Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.
В курсовой работе освещено понятие мотивации с позиции нескольких авторов, также рассмотрен мотивационный механизм, теории мотивации и мотивационные стимулы и их классификация.
введение……………………………………………………………………… 3
1. Сравнительный анализ понятия мотивации и теорий мотиваций………………………………………………………………….. 4
Понятие мотивации………………………………………………………
1.2 Теории мотивации……………………………………………………….. 14
2. виды мотивационных стимулов………………………………. 24
2.1 Экономические стимулы…………………………………………………. 25
2.2 Моральные стимулы мотивации………………………………………… 30
заключение…………………………………………………………………. 34
список использованной литературы…………………………… 35
Н.В. Федорова среди содержательных теорий трудовой мотивации также рассматривает теории следующих авторов:
Теория Альдерфера. Содержательные теории трудовой мотивации Ф. Герцберга и А. Маслоу получили развитие в работах Клейтона Альдерфера.
Альдерфер выделил три группы основных потребностей: потребности существования, социальные потребности, потребности личного роста:
ЕRG - потребности;
Е (existence) - потребности существования;
R (relaedness) - социальные потребности;
G (growth) - потребности личностного роста.
Потребности
существования касаются выживания
(физиологическое благополучие)
Социальные потребности — потребности в связях, удовлетворяемые значимыми общественными и«межличностными отношениями принадлежность к определенной группе.
Потребности в росте связаны с внутренним стремлением человека к развитию.
В отличие от Маслоу и Герцберга Альдерфер не утверждал, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности. Согласно теории Альдерфера, движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз.
Например, согласно теории ERG, происхождение человека и культурная среда могут обусловить то, что потребности в связях будут пред шествовать неудовлетворенным потребностям существования, и чем больше удовлетворяются потребности в росте, тем сильнее они становятся.
Теория Макклеланда. Дэвид Макклеланд предложил теорию приобретаемых потребностей мотивации, тесно связанную с концепциями обучения. Согласно его теории потребности не расположены иерархически, не исключают друг друга, а приобретаются под воздействием жизненных обстоятельств, опыта, обучения, и влияние их на человека во многом зависит от их взаимовлияния.
Макклеланд выделил наиболее важные вторичные потребности, которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности.
Теория вторичных потребностей:
потребность во власти
потребность в успехе
потребность в принадлежности_____
потребность в избежании неприятностей.
Макклеланд утверждал, что любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня: но власти, успехе, принадлежности; на их основе возникает четвертая потребность - потребность в избежании неприятностей, т.е. препятствий или противодействий в реализации трех названных потребностей.
Однако у сотрудников эти потребности выражены по-разному, существуют в различных комбинациях и зависят от прирожденных качеств, личного опыта, ситуации и культуры человека.
Эти потребности проявляются в соответствующих мотивах. Основные мотивы устойчивы и изменяются в течение длительного промежутка времени. Вместе с тем они подвержены определенным
Потребность во власти выражается в желании влиять на других людей, контролировать их поведение, в готовности отвечать за работников.
Эти люди стремятся к руководящей должности:
Потребность в успехе. Человек, ориентированный на эту потребность:
Эту потребность можно развивать и использовать для повышения эффективности работы, давая соответствующие задания работнику.
Потребность в принадлежности проявляется в желании общаться и иметь дружеские отношения с другими людьми. Работки достигают успехов в работе за счет выполнения заданий, связанных с высоким уровнем социального взаимодействия и хорошим межличностным отношением.
Макклеланд выделил три типа руководителей:
Основное
различие между вышеуказанными теориями
заключается в том, что Макклеланд
выделяет потребности, приобретаемые
у общества, Маслоу предлагает иерархическую
систему статических
Что касается процессуальных теорий, то здесь Федорова В.М. добавляет теорию Аткинсона, которая основана на том, что поведение работника есть результат взаимодействия индивидуальных качеств юности, ситуации и ее восприятия. Каждый человек стремится к успеху, избегает неудач. Это два мотива, которые достаточно стабильны и формируются в процессе обучения и работы.
На поведение человека, кроме двух этих мотивов, влияют две ситуативные переменные: вероятность успеха, с которой работник ожидает завершение своей деятельности, и привлекательность успеха. Чем те вероятность успеха, тем ниже его привлекательность.
Стремление к успеху будет максимальным при вероятности успеха 0,5, так как вероятность успеха, с которой работник ожидает заверение своей деятельности, и привлекательность успеха в данном случае максимальны. Определяя стремление к успеху, необходимо учитывать и мотив успеха, который у разных сотрудников выражен неодинаково. Любая ситуация активизирует как мотив успеха, так и мотив, побуждающий избегать неудачи. При этом сумма вероятности ожидания успеха и вероятности неудачи равна единице.
Работники,
в большей степени
Обзор
теорий мотивации позволяет сделать
вывод, что каждая теория пытается содержательным
образом учесть основные факторы, способствующие
объяснению мотивации в условиях трудового
процесса.[17,c.250]
2. виды мотивационных стимулов
Мотивация составляет основу трудового потенциала работника, который в свою очередь состоит из психофизиологического потенциала, т.е. способности и склонности человека, состояния его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы, и личностного потенциала, т.е. мотивационного.
Основой мотивации является стимулирование труда. Стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.
Стимулы могут быть материальными и нематериальными (рис.3).
Рис.2.1. Виды стимулов труда
Стимулирование труда - довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия. Комплексность предполагает также наличие антистимулов.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы и к кадровым и молодым работникам.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе [11,c.126].
2.1. Экономические стимулы
В.Р. Веснин предлагает рассмотреть экономические стимулы с точки зрения дополнительных выгод, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Но чисто экономический подход к стимулированию несостоятелен, ибо принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать. Против него направлены:
К видам экономического стимулирования наемных работников относятся заработная плата, различные формы и системы заработной платы, дополнительные выплаты и льготы. Их функциями являются привлечение и закрепление сотрудников, повышение эффективности их работы.
Общими принципами оплаты труда являются: