Стратегия и тактика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание

Практическая актуальность выбранной темы определяется необходимостью сохранения конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией, бизнеса требуют применения менеджерами методов и инструментов стратегического менеджмента.
Цель работы - на основе исследования стратегии и тактики выявить управленческую технологию и разработать рекомендации по ее применению.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………3
Глава 1. Стратегия и тактика - основные понятия, их место в процессе управления, формирование и выработка стратегии…6
1.1 Понятие стратегии и тактики в менеджменте………….……………6
1.2 Стратегия и тактики в процессе управления ………….………….11
1.3 Формирование и выработка стратегии ……………………………18
Глава 2. Стратегии управления кадровым резервом как технология повышения эффективности управления персоналом 26
2.1. Стратегии управления кадровым резервом как технология повышения эффективности управления персоналом 26
2.2. Рекомендации по эффективному применению стратегии и тактики…………………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………..….36
Список использованных источников и литературы..…………....37
Приложения ……………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

копия курс.docx

— 276.07 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

С.

Введение…………………………………………………………...………3

Глава 1. Стратегия и тактика - основные понятия, их место в процессе управления, формирование и выработка стратегии…………………………………………..…………………………….6

1.1 Понятие стратегии и тактики  в менеджменте………….……………6

1.2 Стратегия и тактики в процессе  управления ………….………….11

1.3 Формирование и выработка  стратегии ……………………………18

Глава 2. Стратегии управления кадровым резервом как технология повышения эффективности управления персоналом …….26

2.1. Стратегии управления кадровым резервом как  технология повышения эффективности управления персоналом ………………………26

2.2. Рекомендации  по эффективному применению стратегии  и тактики…………………………………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………..….36

Список использованных источников и литературы..…………....37

Приложения ……………………………………………………………40

 

Введение

 

 

Практическая  актуальность выбранной темы определяется необходимостью сохранения конкурентоспособности  компании в долгосрочной перспективе. Чрезвычайно быстрые изменения  деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией, бизнеса требуют применения менеджерами  методов и инструментов стратегического  менеджмента. Применяя научные методы моделирования стратегий, руководители  компаний получают новые возможности  быстро и эффективно определять сильные  и слабые стороны своих фирм, выйти  на новый уровень конкурентоспособности, увеличить прибыли и эффективность, устранять препятствия, мешающие формированию команд эффективных менеджеров, оценить  уровень развития своих менеджеров, развивать механизмы внутренней конкуренции.

Мировой опыт и исследования специалистов убедительно  показывают, что главным средством, определяющим результаты и эффективность  любой организации, а в конечном итоге, страны и общества в целом  является разработка и внедрение  успешной стратегии.

Фирмы, не использующие  принципы и методы стратегического менеджмента, уподобляются кораблям, идущим без компаса. Древнее  изречение гласит: «Кораблю не знающему, куда он плывет, ни один ветер не будет  попутным». Развитие наугад, без стратегического  прогнозирования и планирования, без использования научных методов  неизбежно ведет в потере компаниями конкурентоспособности и краху.

Сегодня многие руководители пришли к выводу, что стратегический менеджмент для  них является не роскошью, без которой  можно обойтись, а реальным средством  достижения поставленных целей, позволяющим  сделать компанию еще более успешной, обеспечить получение новых прибылей и увеличить ее стоимость.

Ключевым  элементом стратегического менеджмента  фирмы является стратегия, которая  определяет, как будут решаться главные  проблемы развития фирмы.

Сегодня каждая успешная компания разрабатывает  собственную систему стратегического  менеджмента, непрерывно ее совершенствует, инвестирует в нее большие  средства, рассматривая ее как важную часть своего неосязаемого капитала – интеллектуальных активов.

Стратегическое  управление призвано расширить горизонты  предвидения, усилить дальнозоркость и  тем самым создать возможность  своевременной ответной реакции  организации на те изменения, которые  происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в  научно-технической, экономической, социальной и политических сферах.

Формирование  стратегии – это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого  универсального стратегического управления. Каждая фирма (организация) уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Цель  работы - на основе исследования стратегии  и тактики выявить управленческую технологию и разработать рекомендации по ее применению.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

-дать  понятия стратегии и тактики в менеджменте;

-проанализировать стратегию и тактику в процессе управления организацией;

-выявить стратегии управления кадровым резервом как технологию повышения эффективности управления персоналам стратегии;

-разработать  рекомендации по эффективному  применению стратегии и тактики в процессе управления.

Объектом работы является социальная организация.

Предметом исследования является влияние стратегии и тактики на процесс управления .

Данная  проблема имеет те только практическое значение,  но и теоретическое. Об этом свидетельствует внимание к  этой проблеме таких ученых как Ю. А. Маленкова, Л.Г. Зайцева. М.И. Соколовой, Дж. Дэвид Хангера, Томас Л. Уилена,

Структура работы состоит введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.

 

Глава 1. Стратегия и тактика - основные понятия, их место в процессе управления, формирование и выработка стратегии

 

 

1.1. Понятие стратегии и тактики в менеджменте

 

 

Наиболее  важным для эффективного развития компаний оказался такой фактор как «Разработка  и поддержание четко сформулированной и сконцентрированной стратегии». Успеха достигают те компании, которые отчетливо  представляют свою стратегию, умеют  обеспечить ее разработку и внедрение.1

Понятие «стратегия» (греч. Strategia, от stratоs – войско и ago-веду) означает искусство полководца. Это понятие трактуется также как искусство ведения крупных военных операций и наука о подготовке и ведении войны.

