Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель данной работы провести анализ и выяснить сущность и содержание стратегического управления; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается, а также дать рекомендации по оптимизации стратегического управления для достижения предприятием максимальных результатов при постановке определенных задач развития своего предприятия.
Введение……………………………………………………………………...…...3
1.Основные понятия и сущность стратегического управления…………………………………………………………………......6
1.1Возникновение потребности в стратегическом управлении……………......6
1.2Сущность стратегического управления и его характерные особенности.…8 2.Организационно-экономическая характеристика СХПК «Янгорчино» Вурнарского района ЧР…………..………………....19
2.1Краткая природно-экономическая характеристика хозяйства………….…19
3.Оптимизация стратегического управления: от планирования до реализации…………………………………………..34
3.1Анализ внутренней и внешней среды организации………………………..34
3.2Определение миссии организации…………………………………..………37
4.Стратегический этап разработки стратегии……………..….....40
4.1Оценка и контроль выполняемой стратегии……………………….……….40
4.2Стратегическое управление в АПК…………………………………...…….45
Выводы и предложения……………………….………………………....50
Список использованной литературы…………………………….…52
-опирается на человеческий потенциал, как основу организации.
Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:
-выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно хозяйственной деятельностью;
-создание центров руководства каждой стратегической целью;
-оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.
Это в совокупности позволяет организации выживать и развиваться, достигая своей цели в долгосрочной перспективе.
Характерные особенности и принципы стратегического управления.
Особенностями выработки стратегии является то, что она осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Исходя из необходимости
решения вышеперечисленных
На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом; рекомендация новых стратегий развития, создание новых видов изделий, совершенствование уже выпускаемой продукции, формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, а также разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.
Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуации (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач.
Эта система предусматривает следующее:
- проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических;
- доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:
а) самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода,
в) важные, но не срочные задачи,
требующие постоянного
г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним решений.
Срочные задачи передаются
немедленно проектным группам для
принятия по ним решений, а также
соответствующим оперативно-
Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы.
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом:
- Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.
- Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.
- Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.
- Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.
- Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых фирмы стремятся содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей.
- Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.
- Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы, как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний. Стратегию развития филиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направлениям определяет материнская компания: разработка новых видов продукции, расширение вертикальной интеграции, повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта; создание смешанных предприятий за рубежом; расширение зарубежных капиталовложений.
- Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала.
- Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий — сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.
- Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные риски и оценить выгоды. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей и используется наиболее часто крупными компаниями, выпускающими сложное оборудование и суда на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую малогабаритную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые электроприборы) и сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а риск зарубежных инвестиций велик.
- Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности: создание заграничного производства, экспорт в третьи страны товаров и услуг, заграничное лицензирование. Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.
В тех случаях, когда виды деятельности, которыми фирма занимается, перестают удовлетворять ее целям, осуществляется анализ путей диверсификации и определение новых видов деятельности, к которым следует перейти.
Стратегическое управление
представляет процесс, определяющий последовательность
действий организации по разработке
и реализации стратегии. Он включает
постановку целей, выработку стратегии,
определение необходимых
Выделяют два основных конечных продукта стратегического управления.
Один из них – потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем.
Что в этом контексте следует понимать под потенциалом организации? Со стороны «входа» этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации; со стороны «выхода» – из произведенной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей.
Важно заметить, что не всякая
продукция и услуги организации
могут быть включены в ее потенциал,
а лишь те, которые испытаны с
точки зрения потенциальной прибыльности.
Это означает, что продукция организации
создана на базе новых перспективных
технологий, обладает отличительными
особенностями и будет
-Общество
-Общественные потребности
-Людские ресурсы
-Информация
-Правила социального поведения
-Информация
-Природные ресурсы
-Продукция и услуги
-Финансы
-Преобразование ресурсов
Другим конечным
продуктом стратегического
Архитектонику организации составляют:
· технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;
· оборудование, его возможности и мощности по переработке и" передаче информации;
· уровень организации производства;
· структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения;
· организационные задачи отдельных групп и лиц;
· внутренние коммуникации и процедуры;
· организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.
Качество персонала определяется:
· отношением к изменениям;
· профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка и т. п.;
· умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности;
· умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений;
· мотивацией участия в стратегической деятельности и способностью преодолевать сопротивление.
Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности.
Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Краткая природно –
СХПК «Янгорчино» Вурнарского района Чувашской Республики в почвенного – географическом отношении расположен в центральной части Чувашской Республики. Хозяйство находится в 10 -12 км к северу – востоку от ст. Вурнары, в 7 км к северу – западу от разъезда Апнеры Горьковской железной дороги.
Центральная усадьба кооператива находиться при селении Янгорчино, расположено в 12 км от районного центра – поселка Вурнары и 98 км – от республиканского центра – город Чебоксары.
В состав хозяйства входят два населенных пункта: село Янгорчино и деревня Напольное- Тугаево. Сельскохозяйственная освоенность земель хозяйства очень высока, 95,2 % от общей площади землепользования занимают сельскохозяйственные угодья. В составе сельскохозяйственных угодий пашни занимают 92,4 %.
Гидрографическая сеть на территории хозяйства представлена небольшими речками Санаркой и Поштанаркой, а также многочисленными ручьями, являющимися их притокам.
Территории землепользования СХПК
«Янгорчино» относится к
В почвенном покрове хозяйства преобладают серые лесные почвы, преимущественно темно – серые лесные почвы тяжелого механического состава. На террасовых образованиях, вблизи речек, встречаются дерного – подзолистые почвы легкого механического состава.