Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:14, курсовая работа
Результативность поведения человека нередко рассматривается как функция от взаимодействия способностей и мотивации. Если один из компонентов недостаточно выражен, деятельность потеряет свою эффективность.
Мотивы и потребности людей в организациях 3
Потребности в безопасности. 3
Потребности в аффилиации. 3
Потребности в уважении. 4
Потребности в независимости и самостоятельности. 4
Потребности достижения. 5
Потребности во власти. 5
Стадии процесса мотивации 5
Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект 7
Содержательные теории мотивации 8
Теория мотивации А. Маслоу. 8
Теория мотивации К. Альдерфера (ERG-теория) 9
Теория Х— Y Д. МакГрегора 10
Двухфакторная теория мотивации Герцберга 11
Процессуальные теории мотивации 11
Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников 13
Программы материального стимулирования. 13
Управление по целям (management by objectives) 14
Список литературы 15
Положительный
эффект поощрения и
Теория и исследования
подкрепления мотивов
1. Необходимо определить
и детализировать то поведение,
2. Правильное поведение
требует регулярного подкрепления (в определенных
случаях может быть использован «шейпинг».
3. Нежелательное
или неправильное поведение
4. Не следует допускать
задержки в подкреплении
5. Рекомендуется
определить схему подкрепления
и вид поощрения в
6. Даже после появления
устойчивого желаемого
Программы и методы
стимулирования эффективной деятельности
работников
Рассмотренные
теории демонстрируют широкий
диапазон организационных
К наиболее
распространенным методам
1) программы материального
стимулирования;
2) целевой менеджмент
(management by objectives);
3) обогащение труда
(т.е. перепроектирование организационной
структуры, а также заданий и функций работников
с целью повышения их мотивации и удовлетворенности
трудом);
4) партисипативность.
Исследование, проведенное Э. Локе и его коллегами, позволяет оценить относительную действенность этих четырех групп методов, показатели которой представлены в табл.
Таблица 7 Сопоставление
эффективности различных
|Метод |Повышение эффективности |Добились 10% повышения, % |
|Денежный (10) |+ 30 |90 |
|Целевой (17) |+ 16 |94 |
|Обогащение труда (10) |+8.75 |50 |
|Партисипативность
(16) |+0,5 |25 |
На первый взгляд,
более высокая эффективность
денежного стимулирования по
сравнению с другими методами
вступает в противоречие с
некоторыми из рассмотренных
теорий (например, Ф. Херцберга). Однако
это не совсем так. Во- первых, как всеобщий
эквивалент общественного труда деньги
способны прямо или косвенно удовлетворять
широкий диапазон человеческих потребностей,
и от организации во многом зависит, к
каким потребностям она адресует денежное
стимулирование. Во-вторых, денежная переменная
очень удобна для исследователей, так
как легко поддается количественному
измерению в отличии от многих других
детерминант мотивации, которые трудно
квантифицировать и напрямую связать
с результативностью. В-третьих, программы
материального стимулирования в последние
годы превратились в сложные системы,
учитывающие множество закономерностей,
переменных и фактов. Познакомимся с ними
более подробно.
Программы материального
стимулирования.
В основе этих
программ лежит уже
Разумеется, использование
денег в качестве стимула не
является новшеством и
— надбавки (за
усердие, квалификацию, стаж работы
и т. д.);
— индивидуальный
бонус (премия) за выполненную
работу;
— индивидуальная
сдельная оплата труда;
— групповой
бонус за работу, выполненную
группой в целом;
Надбавка в
любой ее форме — это
Индивидуальный
бонус (премия) за выполненную
работу представляет собой
Индивидуальная
сдельная оплата труда или
оплата по сдельным расценкам
представляет собой (вместе с
надбавками и индивидуальными
бонусами) систему индивидуального
поощрения. Она основывается
Существует много
разновидностей сдельной
В рамках систем
индивидуального поощрения
Улучшение индивидуальной
деятельности сотрудников,
Групповые бонусы.
Как в сознании и поведении
работников связать
Кроме того, индивидуальное
стимулирование в групповых
Интересным примером
может служить исследования Н.
Бобчука и В. Гуде. При индивидуальной
сдельной оплате (проценте с продаж) работники
универсального магазина старались «украсть»
потенциальных покупателей друг у друга,
игнорируя другие обязанности, которые
не подкреплялись поощрением. Переход
к системе групповых бонусов кардинально
устранил указанную проблему, одновременно
повысив удовлетворенность продавцов
своим трудом.
Управление по целям
(management by objectives)
Управление по целям
представляет собой основной метод или
подход, используемый менеджерами для
операционализации процесса постановки
целей в организации. Первым важность
определения взаимных целей для руководителя
и подчиненного, по-видимому, отметил П.
Дракер. Он считал, что задача руководства
заключается в том, чтобы уравновесить
разнообразные потребности и цели.
Практическое
применение этого метода
На втором этапе
внимание концентрировалось на
использовании метода при
Третий этап, который,
по сути дела, продолжается до
сих пор, знаменует собой
Рисунок 2 Процесс
управления по целям[1]
[pic]
Примерно 40—50% всех
крупных западных фирм
Как правило,
они касаются следующих
1) кто вовлечен
в процесс;
2) приверженность
методу и какой уровень руководства ему
привержен;
3) степень участия
руководства;
4) частота оценки;
5) характер обсуждаемых
целей и задач;
6) временные рамки
процессов постановки целей;
7) увязка с системой
вознаграждения;
8) индивидуализированный
процесс постановки целей;
9) используемый механизм
обратной связи;
10) использование
результатов;
11) снятие противоречий
между целями разных
12) разрешение общих
противоречий между целями;
13) изменение структуры
человеческих потребностей.
Информация о работе Создание схемы мотивации и стимулирование персонала на предприятие