В гомеровское  время элементы стратегии были довольно примитивными. При проявлении в конце  I в. до н.э. разведки и боевого охранения начали различать наступательную и оборонительную стратегии.

В ходе Греко-персидских войн греки разработали основы стратегического  руководства: определение характера  будущей военной компании (подготовка флота и сухопутного войска); выбор  места главного сражения и момента  контрнаступления; определения главного удара; взаимодействие армии и флота  и т.д.

Дальнейшее  развитие понятие «стратегия» получило при Александре Македонском (256-323 до н.э.0. особенностью его стратегии  были, во-первых, материальное обеспечение  войска (создание промежуточных баз  и обеспечение тыла) и, во-вторых, дерзость планов и действий при их осуществлении.

Последующая практика в разных странах показала, что понятия «стратегия» и  «стратег» не являются целиком и  полностью военными. Они начали использоваться и в гражданской области применительно  к деятельности руководителей различных  сфер и уровней управления.

Если  рассматривать деятельность стратега в любой сфере - государственной, военной, деловой, партийной,- то можно  заметить, что стратегия по своей сути предполагает определение «направлений главных ударов», которые имеют необходимое ресурсное обеспечение.2

Стратегия фирмы – это развернутый всесторонний план, показывающий, как фирма добьется выполнения своей миссии и целей. Она максимально использует конкурентное преимущество и минимизирует конкурентные слабости.3

 Стратегия - интегрированная  модель действий, предназначенных  для достижения целей предприятия.  Содержанием стратегии служит  набор правил принятия решений,  используемый для определения  основных направлений деятельности.

В литературе существует два противоположных  взгляда на понимание стратегии: 1) стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной  долгосрочной цели и он базируется на условии, что все изменения  в среде предсказуемы, детерминированы  и поддаются полному контролю и управлению; 2) стратегия дает ответ  на вопрос: каким способом, с помощью  каких действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся среды и конкурентного  окружения?4

Различные определения стратегии, расходясь в отдельных аспектах, сходятся в главном, представляя  ее как выбор целей, видов и  сфер деятельности, построение плана  действий и решений по достижению поставленных стратегических целей.

М. Портер  предложил определять стратегию на основе классического  подхода: «Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести  конкуренцию, каким должны быть его  цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей», а конкурентную стратегию  представлять в виде «комбинаций  целей (результатов), преследуемых фирмой и средств (методов), с помощью  которых она намерена достичь». Формулировку стратегии М. Потер предлагает осуществлять на основе четырех ключевых факторов: преимущества и слабости компании, возможности и угрозы для отрасли, индивидуальные ценности ключевых исполнителей, широкие социальные ожидания.

Г. Минтцберг дал обобщенное определение  стратегии как совокупности пяти П: «планы по достижению долгосрочных целей, принцип поведения или  следования некоторой модели поведения, позиция, расположение отделенных товаров  на конкретных рынках, перспектива, ловкий прием или маневр». Также он видит  сущность стратегии как «единой, интегрированной модели принятия общих  для всей организации решений».

И. Ансофф акцентировал связь стратегии  с системным подходом и ростом «Стратегия – это системный подход, обеспечивающий сложной организации  сбалансированность и общее направление  роста».

М. Портер, один из основоположников современной теории конкуренции, определяет стратегию как искусство создавать отличия от других конкурентов, умение достигать конкурентных преимуществ и поддерживать их.

Под стратегией также понимают результаты планирования будущего организации. Например, С. Левицки: «Стратегия – это набор документов и концепций, формирующих план на будущее организации, а стратегический анализ позволяет определить переход к желаемому будущему состоянию».

Стратегия устанавливает связь  текущего состояния организации  с ее будущем состоянием.5

Основные отличительные особенности  стратегии выделил И. Ансофф в  своей книге "Стратегическое управление", 1989 г.:

1. Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений,  продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций  фирмы. 

2. Сформулированная стратегия должна  быть использована для разработки  стратегических проектов методом  поиска. Роль стратегии в поиске  состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание  на определенных участках и  возможностях; во-вторых, отбросить  все остальные возможности как  несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в стратегии  отпадает, как только реальный  ход развития выведет организацию  на желательные события. 

4. В ходе формулирования стратегии  нельзя предвидеть все возможности,  которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий.  Поэтому приходится пользоваться  сильно обобщенной, неполной и  неточной информацией о различных  альтернативах. 

5. Как только в процессе поиска  открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная  информация. Однако она может  поставить под сомнение обоснованность  первоначального стратегического  выбора. Поэтому успешное использование  стратегии невозможно без обратной  связи. 

6. Поскольку для отбора проектов  применяются как стратегии, так  и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но  это разные вещи. Ориентир представляет  собой цель, которую стремится  достичь фирма, а стратегия  – средство для достижения  цели. Ориентиры – это более  высокий уровень принятия решений.  Стратегия, оправданная при одном  наборе ориентиров, не будет таковой,  если ориентиры организации изменятся. 

Информация о работе Стратегия и тактика в менеджменте