Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:26, курс лекций
В отличие от оперативного, такое управление имеет не реактивный, а упреждающий характер. Речь идет о действиях в настоящем, предопределяющих выживаемость фирмы в будущем. Менеджеры на основе прогноза ситуаций, в которой будет функционировать и развиваться компания и ее окружение, предваряют своими решениями те или иные события, а не просто реагируют на них по мере возникновения.
Сущность концепции
Теоретическими основами при этом послужили концепции:
1) «корпорации, ориентированной
на будущее»; она получила распространение
в середине 1960-х гг. и рассматривала
внутреннюю структуру фирмы и
окружающую ее социально-
2) «управления по целям»;
предполагалось, что цели (например,
подразделений) корректируются, исходя
из реальных обстоятельств и
возможностей персонала их
3) «ситуационного подхода»;
в соответствии с ним
4) «экологической школы»,
ставившей вопрос об
5) «обслуживающих среду
организаций»; в центре было положение
о необходимости адаптации
) «маркетинга», говорившая
о том, что фирма должна не
навязывать рынку свои товары,
а исходить в своей
7) «стратегического планирования»
Сущность, предмет и задачи стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент решает задачи:
- преодоления кризисного
состояния фирмы, вызванного
- обеспечения жизнеспособности в любой самой неожиданной ситуации;
- создания условий
В отличие от оперативного,
такое управление имеет не реактивный,
а упреждающий характер. Речь идет
о действиях в настоящем, предопределяющих
выживаемость фирмы в будущем. Менеджеры
на основе прогноза ситуаций, в которой
будет функционировать и
Основными принципами стратегического управления являются:
1) Предположение о единстве
компании и окружающей среды,
используемое при постановке
основных целей и задач,
2) Ориентация на реализацию
видения будущего, миссии фирмы,
ее глобальных качественных
3) Учет при формировании
и выборе стратегий
На сегодняшний день
выявилось два подхода к
Традиционный подход предполагает, что фирмы используют свои сильные стороны для стратегического прорыва в существующей конкурентной среде, тех возможностей, которые перед ними открываются.
Современный подход состоит в том, что компании, манипулируя своими ресурсами, сами формируют для себя такое внешнее окружение, запросы которого они могут удовлетворить с наибольшей выгодой для себя. Например, монополии, сокращая предложение производимой ими продукции и создавая искусственный дефицит, имеют возможность завышать цены и извлекать сверхприбыль.
Иными словами, акценты постепенно смещаются от действий, связанных с подготовкой к будущему, к действиям по его целенаправленному формированию. Опора при этом делается на персонал как ценнейший ресурс фирмы, информационные системы, постоянные структурные перестройки.
Предметом стратегического менеджмента является стратегический процесс, который включает следующие этапы:
1) исследование внутренней и внешней среды фирмы, в рамках которой она действует (стратегический анализ);
2) определение миссии, постановка
целей, формулирование
3) разработка новой
.
В основе стратегического
менеджмента лежат
Стратегические решения – это управленческие решения, которые:
К числу стратегических решений можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новая технология);
- организационные изменения
(изменения ОПФ предприятия,
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий и т.д.
Этапы развития корпоративного планирования
Появление приемов стратегического менеджмента и их использование на практике легче всего понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
Бюджетирование. До второй мировой войны специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование, связанное с расчетами соответствующих показателей, ведением форм финансовой отчетности, ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели.
Бюджеты составлялись,
во-первых, по каждой из крупных производственно-
Долгосрочное планирование. В 1950-х - начале 1960-х гг. характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования. Основная идея метода – составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главный показатель – прогноз продаж – базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее, на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. Этот подход широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства, а не объемы продаж, как в рыночной экономике.
Стратегическое планирование. В конце 1960-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась. По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами. Таким образом, оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. В различном понимании менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного планирования от стратегического. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ, как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику и поведение конкурентов.
Стратегический менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
И. Ансофф рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем, осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
Перефразируя П. Друкера, И. Ансофф пишет: «Стратегическое планирование – это управление по планам, а стратегический менеджмент – это управление по результатам» [7, с.20]. Таким образом, акцент в стратегическом менеджменте делается на постоянном слежении за внешней средой и получаемыми результатами, т.к. в современных условиях увеличивается неопределенность внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях в ней, что приводит к необходимости иметь чувствительные подсистемы отслеживания изменений во внешней среде.
Стратегические решения
В основе стратегического
менеджмента лежат
Стратегические решения – это управленческие решения, которые:
1 ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
2 сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3 связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств
(новая продукция, новая
- организационные
изменения (изменения ОПФ
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий и т.д.
Основные признаки стратегических решений:
1 Они инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга.
2 Направлены на перспективные цели предприятия, на будущее, а не на настоящее, и являются, следовательно, неопределенными по своей природе.
3 Отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль.
4 Результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты его принятия, нет жестких временных рамок реализации и долгосрочные последствия.
5 Субъективны по своей природе, не поддаются объективной оценке.
Например, решение
руководителя предприятия выйти
на новые рынки относится к
числу стратегических решений и
обладает всеми присущими им особенностями:
оно направлено на перспективные
цели, связанные с будущими возможностями;
имеется несколько
Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента