Стратегическое управление в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы провести анализ и выяснить сущность и содержание стратегического управления; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается, а также дать рекомендации по оптимизации стратегического управления для достижения предприятием максимальных результатов при постановке определенных задач развития своего предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…...3
1.Основные понятия и сущность стратегического управления…………………………………………………………………......6
1.1Возникновение потребности в стратегическом управлении……………......6
1.2Сущность стратегического управления и его характерные особенности.…8 2.Организационно-экономическая характеристика СХПК «Янгорчино» Вурнарского района ЧР…………..………………....19
2.1Краткая природно-экономическая характеристика хозяйства………….…19
3.Оптимизация стратегического управления: от планирования до реализации…………………………………………..34
3.1Анализ внутренней и внешней среды организации………………………..34
3.2Определение миссии организации…………………………………..………37
4.Стратегический этап разработки стратегии……………..….....40
4.1Оценка и контроль выполняемой стратегии……………………….……….40
4.2Стратегическое управление в АПК…………………………………...…….45
Выводы и предложения……………………….………………………....50
Список использованной литературы…………………………….…52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Менеджмент).docx

— 196.13 Кб (Скачать документ)

 

  Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

 

                        Кафедра менеджмента и маркетинга

 

                                   

          Курсовой проект

по дисциплине: «Менеджмент в АПК»

            на тему: «Стратегическое управление в АПК»

(на материалах  СХПК «Янгорчино» Вурнарского  района )

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

1 группы 1 подгруппы

 экономического отделения

 экономического факультета

 Горбунова  О.М.

  Проверила: Пиняева В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары   2012

   Содержание

Введение……………………………………………………………………...…...3

1.Основные  понятия и сущность стратегического управления…………………………………………………………………......6

1.1Возникновение потребности в стратегическом управлении……………......6

1.2Сущность  стратегического управления и  его характерные особенности.…8 2.Организационно-экономическая характеристика СХПК «Янгорчино» Вурнарского района ЧР…………..………………....19

2.1Краткая  природно-экономическая характеристика  хозяйства………….…19

3.Оптимизация  стратегического управления: от планирования до реализации…………………………………………..34

3.1Анализ  внутренней и внешней среды организации………………………..34

3.2Определение  миссии организации…………………………………..………37

4.Стратегический  этап разработки стратегии……………..….....40

4.1Оценка  и контроль выполняемой стратегии……………………….……….40

4.2Стратегическое  управление в АПК…………………………………...…….45

Выводы и  предложения……………………….………………………....50

Список использованной литературы…………………………….…52

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   ВВЕДЕНИЕ

В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя  труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых  разнообразных организациях.

Менеджмент  – это также область человеческого  знания, помогающего осуществить  эту функцию. Наконец, менеджмент как  собирательное от менеджеров – это  определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Управление  организациями – это адаптация. Таков краеугольный камень современной  методологии менеджмента. Ничто  в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется архисложным хитросплетением влияния  многих переменных, внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому  так сложно управлять хорошо. Современная  управленческая мысль позволяет  нам осознать эту истину.

Современным инструментом управления развитием  организации в условиях нарастающих  изменений во внешней среде и  связанной с этим неопределенности является методология стратегического  управления.

Практика  показывает, что те организации, которые  осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль  значительно выше средней по отрасли. Иными словами: кто лучше планирует  свою стратегию, тот быстрее достигает  успеха.

Слово «стратегия»  означает «искусство развертывания  войск в бою». За последние 20 лет  это понятие широко вошло в  обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация  при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают  и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей  организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Стратегия организации  – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии  состоит в том, чтобы перевести  организацию из ее настоящего состояния  в желаемое руководством будущее  состояние.

В зависимости  от выбранного объекта стратегического  управления различают: корпоративную  стратегию – стратегию организации  в целом; бизнес-стратегию – стратегию  отдельного стратегического подразделения  организации; функциональную стратегию  – стратегию функциональной зоны хозяйствования.

Стратегическое  управление - это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Можно отметить, что стратегическое управление становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

В настоящее  время большинство российских предприятий  работают в быстро изменяющемся и  трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического  управления, хотя часто и недопонимают это. Потому тема данной  курсовой работы весьма актуальна в наши дни.

Цель данной работы провести анализ и выяснить сущность и содержание стратегического  управления; что такое стратегия  фирмы и как она вырабатывается, а также дать рекомендации по оптимизации  стратегического управления для  достижения предприятием максимальных результатов при постановке определенных  задач развития своего предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Возникновение потребности в стратегическом управлении

 

Возникновение и практическое использование методологии стратегического  управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде  организации. Суть стратегического  управления заключается в том, что, с одной стороны, существует четко  организованное комплексна стратегическое планирование, с другой – структура  управления организацией отвечает «формальному»  стратегическому планированию и  построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии  для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему  планов.

В развитии методологии стратегического  управления выделяют несколько этапов.

Управление на основе контроля за исполнением, при котором реакция  организаций на изменения появляется после совершения событий. Это реактивная адаптация, которая наиболее естественна  для организации, но требует много  времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии  и адаптацию к ней системы. В условиях нарастания темпов изменений  это неприемлемо.

Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать  путем экстраполяции прошлых  тенденций (долгосрочное планирование).

Управление на основе предвидения  изменений, когда начали возникать  неожиданные явления и темп изменений  ускорился, однако не настолько, чтобы  нельзя было вовремя предусмотреть  будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки  соответствуй щей стратегии (стратегическое планирование).

Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают  настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (стратегическое управление в реальном масштабе времени).

Долгосрочное и стратегическое планирование достаточно широко используются в практике управления многих крупных  организаций, хотя последнее внедрялось медленно и с большим трудом в  течение 20 лет.

В конце 60-х – начале 70-х  годов в нашей стране появился целый ряд интересных публикаций и многие отрасли приступили к  разработке долгосрочных планов развития производства. При этом субъектом  планирования являлось министерство, ведомство.

Это обстоятельство объясняет  причину недостаточной эффективности  этой работы в прошлом. Министерство не и мело достаточных возможностей, стратегической информации и времени  на эту работу из-за чрезмерной перегруженности  оперативными вопросами. План формировался как «жесткая конструкция», при которой  игнорировался основополагающий принцип  стратегического планирования –  адаптивность планов. Это важное, но не основное отличие долгосрочного  планирования от пришедшего ему на смену планирования стратегического.

Основное различие между  долгосрочным и стратегическим планированием  заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее  может быть предсказано путем  экстраполяции исторически сложившихся  тенденций роста.

Руководители организации  обычно исходят из того, что в  перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и эту посылку закладывают  в обоснование плана. Типичный результат  такой практики – постановка оптимистических  целей развития, с которыми не сходятся реальные результаты. Они могут быть выше, но чаще существенно ниже планируемых.

В системе стратегического  планирования не предполагается, что  будущее непременно должно быть лучше  прошлого и его можно изучать  методами экстраполяции. Поэтому в  стратегическом планировании важное место  отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение  тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в  конкурентной борьбе.

Известно, что термин "долгосрочное планирование" употребляют для  обозначения работ по планированию мероприятий, которые будут сказываться  на деятельности организации в долгосрочном аспекте. При этом в зависимости  от сферы деятельности эта перспектива  может охватывать 5, 10 лет или несколько  десятилетий.

Содержание определения  «долгосрочное планирование» во многом зависит от условий, в которых  оно осуществляется. То, что является долгосрочным для одной организации, может быть краткосрочным для  другой. Следовательно, плановый горизонт для разных организаций может  быть различным. В этом смысле использование  термина «стратегическое планирование»  представляется более предпочтительным, поскольку оно не вводит в заблуждение  относительно горизонта планирования и указывает на важность и сущность этой работы.

 

1.2. Сущность стратегического  управления и его характерные

особенности

Стратегическое управление появилось путем эволюционного  развития из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает все больший  интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении  принципиально новых стратегий. Что же представляет собой стратегическое управление?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала обратимся к рассмотрению организационного поведения коммерческих и некоммерческих организаций. Это необходимо потому, что имеется тесная связь между стилями организационного поведения и видами управления.

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход в  60—70-Х гг. для того, чтобы  отражать отличие управления, осуществляемого  на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость  проведения такого различия была вызвана  в первую очередь изменениями  в условиях ведения бизнеса.

В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому  управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства  на окружение для того, чтобы соответствующим  образом и  своевременно реагировать  на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный  внешней средой

Рассмотрим несколько  определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как  «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных  целей и в попытках достичь  желаемого состояния взаимоотношений  с окружением посредством распределения  ресурсов, позволяющего эффективно и  результативно действовать организации  и ее подразделениям».

По Хиггенсу, «стратегическое  управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с  ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор  решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных  для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического  управления или же на его отличия  от «обычного» управления. 

Следовательно, стратегическое управление можно определить как  такое управление организацией, которое:

-осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ,

-ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,

Информация о работе Стратегическое управление в АПК