Стратегия и тактика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание

Практическая актуальность выбранной темы определяется необходимостью сохранения конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией, бизнеса требуют применения менеджерами методов и инструментов стратегического менеджмента.
Цель работы - на основе исследования стратегии и тактики выявить управленческую технологию и разработать рекомендации по ее применению.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………3
Глава 1. Стратегия и тактика - основные понятия, их место в процессе управления, формирование и выработка стратегии…6
1.1 Понятие стратегии и тактики в менеджменте………….……………6
1.2 Стратегия и тактики в процессе управления ………….………….11
1.3 Формирование и выработка стратегии ……………………………18
Глава 2. Стратегии управления кадровым резервом как технология повышения эффективности управления персоналом 26
2.1. Стратегии управления кадровым резервом как технология повышения эффективности управления персоналом 26
2.2. Рекомендации по эффективному применению стратегии и тактики…………………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………..….36
Список использованных источников и литературы..…………....37
Приложения ……………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

копия курс.docx

— 276.07 Кб (Скачать документ)

Стратегический  контроль не направлен на выяснение  того, правильно или неправильно  осуществляется реализация стратегии. Его задачей является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к  достижению поставленных целей. Эта задача и определяет то, как строится система стратегического контроля.26

Таким образом, в своей основе стратегия необходима для определения намерений компании (стратегическое намерение) и распределения  или соотнесения ее ресурсов с  возможностями (стратегия ресурсной  базы) и достижения стратегического  соответствия между ними. Эффективная  разработка и реализация стратегии  зависят от стратегической способности  компании, под которой понимается не только способность формулировать  стратегические цели, но и способность  разрабатывать и реализовывать  стратегические планы в процессе стратегического менеджмента.

 

 

Глава 2. Стратегии управления кадровым резервом как технология повышения эффективности управления персоналом

 

 

2.2 Стратегии управления кадровым  резервом как  технология повышения  эффективности управления персоналом

 

 

В последние  десять лет в исследованиях ученных  западных стран проявилась линия  развития стратегического управления персоналом - происходит растущее сближение  областей исследования стратегического  менеджмента и стратегического  управления человеческими ресурсами.27

Управление  кадровым резервом – устоявшееся  понятие в науке и практике управления персоналом и неотъемлемая часть системы управления персоналом.

Кадровый  резерв - это группа руководителей  и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям к должностям кадрового  резерва.

На стадии бурного роста рынка возник серьезный  дефицит в профессионалах в разных областях деятельности. Только выращивание  собственных профессионалов может  обезопасить компании от возникновения  незакрываемых вакансий. При кризисе  сохранение собственного кадрового  потенциала дает возможность эффективно использовать наиболее квалифицированные  человеческие ресурсы и достаточно безболезненно для бизнеса расставаться с наименее эффективными сотрудниками.

Цели создания и управления кадровым резервом:

- обеспечение  устойчивых конкурентных преимуществ  компании в области человеческого  капитала;

- формирование  оптимальной структуры персонала,  способного обеспечить достижение  стратегических целей компании.

Это станет реальным, если в результате развития системы кадрового резерва можно  заполнять потребности в обеспечении  новых целей и задач или  потребности проектов, а также возникшие позиции – внутренними специалистами, наиболее эффективными на данной позиции.

В теории и практике управления кадровым резервом существуют несколько подходов к  классификации кадрового резерва, которые представлены в приложении 4.

Наиболее  оптимальным является выделение  следующих категорий кадрового  резерва, которое позволяет объединить все достоинства планирования замещений, планирования преемственности и  управления талантами.

Стратегический  резерв – кадровый резерв, который будет проходить многоступенчатую систему развития, часто не привязанную к подготовке на замещение конкретных должностей. К этой категории как правило, и относятся резервисты с высоким потенциалом (HiPo) и талантливые сотрудники (talent pool). Развитие данной категории резерва относится к процессам управления талантами, планирования преемственности и к стратегическому управлению человеческими ресурсами.

Оперативный резерв - кадровый резерв на замещение конкретных должностей в конкретные сроки. Это наиболее привычное понимание кадрового резерва в системе управления персоналом, не имеющее, как правило, долгосрочной нацеленности на реализацию стратегических целей компании. Подготовка данной категории резерва относится к процессам планирования замещения ключевых должностей и планирования преемственности

Исходя из категорий кадрового  резерва можно сформулировать для  каждой категории основные стратегии  управления кадровым резервом:

Стратегический резерв:

1. наилучшее развитие  и применение личностного потенциала  резервистов; 

2. наилучшее развитие  и использование профессионального  или управленческого потенциала  резервистов.

