Сущность концепции стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:26, курс лекций

Описание

В отличие от оперативного, такое управление имеет не реактивный, а упреждающий характер. Речь идет о действиях в настоящем, предопределяющих выживаемость фирмы в будущем. Менеджеры на основе прогноза ситуаций, в которой будет функционировать и развиваться компания и ее окружение, предваряют своими решениями те или иные события, а не просто реагируют на них по мере возникновения.

Работа состоит из  1 файл

госы стратегический менеджмент .docx

— 308.12 Кб (Скачать документ)

Важный момент, на который следует обратить внимание при проведении портфельного анализа, связан с необходимостью тщательного  анализа всех параметров. Так, на одном из алтайских предприятий, производящем наряду с прочей продукцией стиральные машины, решили прекратить производство стиральных машин, так как они не давали прибыли, их доля на рынке была невелика. На первый взгляд, эта продукция по Бостонской матрице относится к товарам-«собакам». Но по второму параметру (темпы роста рынка) стиральные машины относятся к перспективной продукции, спрос на которую довольно стабилен. Однако выпускаемая продукция оказалась неконкурентоспособной на рынке по ряду характеристик, поэтому ее скорее можно отнести к проблемным товарам: рынок перспективен, но для получения дохода нужны вложения средств с целью модификации продукции в соответствии с требованиями рынка. Естественно, что такой качественный анализ должен подкрепляться количественным (расчетами); в частности, необходимо составить бизнес-план, чтобы определить, сколько именно средств потребуется, на какой срок и т. д.

Следует помнить, что, когда планируется перераспределение  или вложение средств в определенный продукт или стратегическую единицу  бизнеса, должен быть обязательно составлен  детальный бизнес-план развития продукта или бизнес-единиц.

Матрицы McKincey - General Electric и фирмы Arthur D. Little

 

Другая разновидность  портфельной матрицы, получившая название «экран бизнеса», была разработана  консультационной группой McKincey совместно с корпорацией General Electric. Она состоит из девяти частей и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и «силе» конкурентной позиции стратегической единицы бизнеса.

Модель McKincey включает в рассмотрение существенно больше данных, чем Бостонская матрица. Фактор роста рынка трансформировался в данной модели в многофакторное понятие «привлекательность рынка (отрасли)», а фактор доли рынка — в стратегическое положение (конкурентные позиции) бизнес-единиц. Причем специалисты McKincey считают, что факторы, определяющие привлекательность отрасли и позиции бизнеса на отдельных рынках, различны. Поэтому при анализе каждого рынка следует вначале выделить факторы, в наибольшей степени отвечающие специфике данного рынка, а затем постараться объективно оценить их, используя три уровня: низкий, средний, высокий. Возможный список таких факторов приведен в табл. 5.3.

Наиболее характерные  положения находятся в угловых  квадрантах матрицы. Промежуточные позиции часто трудно интерпретировать, так как высокая оценка одного параметра может сочетаться с низкой оценкой другого либо имеются средние оценки по всем критериям.

Таблица 5.3

Факторы привлекательности  рынка и стратегического положения  бизнеса

 

Привлекательность рынка

Стратегическое положение

Характеристика рынка (отрасли)

Размер рынка (внутреннего, мирового)

Темпы роста рынка (желательно за последние 10 лет)

Географические преимущества рынка

Динамика цен, чувствительность рынка  к ценам

Размеры ключевых сегментов рынка  Цикличность рынка (ежегодные колебания  продаж)

Важность внешних рынков

Другие возможности и угрозы отраслевого окружения

Доля рынка, контролируемая фирмой

Темпы роста стратегической единицы  бизнеса

Конкурентоспособность фирмы

Характеристика продуктового ассортимента

Эффективность системы маркетинга

Факторы конкуренции

Уровень конкуренции на рынке

Тенденции изменения числа конкурентов

Преимущества лидеров отрасли  Чувствительность к товарам-заменителям

Относительная доля рынка (обычно оценивается  доля внутреннего рынка и доля рынка относительно трех главных  конкурентов)

