Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:14, курсовая работа
Результативность поведения человека нередко рассматривается как функция от взаимодействия способностей и мотивации. Если один из компонентов недостаточно выражен, деятельность потеряет свою эффективность.
Мотивы и потребности людей в организациях 3
Потребности в безопасности. 3
Потребности в аффилиации. 3
Потребности в уважении. 4
Потребности в независимости и самостоятельности. 4
Потребности достижения. 5
Потребности во власти. 5
Стадии процесса мотивации 5
Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект 7
Содержательные теории мотивации 8
Теория мотивации А. Маслоу. 8
Теория мотивации К. Альдерфера (ERG-теория) 9
Теория Х— Y Д. МакГрегора 10
Двухфакторная теория мотивации Герцберга 11
Процессуальные теории мотивации 11
Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников 13
Программы материального стимулирования. 13
Управление по целям (management by objectives) 14
Список литературы 15
1. Работники воспринимают
труд как такой же
2. Люди способны
к самоорганизации и
3. Все работники
стремятся к ответственности
и свободе принятия решений,
связанных с выполнением
4. Все работники
наделены высоким уровнем
Креативность, т.
е. способность принимать неординарные
решения, чрезвычайно широко распространена
среди всех членов организации, а не является
прерогативой менеджеров.
Теория X — это
авторитарный взгляд, ведущий к
прямому регулированию и
Эта теория
предполагает, что люди в своем
большинстве нуждаются в
МакГрегора, такой
подход в открытой или замаскированной
форме наиболее распространен среди менеджеров.
Сам же МакГрегор был убежден в большей валидности теории Y и был пропагандистом идей широкого участия всех членов организации в процессах подготовки и принятия решений, наделения сотрудников большей ответственностью и возможностью рисковать, а также указывал на важность оптимальных групповых отношений как фактора индивидуальной мотивации.
Ясность и простота
теории МакГрегора вызвала широкое
признание и одновременно широкую критику
за упрощенный взгляд на проблему.
Двухфакторная теория
мотивации Герцберга
Теория была создана Ф. Герцбергом на основе интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах.
Интервьюируемых
просили описать ситуации, в которых они
чувствовали полное удовлетворение или,
наоборот, неудовлетворенность от своей
работы.
Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал,
Герцберг пришел
к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность
работой вызываются различными факторами.
На удовлетворенность
работой влияют:
— достижения
(квалификация) и признание успеха,
— работа как
таковая (интерес к работе и
заданию),
—- ответственность,
— продвижение
по службе,
— возможность профессионального роста. Эти факторы он назвал
«мотиваторами».
В свою очередь,
на неудовлетворенность
— способ управления,
— политика
организации и администрация,
— условия
труда,
— межличностные
отношения на рабочем месте,
— заработок,
— неуверенность
в стабильности работы,
— влияние
работы на личную жизнь.
Эти внешние
факторы получили название «
«гигиенических»
факторов.
Мотиваторы, вызывающие
удовлетворенность работой, связывались
с содержанием работы и вызывались внутренними
потребностями личности в самовыражении.
Факторы, вызывающие неудовлетворенность
работой, связывались с недостатками работы
и внешними условиями. С этими факторами
легко связать неприятные ощущения, которых
необходимо избегать. По мнению Херцберга,
факторы, вызывающие удовлетворенность
и неудовлетворенность работой, не являются
противоположностями в одном и том же
измерении.
Каждый из них
находится как бы в
Удовлетворенность
работой вызывают только
Процессуальные теории
мотивации
Степень усилий,
которые человек вкладывает в
свой труд, зависят не только
от его потребностей, но и от
определенных аспектов рабочей ситуации.
Именно рассмотрению совместного влияния
этих двух факторов на поведение человека
посвящены так называемые процессуальные
теории мотивации. Наиболее перспективными
из них являются:
1) теория подкрепления
мотива,
2) теория ожидания,
3) целевая теория
мотивации,
4) модификация поведения
(behavior modification).
Теория подкрепления
мотивов
В древней Греции
философы-эпикурейцы
Согласно этому
закону поведенческие реакции,
следующие непосредственно за
приятным переживанием
В соответствии
с теорией подкрепления
Исследования
по модификации поведения
«уход в себя».
Наказание может вынудить
Б. Скиннер
продемонстрировал, что
Б. Скиннер
и его последователи
Исследователями
было предложено несколько
При пропорциональной
схеме подкрепление
Многочисленные
эксперименты на животных
Целый ряд исследований
продемонстрировал возможность
успешного применения методов
подкрепления для изменения,
(например, по болезни).
Манипулируя поощрением, Дж. Херманну
вместе с коллегами удалось даже скорректировать
поведение «вечно опаздывающих» работников.
В исследовании
Дж. Комаки и его коллег ставилась задача
изменить три параметра поведения продавцов
магазина: не покидать рабочее место, приветливо
и охотно обслуживать покупателей, а также
аккуратно заворачивать продаваемые товары.
Обучение включало получасовую вступительную
беседу, направленную на прояснение желаемого
поведения и объяснение его необходимости
в работе продавца. Если в течение определенного
срока обучаемые демонстрировали его
на 90% и более (что определялось с помощью
экспертной оценки), они получали вознаграждение
— дополнительный день оплачиваемого
отпуска. Для обеспечения обучаемых обратной
связью о результатах их деятельности,
исследователи регулярно вывешивали графики,
отражавшие поведение продавцов по каждому
из желаемых параметров. Кроме того, продавцы
периодически заполняли листки самоотчета,
в которых сами оценивали свое поведение.
Этот подход позволил добиться желательных
изменений во всех трех характеристиках
поведения.
Информация о работе Создание схемы мотивации и стимулирование персонала на предприятие