Стили работы современного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

В современных условиях приоритетным направлением перестройки экономики страны является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в российской практике. Особенно важна эта задача на уровне предприятий, имеющих сегодня право на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, например в распределении прибыли, определении материальных финансовых и трудовых ресурсов, решающих вопросы реструктуризации в условиях нестабильной экономики

Содержание

Введение 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1. Истоки современного менеджмента 4
1.2. Смена парадигмы управления в России 5
1.3 Классификация методов управления 9
1.3.1 Экономические методы управления: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки 10
1.3.2 Административные методы управления: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки 10
1.3.3 Социально-психологические методы: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки 12
2. Роль руководителя в управлении конфликтами 13
2.1 Стиль руководства 13
2.2 Управление конфликтами 15
2.3 Примеры конфликтных ситуаций в российских и зарубежных оргнизациях.. 18
2.3.1 конфликт акционеров "РусАла" 18
2.3.2 Совладельцы организатора "Гослото" поссорились 19
2.3.3 "Армавиа" прекратила забастовку 19
3. на примере компании «ХСГ Цандер РУС» 20
3.1 Стартовая диагностика состояния внутренней среды компании по предлагаемому алгоритму 21
3.2 Диагностика поведенческих и социальных патологий во внутренней среде компании. 25
3.3 Диагностика типа бизнес-среды компании 30
3.4 Диагностика модели организационного поведения, имеющейся на данный момент в компании. 32
3.5 Выбор будущей более эффективной МОП в

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - информационный менеджмент.docx

— 206.15 Кб (Скачать документ)

Так, в 1992 – 2000 гг. в результате экономических реформ в промышленности Тульской области значительно изменилось соотношение форм собственности. В 1992 г. государственную форму собственности  имели 84% общего количества предприятий, ими производилось почти 73% объема промышленной продукции. Процесс приватизации и акционирования привел к преобладанию в промышленности области негосударственной формы собственности.

В 2000 г. преобладали частная  и смешанная формы собственности, на их долю приходилось 90% общего количества предприятий и 92% объема произведенной  продукции. Управление этими предприятиями  должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса  предприятий в экономической  системе страны.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально  ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы внутренней организации, устанавливая рациональные связи с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций являются важнейшими вопросами для организаций.

Социальная ориентация организации  означает, что наряду с экономической  функцией она выполняет и социальную роль, рассматриваемую с точки  зрения ориентации на потребителя и  его запросы, т.е. удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также  с позиций решения важнейших  социальных проблем трудовых коллективов  организации.

1.3 Классификация  методов управления

Принципы управления производством  претворяются в жизнь с помощью  определенных методов и организационных  средств, воздействующих на отдельных  работников и производственные коллективы в целом, обеспечивающих координацию  деятельности в процессе достижения поставленных целей.

Тот или иной метод управления будет достаточно эффективен и позволит достичь целей управления только при условии его соответствия объективным законам, присушим способу  производства. Для достижения цели недостаточно того, чтобы метод просто соответствовал требованиям объективных  экономических законов. Он должен реализовать  эти требования в виде способа  воздействия на трудовые коллективы и отдельных работников производства, поскольку экономические процессы не существуют вне деятельности участников процесса производства.

Управление производством  предусматривает решение большого числа взаимосвязанных задач, начиная  от планирования развития производства на перспективу и кончая диспетчерским  регулированием отдельных рабочих  процессов в ходе реализации сменных  заданий. Решение этих задач порождает  большое разнообразие методов управления.

По типу управляемой  системы методы управления можно  разделить на две группы:

1. методы управления  техническими системами;

2. методы управления  социально-экономическими системами.

Методы управления техническими системами строятся на базе естественных наук и могут реализоваться в  виде автоматических систем.

В социально-экономических  системах кроме чисто технических  проблем возникают задачи формирования отношений управления и для их решения требуется привлекать знания ряда общественных наук. По преобладающему характеру формируемых отношений эта группа методов, в свою очередь, может быть разделена на следующие методы:

1. экономические;

2. организационно-распорядительные (административные)

3. социально-психологические.

1.3.1 Экономические методы управления: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки

Экономические методы управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью  конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

В качестве основных методов  управления здесь выступает система  заработной платы и премирования, которая должна быть максимально  связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера  целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности  или с результатами деятельности всей фирмы.

Важнейшими достоинствами  этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через  их непосредственные интересы. Экономические методы управления представляют собой разновидность воздействия на ход производства, конкретные формы которого преломляются через широкое развитие товарно-денежных отношений и действие экономических рычагов управления. К таким рычагам относятся производственные задания, лимиты использования ресурсов и хозрасчетные нормативы.

Система экономических  рычагов на различных уровнях  управления используется по-разному. Она  конкретизируется и видоизменяется в зависимости от содержания задач  управления. На общегосударственном  уровне управление экономической системой осуществляется на базе разработанных  показателей межотраслевого баланса. В этом случае рычаги экономического управления определяются на основании  укрупненных показателей. На уровне объединения предприятий характер действия рычагов управления экономической  системой осуществляется через производственные ресурсы и результаты производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. К производственным ресурсам относится управление использованием трудовых, энергетических, природных  и денежных ресурсов, средств и  предметов труда.

Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем  регулирования размера фонда  заработной платы с учетом выполнения показателей по объему производства и мер по материальному стимулированию повышения норм выработки.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.

Характеризуются:

1) свободой субъекта  и объекта, достаточной для  реализации их интересов в  договорном процессе;

2) выполнение договорных  обязательств.

Достоинства метода: стимулируется  проявление инициативы, реализуется  творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.

Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне  сферы материального интереса, что  снижает мотивацию.

1.3.2 Административные методы управления: сущность, содержание, основные достоинства  и недостатки

Административные методы - это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу административных методов относят:

организационное проектирование,

регламентирование,

нормирование.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в  установлении правил, обязательных для  выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав  фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:

приказа,

постановления,

распоряжения,

инструктажа,

команды,

рекомендаций.

Управление производством  осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений  в процессе производства.

Административные методы управления - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей  в случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его  на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации  управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия  без значительных искажений реализуются  нижестоящими звеньями управления. Это  особенно актуально в больших  многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные  предприятия.

В последнее время понизилась роль административных методов на предприятиях. Противоречивые процессы в обществе препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычною уклада жизни в семье.

Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание.

Нормативные: закон, положение  инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

Экономические: процент  выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные  сверху.

Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

При командном (административном) методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.

Основные достоинства  метода:

1) обеспечивается единство  воли руководства в достижении  цели;

2) не требует крупных  материальных затрат;

3) в малых организациях  оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

1) подавляется инициатива, творческая работа;

2) отсутствуют действенные  стимулы труда и могут возникать  антистимулы;

3) в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы  в повышении компетентности, поэтому  она в дефиците).

1.3.3 Социально-психологические методы: сущность, содержание, основные достоинства  и недостатки

Социально-психологические  методы управления - осуществляются путем  руководящего воздействия на социальные принципы деятельности коллектива. Они  основаны на изучении социального состава  и условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов  работника

Результаты производственных успехов во многом определяются социально-психологическим  климатом в коллективе, удовлетворением  культурных, бытовых и других потребностей работающих.

Социально-психологические  методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:

воздействие руководителя на межколлективные отношения;

изучение зависимости  деятельности коллектива от его структуры;

изучение условия включения  в коллектив новых членов;

изучение психологических  особенностей различных форм коллективного  труда;

учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива;

влияние стиля руководства  на взаимоотношения членов коллектива;

влияние отдельной личности в коллективе;

психологические основы авторитета личности.

В практике управления применяются  различные социологические методы и приемы исследований. Особое распространение  получили:

метод научно-технических  конференций;

анкетирование;

интервьюирование и  личное наблюдение;

социальный эксперимент;

социальное стимулирование.

Формирование и совершенствование  производственного коллектива - одна из важнейших задач, стоящих перед  руководителем в процессе управления.

Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его  нравственной зрелости руководитель должен уделить внимание следующим факторам:

наличию конкретной цели в деятельности коллектива, которая  бы ясно и четко воспринималась всеми  работниками;

традициям и опыту коллектива.

Поскольку участниками  процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны, и тесно связаны с другими методами управления.

Механизмы договорные: убеждение, критика, информирование, выступление  руководителя перед людьми.

Социально-психологические  методы - управленческие отношения  субъекта и объекта договорные без  материальной основы.

Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.

Достоинства метода:

1) включаются механизмы  трудовой мотивации, не связанные  с удовлетворением материальных  потребностей;

2) практически не требуются  материальные затраты.

Недостатки:

1) не используются стимулы,  опирающиеся на материальные  потребности людей;

2) трудно прогнозировать  результаты.

2. Роль руководителя в управлении конфликтами

2.1 Стиль руководства

Менеджер должен знать, когда, где, как и в какой мере ему может помочь тот или иной метод менеджмента. При этом эффективность его работы во многом определяется стилем руководства. Стиль руководства – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.

Информация о работе Стили работы современного руководителя