие
менеджеров, руководствующихся теорией
X, базируется на следующих
1. Работники генетически ненавидят работу и, если есть возможность, избегают ее.
2. Так как работники
ненавидят работу, то для того,
чтобы они трудились для
3. Работники избегают
ответственности и нуждаются
в постоянном контроле и
4. Превыше всего
работниками ценится
Диаметрально
противоположный подход к
Информация о работе Создание схемы мотивации и стимулирование персонала на предприятие