Сущность мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.
В курсовой работе освещено понятие мотивации с позиции нескольких авторов, также рассмотрен мотивационный механизм, теории мотивации и мотивационные стимулы и их классификация.

Содержание

введение……………………………………………………………………… 3
1. Сравнительный анализ понятия мотивации и теорий мотиваций………………………………………………………………….. 4
Понятие мотивации………………………………………………………
1.2 Теории мотивации……………………………………………………….. 14
2. виды мотивационных стимулов………………………………. 24
2.1 Экономические стимулы…………………………………………………. 25
2.2 Моральные стимулы мотивации………………………………………… 30
заключение…………………………………………………………………. 34
список использованной литературы…………………………… 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Мотивация деятельности (т14).doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

введение……………………………………………………………………… 3
1. Сравнительный анализ  понятия мотивации  и теорий мотиваций………………………………………………………………….. 4
1.1
Понятие мотивации………………………………………………………
4
1.2 Теории мотивации……………………………………………………….. 14
2. виды мотивационных стимулов………………………………. 24
2.1 Экономические стимулы…………………………………………………. 25
2.2 Моральные стимулы  мотивации………………………………………… 30
заключение…………………………………………………………………. 34
список  использованной литературы…………………………… 35
 

 

введение

      Мотивационный менеджмент — это вид управленческой деятельности, связанный с формированием и развитием системы мотивирования и стимулирования персонала организации, направленный на достижение индивидуальных, групповых и организационных целей. Основу мотивационного менеджмента составляют мотивация и стимулирование труда.

      Мотивация представляет собой важнейшую функцию  менеджмента, заключающуюся в активизации, стимулировании, управлении и реализации целенаправленного поведения людей  по достижению их собственных целей  и целей предприятия. Она базируется на совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые заставляют человека действовать, определяют формы и границы действия, его направления, ориентацию на достижение определенной цели. При этом цель может быть разного уровня: от цели отдельного человека до цели страны в целом, а также разных видов (трудовая, хозяйственная, экономическая и т. д.).

      Понятие мотивации тесно связано с  проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.

      В настоящее время, при переходе к  рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

      В курсовой работе освещено понятие мотивации  с позиции нескольких авторов, также  рассмотрен мотивационный механизм, теории мотивации и мотивационные  стимулы и их классификация. 
 

 

1. Сравнительный анализ  понятия мотивации  и теорий мотиваций

1.1. Понятие мотивации

      Существует  большое количество мотивационных  теорий, из которых и складывается понятие мотивации, и которые  в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: «Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.» [7,c.77]

      С точки зрения Б.Ю. Сербиновского: «Мотивация-это  побуждение людей к деятельности» Однако, все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников - значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками. Образцовые компании, достигающие значительных результатов в побуждении у десятков и даже сотен людей приверженности к труду и склонности к постоянным нововведениям, показывают, что нет никаких причин, по которым невозможно создавать системы, позволяющие большинству персонала чувствовать себя победителями.[13,c.210]

      Более широко раскрывает понятие мотивации, следующее определение Э.А. Уткина: Мотивация- состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации.[13,c.25] В данном определении мотив характеризуется двумя составными элементами: (Рис. 1.1)

    Мотивация

                                                                               

      Рис. 1.1 Составные элементы мотивации

      Также Н.В. Федорова дает следующие понятия:

      Мотивация — это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей.[17,c.244]

      Мотив (фр. motif - побуждение) — побуждение к активной деятельности личности, социальной группы, связанной со стремлением удовлетворить их определенные потребности.

      Потребности — это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, социальной группы, внутренний побудитель активности. Потребности вызывают особое состояние психики личности, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности, проявляющиеся во влечениях и мотивах. Потребности стимулируют поведение, которое осознается работникам! В этом случае они принимают конкретную форму интереса к тем ил иным видам деятельности, объектам или предметам.

      Интерес (лат. interest - имеет значение) — это конкретное выражение осознанных потребностей.

      Стимулирование - вид управленческой деятельности, направлен ной на управление трудовым поведением персонала организации  для достижения ее целей посредством влияния на условия жизнедеятельности работника. В широком смысле слова стимулирование - совокупность требований и соответствующая им система поощрении и наказаний.[17,c.244]

      Однако  в научной литературе есть другие подходы к определению -мотивации и стимулирования, например Б.М. Генкин понимает под мотивацией «воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей».[4,c.139]

      М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева предлагают следующее понятие мотивации: «Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.»[9,c.151]

      Что касается понятия мотивации, то здесь  до сих пор нет единого мнения, что же это такое. По-разному на категорию мотивации смотрят экономисты, социологи и психологи. При этом одни ученые отождествляют мотивацию со стимулированием труда, другие - противопоставляют две эти категории, третьи — рассматривают стимулирование как один из методов мотивации.

      В свою очередь авторы учебника «Основы менеджмента» М. Альберт, М. Мескон и Ф. Хедоури дают следующее определение: «Мотивация — это процесс стимулирования какого-либо конкретного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение цели организации» [10,c.69].

     Шаховой В.А., Шапиро С.А. определяют мотивацию труда как стремление работника удовлетворить потребности (т.е. получить определенные блага) посредством трудовой деятельности[18, c.21].

     С точки зрения рассмотрения мотивации как совокупности внутренних побудительных сил — потребностей, интересов, ценностных ориентиров, идеалов, установок рассматривают психологи, на основе чего формируют свои взгляды авторы Травин В. и Магура М. [15,c.31]

     Еще одна точка зрения (автор Ильин Е.П.) объединяет понятия внутренней и внешней мотивации, что позволяет:

  • рассматривать мотивацию шире, чем стимулирование;
  • определить эту категорию как одну из функций менеджмента, включив тем самым в систему экономических отношений;
  • не отказываться полностью от психологической стороны вопроса, отведя ей внутреннюю сторону мотивационного процесса [8, с. 45].

      Анализируя  побуждения человека к труду, а значит и их удовлетворения с помощью мотивации Веснин В.Р. говорит, что: человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологически дефицит чего-либо, который вызывает состояние дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.

      Потребности нельзя непосредственно увидеть  и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую в определенной ситуации.

      Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, многими другими, которые порой трудно идентифицировать. Потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.

      По  происхождению потребности бывают естественными (в пище, воде и т. п.) социальными (в признании, славе), а исходя из содержания – материальными и нематериальными.

      Выделяется  три уровня удовлетворения потребностей:

  • минимальный обеспечивает выживание;
  • нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);
  • уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.

      Для того, чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т. е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение. Речь может идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он хочет сохранить, или избавиться от него.

      Именно  мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов. Выделяют следующие основные типы мотивов:

  1. мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением;
  2. мотив как неосознанная потребность (желание);
  3. мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;
  4. мотив как намерение, побуждающее поведение;
  5. мотив как комплекс перечисленных факторов.

      Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение  людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и проч.

      Выделяют  следующие типы мотивированности:

  1. трудовой (ориентация на заработок);
  2. профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, овладении ее навыками, самовыражении);
  3. властный (приобретение высокой должности);
  4. идейный (готовность трудиться ради общего блага);
  5. хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения богатства);
  6. творческий (поиск нового);
  7. коллективистский, ставящий во главу угла работу в команде (характерен для восточных культур);
  8. люмпенизированный (упор на уравнительность).

Информация о работе Сущность мотивации