Стратегии поведения российских фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей стратегий российских фирм на современном этапе.

В первой главе планируется раскрыть роль и сущность стратегии менеджмента. Кроме того, будут рассмотрены виды и дана характеристика стратегических альтернатив в менеджменте.

Во второй главе планируется показать, какие стратегии реализуются на различных этапах становления рынка: в переходный период, на рыночном этапе и в условиях кризиса, раскрыть суть этих стратегий и их значение для дальнейшего развития фирмы.

Содержание

Введение 2
1. Содержание, развитие и альтернативы стратегий менеджмента. 4
1.1. Роль, сущность и виды стратегий менеджмента 4
1.2. Процесс выбора и разработки стратегической альтернативы в менеджменте 11
2.Реализация стратегий на различных этапах становления рынка 18
2.1. Реализация стратегий в переходный период 18
2.2. Реализация стратегий на рыночном этапе 21
2.3. Реализация стратегий в условиях кризиса 25
3. Стратегии поведения российских фирм на примере ОАО «Газпром нефть» 28
Заключение 34
Список используемых источников 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент последняя.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     Следующая стадия выработки стратегии заключается  в доводке общей стратегии до уровня соответствия её целям развития организации. Методы доводки могут быть самые разнообразные. Для этого используют цели и задачи развития, все виды стратегической информации; портфельные матрицы, позволяющие уточнить положение организации или её отдельных СХП на рынке. Часто доводку стратегии осуществляют с помощью концепции жизненного цикла товара (спроса), которая позволяет увязать стратегию развития со структурой жизненного цикла товара. Если организация хочет выбрать стратегию роста, а выпускаемый ею товар находится на стадии насыщения своего жизненного цикла, за которой следует стадия спада, то очевидно, что фирме не следует связывать перспективы своего роста с этим товаром, а нужно позаботиться о разработке нового продукта или модернизации старого. [9]

     Кульминационным моментом выбора стратегии является анализ и оценка альтернативных вариантов. Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем.

     Таким образом, выбор стратегии должен быть основан на четкой концепции развития организации, а сама формулировка — однозначной и ясной, так как выбранная стратегия на длительное время ограничивает свободу действий руководства и оказывает глубокое влияние на все принимаемые им решения. Поэтому выбранная альтернатива тщательно исследуется и оценивается. При этом должны приниматься во внимание многочисленные факторы: риск, опыт прошлых стратегий, влияние владельцев акций, фактор времени и т.д.

    2.Реализация стратегий на различных этапах становления рынка

    2.1. Реализация стратегий в переходный период

     Одним из этапов развития экономики России считается этап 1985–1997 годов –  этап переходной экономики. Экономика переходного периода представляет собой экономическую политику государства в момент перехода от одной ступени развития к другой. В России это был переход от плановой экономики социалистического строя к рыночной экономике.

     Особенностью планирования для предприятия, в условиях перехода к рыночным отношениям, был поиск путей, направленных на создание конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях.

     К успеху в условиях жесткой конкурентной борьбы могут привести следование одной из рыночных стратегий функционирования:

     а) стратегия лидерства в снижении издержек;

     б) стратегия дифференциации;

     в) стратегия фокусирования.

     Стратегия лидерства в снижении издержек ориентирует  организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных издержках. [11]

     Реализация  такой стратегии на практике осложняется  рядом обстоятельств, в частности, инфляцией, обесценивающей получаемую прибыль, отсутствием однозначной связи в современных условиях между ростом масштабов деятельности и снижением затрат, невозможностью зачастую быстро переориентировать массовое производство следствие его инерционности, привлекательностью стратегии для конкурентов. [11]

     Суть  стратегии дифференциации состоит  в концентрации предприятия своих усилий в нескольких приоритетных направлениях, где оно пытается достичь превосходства над другими. Поскольку эти направления могут быть самыми разнообразными, то вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. В то же время дифференциация обычно связана со значительными затратами, поэтому даже при ориентации на нее предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

     Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого  рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одной из двух описанных выше стратегий. Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также возможности сравнительно легкого проникновения в этот сегмент конкурентов. [11]

     Предприятие не сумевшее направить свою стратегию  по одному из этих направлений, оказывается чрезвычайно уязвимым в стратегическом отношении. оно испытывает нехватку инвестиций и вынуждено сокращать масштабы своей деятельности.

     Не  менее важным в условиях выживания  является необходимость следования предприятия маркетинговым стратегиям. Можно выделить четыре основных вида маркетинговых стратегий:

     1. Недифференцированный маркетинг,

     2. Концентрированный маркетинг,

     3. Сегментация (позиционирование) товара,

     4. Дифференциация товара. [12]

     Недифференцированный  маркетинг включает такие характеристики как единообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров. Следуя этой стратегии, предприятие выпускает один или всего лишь несколько стандартных видов товаров, реализуемых на всех рынках однотипно.

     Преимуществами  такой стратегии являются большая  степень экономичности, так как издержки по производству товара и организации сбыта сведены к минимуму за счет больших масштабов производства. Недостатками является отсутствие возможности выйти на другие аналогичные сегменты рынка, то есть не используются благоприятные условия рыночной конъюнктуры, при этом повышен уровень риска. [12]

     Концентрированный маркетинг включает такие характеристики, как единообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров. В этом случае предприятие концентрирует свою деятельность на одном сегменте рынка. Преимущества: вследствие значительных масштабов производства затраты на производство товаров и рекламу сокращены (но в меньшей степени, чем при недифференцированном маркетинге). Недостатки: как и в случае недифференцированного маркетинга, отсутствует распределение риска. [12]

     Сегментация (позиционирование) товара включает такие характеристики, как различная номенклатура товаров, имеющая дивергентный характер. Компания производит разные виды товаров, каждый из которых направлен на удовлетворение соответствующего сегмента рынка со своими условиями конъюнктуры. Преимущества: широкая зона охвата рынка, высокая степень распределения риска. [14]

     Существенными недостатками стратегии являются значительные издержки на производство товарной единицы, большие расходы на рекламу.

     Дифференциация  товара - единообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров с “псевдодифференциацией”. Эта стратегия предполагает ряд характерных моментов:

  • компания производит в основном один и тот же товар, но с небольшими;
  • изменениями (например, с разной маркировкой, цветом и т.п.), в том числе;
  • в организации сбыта (в соответствии с сегментами рынка);
  • компания производит один и тот же товар, но с изменениями в области организации его сбыта. [14]

     Можно назвать следующие преимущества:

  • издержки на производство товарной единицы невысоки (в отличие от расходов на организацию сбыта);
  • большая доля охвата рынка.

     Но, поскольку объявленные преимущества продукции могут не соответствовать действительности, покупатели могут менять одну марку товара на другую, стремясь получить выгоду от обмена. Поэтому успех этой стратегии зависит от того, насколько потребитель верит, что объявляемые преимущества реальны. [14]

     В переходный период при разработке стратегии предприятия сталкиваются с рядом проблем формирующейся экономики. В таких условиях любой недостаток информации, либо её недостоверность может привести к плачевным результатам. Также, в такой ситуации необходимо проводить более осторожную, сдержанную политику с как можно более низким уровнем риска.

 
    2.2. Реализация стратегий на рыночном этапе

     Конкурентная  стратегия компании состоит из деловых  подходов и инициатив, которые она использует для привлечения потребителей, сопротивления конкурентному давлению и укрепления своих рыночных позиций.

     Конкурентная  стратегия имеет более узкие  рамки, чем общая стратегия компании (последняя более широкая) Конкурентная стратегия относится исключительно к управленческому плану, направленному на обеспечение успешной конкуренции и предоставление потребителю высшей ценности. [1]

     Поскольку руководители разрабатывают краткосрочные тактические и долгосрочные стратегические меры, соответствующие специфической ситуации их компании и состоянию рынка, существует бесчисленное число вариантов стратегий и различных их нюансов. Таким образом, можно сказать, что имеется столько же вариантов стратегий, сколько конкурентов присутствует на рынке. Однако если опустить тонкости несущественные различия, то можно установить, что при рассмотрении: 1) рыночных целей компании; 2) типа конкурентоспособности, которого компания хочет достичь. [1]

     Все стратегии можно разделить на пять групп, содержащих аналогичные подходы.

     1. Стратегия лидерства на основе  низких издержек. Стремление стать  поставщиком самых дешевых товаров и услуг, привлекательных для широкого круга потребителей.

     2. Стратегия дифференциации, или индивидуализации. Стремление индивидуализировать свою продукцию для того, чтобы она отличалась от продукции конкурентов и таким образом стала более привлекательной для широкого круга покупателей.

     3. Стратегия наилучшей стоимости.  Предложение потребителям большей реальной ценности денег с упором на сочетание низких издержек и дифференциации качества. Цель состоит в том, чтобы иметь наилучшие (наиболее низкие) издержки и цены, чем у продукции конкурентов, обладающей аналогичными свойствами и качеством.

     4. Стратегия концентрации на узком  сегменте или нише рынка на  основе низких издержек. Концентрация  на узком потребительском сегменте  и опережение конкурентов за счет более низких издержек.

     5. Стратегия концентрации на узком  сегменте или нише рынка на основе дифференциации. Предложение узкому сегменту рынка товаров и услуг, индивидуализированных, под его вкусы и потребности. [1]

     Стратегия лидерства на основе низких издержек.

     Стремление  быть производителем, имеющим самые  низкие издержки в отрасли, является мощным конкурентным подходом на рынках, где имеется много чувствительных к цене потребителей. Цель состоит в создании устойчивого преимущества в издержках перед другими конкурентами и использовании этого преимущества либо путем предложения более низких цен и увеличения, таким образом, своей доли рынка за счет конкурентов, либо путем получения большей прибыли за счет продажи по текущей рыночной цене. Преимущество в издержках позволяет обеспечить очень высокую прибыльность, если не будет использована агрессивная игра на понижение цен с целью отвлечения потребителей от конкурентов. Основа конкурентного преимущества в издержках лежит в достижении более низких затрат, чем у конкурентов. Успешными лидерами в издержках являются такие компании, которые находят пути управления затратами в своём бизнесе. [7]

     Стратегии дифференциации или  индивидуализации

     Стратегии дифференциации становятся привлекательными конкурентными подводами, когда потребности и предпочтения покупателей различаются настолько, что не могут быть удовлетворены стандартизированной продукцией. Чтобы добиться успеха в реализации стратегии дифференциации, компания должна тщательно изучать потребности и поведение покупателей и знать, что покупатели считают важным, что, по их мнению, является ценным и за что они готовы платить деньги. Сущность стратегии дифференциации заключается в нахождении уникального метода повышения ценности продукции для потребителя и обеспечении устойчивости такой ситуации. Затем компания должна включить один или, может быть, несколько таких свойств и характеристик, предпочитаемых покупателями, в свое предложение продукции или услуг, чтобы они стали определенно и очевидно отличными от предложений конкурентов. [7]

     Стратегия наилучшей стоимости.

     Эта стратегия направлена на предоставление потребителям большей стоимости денег. Идея состоит в создании высокой ценности, удовлетворяющей или превосходящей запросы потребителей по параметрам, относящимся к качеству, услугам, свойствам и эксплуатационным характеристикам, и превосходящей их ожидания относительно цены. Стратегическая цель заключается в том, чтобы стать производителем с низкими издержками продукции или услуг со свойствами выше среднего, а затем использовать преимущества низких издержек для сбивания цен на изделия конкурентов со сравнимыми свойствами. Такой конкурентный подход называется стратегией наилучшей стоимости, поскольку данный производится» имеет лучшие (меньшие) издержки, чем производители такой продукции, которая находится в сравнимом месте шкалы «качество - услуги - свойства - эксплуатационные характеристики». [7]

Информация о работе Стратегии поведения российских фирм