Потенциал фирмы и ее конкурентные преимущества

Финансово-экономические факторы

Барьеры входа и выхода из отрасли

Уровень загрузки производственных мощностей

Отраслевой уровень рентабельности

Структура отраслевых затрат

Уровень использования мощностей  фирмы

Уровень рентабельности

Технологическое развитие

Структура затрат фирмы

Социально-психологические факторы

Социальная среда

Юридические ограничения бизнеса

Корпоративная культура

Эффективность работы сотрудников

Имидж фирмы


Основные стратегические альтернативы данной матрицы таковы:

инвестировать, чтобы удерживать занятую позицию  и следовать за развитием рынка;

инвестировать в целях улучшения занимаемой позиции, смещаясь по матрице вправо, в сторону повышения конкурентоспособности;

инвестировать, чтобы восстановить утерянную позицию. Такая стратегия трудно реализуема, если привлекательность рынка слабая или средняя;

снизить уровень  инвестиций с намерением «собрать урожай», например путем продажи бизнеса;

деинвестировать и уйти с рынка (или из рыночного  сегмента) с низкой привлекательностью, где предприятие не может добиться существенного конкурентного преимущества.

 

Для построения матрицы  рекомендуется выполнить следующие  шаги.

1. Оценить привлекательность  отрасли, выполнив следующие процедуры:

а) выбрать существенные критерии оценки (ключевые факторы  успеха для данного отраслевого  рынка);

б) присвоить вес каждому  фактору, который отражает его значимость в свете корпоративных целей (сумма  весов равна единице);

в) дать оценку рынка по каждому из выбранных критериев  от единицы (непривлекательный) до пяти (очень привлекательный);

г) умножив вес на оценку и просуммировав полученные значения по всем факторам, получим взвешенную оценку/рейтинг привлекательности  рынка данной бизнес-единицы (табл. 5.4).

Рейтинги привлекательности  отрасли (конкурентной позиции бизнес-единицы) ранжируются от единицы — привлекательность  низкая (конкурентные позиции слабые) до пяти — высокая привлекательность  отрасли (очень сильная конкурентная позиция бизнеса), оценка «три» выставляется для средних значений ключевых параметров.

Оценить «силу» бизнеса/конкурентную позицию с использованием процедуры, аналогичной описанной на предыдущем этапе. В результате получается взвешенная оценка или рейтинг конкурентной позиции анализируемой стратегической единицы бизнеса.

Все подразделения корпоративного портфеля, проранжированные на предыдущих этапах, позиционируются, и их параметры  вносятся в матрицу. При этом координаты центров каждой окружности совпадают с вычисленными на этапах I и 2 параметрами соответствующих бизнес-единиц. Построенная таким образом матрица характеризует текущее состояние корпоративного портфеля.

 

Таблица 5.4

Пример оценки привлекательности  отрасли

 

Критерии

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Размер

0,15

4

0,6

Темп роста

0,25

3

0,75

Структура конкуренции

0,15

3

0,45

Отраслевая рентабельность

0,25

3

0,75

Чувствительность к инфляции

0,1

2

0,2

Энергоемкость

0,1

4

0,4

Суммарная взвешенная оценка

   

3,15


4. Анализ корпоративного  портфеля можно считать завершенным,  только когда его текущее состояние  проецируется в будущее. Для этого следует оценить влияние прогнозируемых изменений внешней среды на будущую привлекательность отрасли и конкурентную позицию стратегической единицы бизнеса. Менеджеры должны понять, произойдет ли в будущем улучшение или ухудшение корпоративного портфеля? Существует ли разрыв между его прогнозируемым и желаемым состоянием? Если ответ положителен, то ожидаемый разрыв должен служить стимулом для пересмотра корпоративной миссии, целей и стратегий.

В целом данная матрица  является более совершенной, так  как в ней рассматривается  существенно большее число факторов, в силу чего она не приводит к  столь упрощенным выводам, как Бостонская матрица. Она более гибкая, так как показатели выбираются исходя из конкретной ситуации. Однако в отличие от матрицы БКГ в ней отсутствует логическая связь между показателями конкурентоспособности и денежными потоками. Поскольку данный метод не исходит из какой-либо частной гипотезы, то область его применения шире. Вместе с тем некоторые исследователи отмечают, что в противоположность матрице БКГ получаемые результаты основаны на субъективных оценках. Для повышения объективности оценок рекомендуется привлекать группу независимых экспертов.

Основные общие недостатки методов портфельного анализа, которые  присущи и матрице McKincey:

трудности учета  рыночных отношений (границ и масштаба рынка), слишком большое количество критериев. По мере роста числа факторов более сложной проблемой становится их измерение;

субъективность  оценок позиций СЕБ;

статичный характер модели;

слишком общий  характер рекомендаций, трудности выбора стратегий из множества вариантов.

 

Матрица фирмы Arthur D. Little (ADL/LC)

 

В основе подхода к портфельному анализу фирмы Arthur D. Little лежит концепция  жизненного цикла отрасли или  бизнес-единицы, в соответствии с  которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость, спад. Другим параметром является конкурентная позиция  бизнеса: ведущая (доминирующая), сильная, благоприятная (заметная), прочная или  слабая (в принципе, может быть шестая конкурентная позиция — нежизнеспособная, которая, однако, чаще всего не рассматривается). Конкурентные позиции характеризуются следующим образом (табл.5.5).

Сочетание четырех стадий жизненного цикла отрасли и пяти конкурентных позиций дает в итоге  матрицу ADL размерности 4x5, которая дополняется  тщательно продуманным набором  стратегических решений. Для использования матрицы необходимо определить переменные, которые характеризуют стадию жизненного цикла (ось Y), и переменные, определяющие сильные стороны бизнеса и его относительное положение на рынке (ось X). Таблица 5.5 показывает значения переменных, характерных для каждой стадии жизненного цикла отрасли. Что касается сильных сторон бизнеса, то они определяются такими показателями, как общая конкурентоспособность бизнеса, отношение менеджмента к риску, наличие патентов, гарантийного обслуживания, вертикальной интеграции, общая эффективность производства.

 

Таблица 5.5

Характеристики конкурентных позиций бизнес-единиц

 

Позиции бизнеса

Характеристика позиции

Ведущая (доминирующая)

Только один представитель отрасли (если таковой вообще имеется) может  занимать данную позицию. Он устанавливает  отраслевой стандарт и контролирует поведение других конкурентов. Ведущий  бизнес имеет широкий выбор стратегических вариантов. Такая позиция является результатом квазимонополии или  надежно защищенного технологического лидерства.

Сильная

Такой бизнес выбирает свою стратегию  независимо от действий конкурентов  и имеет перед ними определенные преимущества. Относительная доля рынка  может быть в 1,5 раза больше доли самого крупного конкурента, но абсолютного  преимущества нет.

Благоприятная (заметная)

Это, как правило, один из лидеров  в слабо концентрированных отраслях, где все участники находятся  примерно на одном уровне и никто  не занимает доминирующих позиций. Этот бизнес характеризуется относительной  безопасностью, если у него есть своя рыночная ниша. Может значительно  улучшить свое положение.

Прочная

Специализация в узкой или относительно защищенной рыночной нише (небольшая  доля рынка или подтип продукции). Может долго сохранять такое  положение, но практически нет шансов его улучшить.

Слабая

Слабые стороны мешают бизнес-единице  стать центром генерации прибыли. Слабость может быть связана с  самим бизнесом (слишком малый  его размер, отсутствие важных ресурсов для развития) или с ошибками в  управлении. Такой бизнес не может  выжить самостоятельно.

Нежизнеспособная

Нет сильных сторон, и они не могут  появиться в будущем. Продлить такое  существование либо ликвидировать  бизнес.


 

Процесс стратегического  планирования состоит из трех этапов.

1  Простой (естественный) выбор. Стратегия бизнес-единицы определяется исключительно в соответствии с ее позицией на матрице ADL. При этом область естественного выбора охватывает несколько ячеек матрицы.

2  Специфический выбор. Он определяется точечной позицией бизнес-единицы на матрице и также является общим руководящим принципом (например, избирательные инвестиции в рост бизнес-единицы).

Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента