Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:26, курс лекций
В отличие от оперативного, такое управление имеет не реактивный, а упреждающий характер. Речь идет о действиях в настоящем, предопределяющих выживаемость фирмы в будущем. Менеджеры на основе прогноза ситуаций, в которой будет функционировать и развиваться компания и ее окружение, предваряют своими решениями те или иные события, а не просто реагируют на них по мере возникновения.
Обычно такие стратегии
ориентированы на улучшение конкурентной
позиции товаров или услуг. Они
нацелены на защиту существующих и
приобретение новых конкурентных преимуществ,
повышение
По направленности выделяются:
Переход от производственных к рыночным стратегиям стал осуществляться в 1960-е гг. в связи с насыщением рынков. Тогда же произошла усиленная дифференциация деятельности фирм.
Если объект стратегии представляет собой нечто, не разделенное на самостоятельные части, говорят, что она — концентрированная; если же такое разделение существует и требуется обеспечить успешное развитие этих частей на основе их взаимной поддержки, речь идет о диверсифицированной стратегии.
С точки зрения соответствия ресурсам можно говорить о стратегиях:
Стратегии могут различаться по уровню агрессивности, то есть изменений коренного характера, которые фирма вносит, руководствуясь ими, в технологии, продукцию, маркетинг и пр. Агрессивность характеризует стратегическую активность компании и должна соответствовать состоянию окружения. По своему характеру стратегия фирмы может быть:
- наступательной,
- наступательно-оборонительной,
- оборонительной.
Эффективная стратегия основывается на трех составляющих:
Для успеха необходимо не только
разрабатывать хорошие
Стратегический успех
обеспечивается соответствием стратегии
и ее принципов среде, готовностью
руководства фирмы к
Стратегическая единица
бизнеса – это внутрифирменная
организационная единица, отвечающая
за выработку стратегии фирмы
в одном или нескольких сегментах
целевого рынка. Как показал опыт
1970-80-х гг., концепция стратегических
бизнес-единиц оказала существенное
влияние на формирование систем управления
в крупных фирмах всего мира и
поэтому может рассматриваться
как важнейший элемент
В основе выделения стратегических
бизнес-единиц лежит концепция сегментации
рынка, в соответствии с которой
сегмент – это определенным образом
выделенная часть рынка, где может
быть реализована продукция
Идентификация стратегических
единиц бизнеса во многом является
предметом субъективного
Совокупность бизнес-единиц, принадлежащая одному и тому же владельцу, в стратегическом менеджменте называется корпоративным портфелем.
Что же объединяет в рамках фирмы юридически самостоятельные предприятия? Основу такого единства составляют отношения собственности. Именно владение центральной компанией акциями остальных предприятий является основой установления административных, финансовых, а порой и технологических связей внутри производственного комплекса.
Производственные связи
между предприятиями фирмы
Обычно в этом случае головная компания формирует и перераспределяет находящийся в ее распоряжении централизованный фонд денежных средств, осуществляет процессы инвестирования. Иными словами, она осуществляет текущее и перспективное финансовое управление единым производственным комплексом.
Если производственные
связи между предприятиями
Стратегический анализ
Тема 3.1. Стратегический анализ внешней среды фирмы
Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Анализ внешней и внутренней
среды в любой форме должен
проводиться постоянно в
Внешняя среда фирмы характеризуется:
1 многообразием и взаимосвязанностью элементов, число которых постоянно растет;
2 сложностью, иерархичностью;
3 степенью привычности происходящих событий (привычные; непривычные, но имеющие аналоги в прошлом; новые и пр.);
4 динамизмом, изменчивостью (более медленной, соответствующей или опережающей скорость реакции фирмы);
5 уровнем неопределенности; предсказуемости (частично или полностью);
6 характером (враждебностью, нейтральностью и т. п.).
В целом организация полностью зависит от внешней среды (обратная ситуация является, скорее, исключением), но на различные стороны ее деятельности та оказывает неодинаковое влияние. Считается, что именно в среде следует искать главные причины успехов и неудач фирмы. Поэтому компания стремится к ней приспосабливаться и действовать разумно в конкретных условиях своего окружения.
Степень стабильности внешней среды можно оценивать на основе средней балльной оценки следующих параметров:
привычность условий;
темпы изменений;
предсказуемость будущего.
Влияние внешней
среды на деятельность предприятия
зависит от результатов анализа
и его последствий: после анализа
будут приняты необходимые
Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии. Эти решения должны быть ориентированы на использование возможностей и защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды. Более узкие цели анализа связаны с формированием и оценкой инвестиционных решений (где вести конкуренцию?), а также развитием конкурентных преимуществ (как вести конкуренцию?).
В любом случае, предприятие должно организовать сбор стратегической информации о внешней среде, который чаще всего построен на неформальной и индивидуальной основе. Источниками информации могут быть специальные органы (торгово-промышленная палата, общество потребителей, государственные и муниципальные органы), поставщики и посредники, покупатели, обслуживающие организации (банки, рекламные, аудиторские фирмы). Важным источником информации о внешней среде являются сами специалисты и работники предприятия.
В фирме Procter&Gamble, например, управляющие отдельными товарными марками вместе с руководителями отдела продаж и исследования рынка составляют отчеты о конкурентной активности по каждой категории продуктов. Аналогично сотрудники отдела снабжения составляют отчеты, касающиеся нововведений в отраслях поставщиков. Эти и другие отчеты обобщаются и передаются высшему руководству для использования в процессе принятия стратегических решений.
Методы реагирования на изменения внешней среды
В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы:
- «борьба с
огнем», или реактивный стиль
управления. Этот подход, предполагающий
принятие управленческих мер
после свершения изменений, по-
- расширение
сфер деятельности, или диверсификация
производства и капитала как
средство возможного
- совершенствование
организационной структуры
- стратегическое управление.
Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей:
• макросреда (или отдаленное окружение);
• микросреда (отраслевое или ближнее окружение).
Макросреда включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Стратегическими факторами макросреды считаются такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия.
Микросреда включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности предприятия. Это акционеры, поставщики, местные организации, конкуренты, покупатели, кредиторы, профсоюзы, торговые и иные организации.
Анализ макросреды
Анализ макросреды включает:
ее всестороннее
изучение с целью отслеживания специфических
тенденций и обнаружения
их прогнозирование и оценку направленности с точки зрения их вероятного воздействия на организацию.
Такой анализ позволяет:
лучше понимать значение происходящих в ней событий;
точнее оценить обстановку, в которой функционирует фирма;
повысить качество принимаемых стратегических решений;
правильнее понимать роль международных организаций;
сосредоточивать внимание на первых признаках стратегических перемен;
действовать как
система раннего
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то, чтобы не увязнуть в анализе, рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия. Считается, что полезно рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (по первым буквам английских слов political-legal - политико-правовые, economic- экономические, socio-cultural – социо-культурные, technological - технологические факторы). Хотя, безусловно, на деятельность предприятия могут оказывать влияние и другие специфические факторы макросреды. Так, природная среда воздействует на деятельность сельскохозяйственных предприятий, на предприятия строительной индустрии.
1. Политико-правовые факторы:
политический режим в стране и степень его стабильности;
общая политическая ситуация и возможность смены политического курса в связи с очередными выборами;
Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента