Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:37, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности.
Введение
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема управления конфликтами очень актуальна для эффективной работы организации, и переговорный процесс, в данном случае требует более детального изучения.
Тема, выбранная для написания курсовой работы очень многогранна, и она требует подробного рассмотрения сразу двух понятий – «конфликт» и «переговоры». Каждое из понятий по отдельности, неоднократно рассматривалось в психологии и конфликтологии, но с помощью социальной психологии получилось сочетание, имеющее дальнейшее развитие в исследованиях.
Переговорный процесс в данной работе будет рассмотрен на общих примерах деятельности различного уровня. Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей жизни люди ведут переговоры, обмениваются обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры. Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон. В процессе переговоров люди хотят:
- добиться взаимной
- достойно выдержать
Чтобы достичь этого надо уметь:
- Решить проблему;
- Наладить межличностное взаимодействие;
- Управлять эмоциями.
За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент (например, сангвиник и холерик) и различное специальное образование (например, техническое и экономическое). В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению в случае конфликта интересов. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
- либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;
- либо противоположные
цели или средства их
Степень разработанности данной проблемы в научной литературе.
Теоретические вопросы о
переговорах, а именно его тактики,
структуры и основные методы поведения
рассматриваются в работах
Целью данной курсовой работы является изучение тактик поведения в переговорном процессе, изучение психологических условий успеха на переговорах, и разработка рекомендаций для достижения результативности при переговорах. В соответствии с поставленной целью определяется ряд задач:
- рассмотреть сущность, виды и функции переговоров;
- изучить динамику переговоров;
-обозреть психологические
механизмы и технологию
- выделить психологические условия успеха на переговорах;
- выделить специфику ведения переговоров с противником;
- предложить рекомендации
для достижения
Объект и предмет курсовой работы. В данной курсовой работе объектом является: Переговорный процесс. Предметом являются: формы, методы, тактики в конфликтной ситуации.
Научная новизна работы состоит в:
- обобщении теоретико-
-разработке
предложений и рекомендаций
Практическая значимость результатов курсовой работы заключается в том что, они позволяют оценить переговоры, как одну из наиболее эффективных способов разрешения конфликта, как с психологической, так и с социально-экономической стороны, а также определить влияние переговоров на конфликтующие субъекты.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух разделов, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность, рассматривается степень изученности данной темы, устанавливается цель, задачи, определяется предмет, объект, научная новизна и практическая значимость результатов.
В первом теоретико-методологическом
разделе рассматриваются
Во втором разделе изучаются психологические условия успеха на переговорах, специфика ведения переговоров с противником. Также предлагается рекомендации по регулированию конфликта с помощью тактик поведения.
В заключении подведен итог в соответствии с поставленными во введении задачами.
1. Теоретические основы тактики поведения
1.1 Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
Из всего опубликованного в литературе существуют четыре точки зрения, которые более или менее способствуют лучшему пониманию переговоров:
- Переговоры — набор
тактических приемов.
- Переговоры — умение,
позволяющее разрешать
- Переговоры — процесс,
организованный во времени. По
этому поводу можно найти
- Переговоры — комплекс
различных видов деятельности. Этому
взгляду на переговоры
Стороны приходят
к пониманию необходимости
- Переговоры о продлении
действующих соглашений. Например,
временного соглашения о
- Переговоры о нормализации.
Проводятся с целью перевода
конфликтных отношений к более
конструктивному общению
- Переговоры о
- Переговоры о создании
новых условий. Их целью
- Переговоры по достижению
побочных эффектов. Решаются второстепенные
вопросы (демонстрация
Существует три типа совместных решений участников переговоров:
- компромиссное, или «срединное решение»;
- асимметричное решение, относительный компромисс;
- нахождение принципиально
нового решения путем
Первый тип решения - компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение на переговорах. Компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга. При этом важно наличие критериев, которые позволили бы определить законность требований или равенство уступок.
Рис.1.1 Проблемное поле вариантов компромиссных решений на переговорах (заштриховано)
Еще лучше, если
равноценность шагов навстречу
друг к другу может быть
оценена количественно. Однако
чаще приходится встречаться
с ситуациями, когда критерии
нечетки или же стороны не
могут найти ту «середину», по
отношению к которой они могут
двигаться, уступая друг другу.
Формы поведения в конфликте
противоборство |
сотрудничество | ||
КОМПРОМИСС |
|||
уклонение |
уступчивость | ||
Рис.1.2 Формы поведения в конфликте
Когда статусы, возможности
власти и контроля, а также интересы
сторон не позволяют им найти «серединное»
решение, то стороны могут придти
к асимметричному решению. Тогда
уступки одной стороны
Следующий тип решения
состоит в том, что участники
переговоров разрешают
Функции переговоров
В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой. Главной функцией переговоров является
- поиск совместного
решения проблемы. Это то, ради
чего, собственно, и ведутся переговоры.
Сложное переплетение
- Информационная функция
заключается в том, чтобы
Информация о работе Тактики поведения в переговорном процессе