Выбирая стратегию наилучшего развития и применения личностного  потенциала резервистов компания реализует  ее двумя путями:

-выявляет талант кандидата  на входе в компанию, подбирая  позицию под талант человека;

- определяет, в чем именно  талантливы уже работающие сотрудники, и перемещает  их на лучшую  для них должность.

 Если компания выбирает стратегию управления талантами, она должна быть готова к большому количеству внутренних ротаций, пока талант не найдет себя и свое место в компании, риск ошибки также очень высок.

Принципы формирования такого подхода  определяют, что лучшей стратегией является предоставление возможностей сотрудникам заниматься тем, в чем  они талантливы, от чего выигрывает и сам сотрудник, и компания.

Такой подход эффективен при взаимодействии с вузами и при найме выпускников. В этом случае инвестиции не столь  значительны, а риск невозврата инвестиций или ошибок найма не столь высок, что позволяет готовить несколько  больше талантливых потенциальных  резервистов, чем реально сегодня  требуется компании, с расчетом на долгосрочное развитие, чтобы выявить  настоящих самородков.

При выборе стратегии наилучшего развития и использования профессионального  или управленческого потенциала резервистов важен большой потенциал  к развитию хотя бы одной из корпоративных  компетенций (управленческих или профессиональных). При таком подходе у HR появляются понятия «ключевой персонал» (или  «таланты»), которому компания уделяет  максимальное внимание, и «остальной персонал».

Эта стратегия популярна и в  России, и за рубежом, так как большинство  крупных российских компаний осознали необходимость подготовки резервистов  не только на средние управленческие должности, но и на самые высокие  позиции. Эта стратегия требует  очень высоких инвестиций в резервистов, поэтому основным принципом является индивидуальный подход к каждому  тщательно отобранному резервисту.

Оперативный резерв:

1. Проявление природных возможностей  резервистов без создания особых  условий для развития.

В реальности эта стратегия весьма распространена в средних, бурно  развивающихся компаниях, которые  не строят специальную систему работы с кадровым резервом, а ориентируются  на выживших сильнейших сотрудников. Исходят они из того, что талантливый человек с хорошим потенциалом пробьется всегда, его невозможно не заметить и не оценить как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном, хотя в большей степени таких пробившихся чаще используют на замещении возникающих вакансий, а не задумываются об их дальнейшем развитии. Инвестиции в этом случае практически отсутствуют, чем и объясняется живучесть такой стратегии.

2. Создание резерва замещения  на максимальное количество должностей.

Основной принцип данной стратегии  — формирование резерва под максимальное количество должностей, кроме самых  нижних уровней вспомогательного персонала. Компании важно, чтобы не было простоев позиции в случае ухода человека или возникновения новой позиции, возникшую пустоту сразу же заполняют  внутренними резервами. В таких  компаниях подбор с внешнего рынка  идет в основном на низовые позиции, после чего сотрудников развивают  для роста вверх или по горизонтали. Построение системы кадрового резерва  чаще всего начинается именно с этой стратегии.

Для достижения стратегических целей компании, в  особенности крупных компаний, наиболее эффективным является сочетание  нескольких стратегий управления кадровым резервом. Например, стратегия наилучшего развития личностного потенциала сотрудника и стратегия замещения на максимальное количество позиций даст возможность, как обеспечить решение неотложных задач укомплектования кадрового  состава, так и обеспечить разработку и реализацию долгосрочных целей  талантливыми сотрудниками из стратегического  резерва.28

Чтобы измерять эффективность кадровой стратегии, необходимо знать, какие инструменты  можно для этого использовать.

Для этого  используют метод бенчмаркинга. Этот метод основам на четких принципах: взаимность, аналогия, измерение, доверенность. Бенчмаркинг управления персоналом широко используется в крупных российских компаниях с целью изучения лучшего  опыта аналогичных организаций. Полученные данные применяются для  решения следующих задач:

- определение  кадровой стратегии;

-выбор  показателей определения эффективности  человеческого ресурса;

- установление  плановых значений КПЭ управления  персоналом.

Данный  метод используется, как правило  в дополнение к другим способам оценки эффективности служб персонала, т.к.требует значительных ресурсов на сбор или покупку информации, а также имеет серьезные ограничения  по использованию данных международных  компаний в практике российских организаций.

Кроме бенчмаркинга применяется метод оценки отдачи, которую получит компания на каждый рубль инвестиций, вложенных в  персонал. Выделяются следующие разновидности  метода:

1. «Простая»  отдача от инвестиций (Simple HR ROI).

2. Методика  Джека Филипса.

3. Методика  Яка Фитц-енца

Применять методы бенчмаркинга и оценки службы персонала по функциональным показателям  может любая компания, вне зависимости  от своего размера и величины оборотов. Что касается метода оценки инвестиций – для его применения требуется  финансовая подготовка менеджера по персоналу или наличие планово-экономического отдела.29

Так же используются методы оценки с точки зрения  управления результативностью –  управление по целям, система ключевых показателей эффективности, система  сбалансированных показателей.

Выбирая систему оценки эффективности кадровой стратегии, компании обычно начинают с системы  управления по целям, а затем, накопив  опыт, переходят к системе ключевых показателей эффективности. Что  касается системы сбалансированных показателей, то чаще используются ее элементы, в частности, разбиение  стратегических целей УЧР по перспективам. В целом же, «бум» внедрения  ССП прошел, и компании, внедрявшие ее, из-за сложности и трудозатратности постепенно вернулись к КПЭ. Построение КПЭ и ССП требует ведения  прозрачного учета в организации, наличия системы стратегического  управления, а также высокого уровня автоматизации, что присуще крупным предприятиям.30

 

2.2 Рекомендации по эффективному  применению стратегии и тактики.

 

 

Задача  стратегического управления заключается  в поиске и закреплении долгосрочных преимуществ — за счет анализа, проб и ошибок, уникальной отраслевой и  управленческой экспертизы. Причем одинаково  важны и разработка стратегии  и качество ее исполнения.

Именно  реализация стратегии является самым  сложным в стратегическом управлении. Давление различных групп заинтересованных в бизнесе лиц, динамика внешней  среды и открывающиеся возможности  ведут к дрейфу стратегических целей  с высоким риском утраты фокуса бизнеса. Реализация стратегии часто требует  изменения устоявшегося порядка  вещей, а неизбежное при изменениях организационное сопротивление  тормозит реализацию стратегий.

Разрабатывайте  реалистичную стратегию.

В стратегической игре выигрывает игрок, лучше всего  понимающий правила игры или создающий  их сам. Хочешь узнать будущее —  создай его сам. Или же довольствуйся  тем, что его создадут другие, —  для себя.

Разработка  стратегии — это тема для отдельного разговора. Отметим только, что если направление выбрано неверно, а  стратегия ошибочна, то неважно, с  какой скоростью фирма двигается. Чем сложнее бизнес, тем труднее  учитывать все значимые факторы, влияющие на него. Сложность заключается  еще и в том, что носителями знаний о силах, влияющих на бизнес, и о динамике этих сил могут  быть самые разные люди — как  в организации, так и вне ее.31

Люди  и коллективы часто путают цель и  план достижения цели (стратегию), что  нередко ведет к изменению  целей, тогда как достаточно изменить план. Поэтому формулировка цели рассматривается  как важнейшая составляющая разработки стратегии.

Эффективное стратегическое планирование не только учитывает то, как стратегия будет  реализовываться, но и формулирует  ее на языке контроля эффективности  реализации. Использование системы  показателей на этапе разработки стратегии позволяет: а) сократить  время на принятие решений; б) учесть все значимые факторы и обстоятельства; в) обеспечить возможность выполнения решения.32

Сохраняйте  стратегический фокус.

Фокус дает главное – критерии для принятия решений об использовании или  отклонении возможностей и ранжировании возможностей и рисков. Заострение внимания на стратегическом фокусе позволяет  правильно относиться к новым (модным) теориям и инструментам управления.

Так, с  появлением концепций реинжиниринга  бизнес-процессов многие предприятия  приступили к комплексной перестройке  процессов. Во многих случаях были перекроены эффективные и даже уникальные для  отрасли процедуры, а результатом  стало разочарование в концепции  реинжиниринга, потеря времени и  денег.

Информация о работе Стратегия и тактика в менеджменте