Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:37, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности.
Отделите ЧЕЛОВЕКА от ПРОБЛЕМЫ.
Некоторые черты характера противника могут быть неприятны. Его оценки могут даже оскорблять. Его недостаточная тактичность - раздражать. Как бы сильно не хотелось изменить эти черты, это сделать невозможно. Он останется тем же, кем и был, с таким же психологическим складом, несмотря на все усилия по его перевоспитанию. Более того, критика личных качеств только вызовет конфликт, побуждая к защите.
Итак, как можно изменить ситуацию? Конфликт, к счастью, можно разрешить, не изменяя человека. Необходимо избежать обсуждения личных качеств как собственных, так и Другого. Вместо этого полностью уделить внимание проблеме -вопросам, по которым надо прийти к согласию.
Сконцентрируйтесь на ИНТЕРЕСАХ, а не на ПОЗИЦИЯХ.
Конфликты отчасти возникают из-за того, что спорящие придерживаются (явно) несовместимых позиций по одному или нескольким вопросам. При обсуждении позиций ловушка заключается в том, что наиболее удачное возможное решение - это компромисс. Смысл же компромисса в том, что ни один из спорщиков не получает того, что он хочет. Попытка договориться на уровне позиций - это борьба сил, в ней выигрывает кто-то один, а другой проигрывает. Но каждое положение, выдвигаемое участником спора, основывается на его внутренних интересах, в которых он может и не отдавать себе отчета. Если вместо того, чтобы спорить по поводу позиций, мы исследуем лежащие в их основе интересы (свои и Другого), тогда может появиться взаимовыгодный вариант решения:
Изучите ВАРИАНТЫ, которые
могут удовлетворить обе
Попытка договориться на уровне
интересов уменьшает накал
Найдите объективные КРИТЕРИИ.
Чтобы достичь соглашения, надо принять совместное решение. Решения всегда основываются на критериях, которые характеризуют их как плохие или хорошие. Обычно в спорах (поисках совместных решений) эти критерии не осознаются. Но тот факт, что они не осознаются, еще не означает, что такие критерии отсутствуют. То есть хорошее решение должно соответствовать этим критериям. Плохое решение не сможет им соответствовать. Объективный критерий нейтрален по отношению к интересам спорящих. Незаинтересованный наблюдатель сказал бы, что это соглашение справедливо. Если критерии для соглашения объективны, а не субъективны, тогда соглашение будет более стабильным и длительным. Если критерии субъективны, тогда одна из сторон будет чувствовать, что соглашение несправедливо, и поэтому не захочет его выполнять.
Заключите договор
Для большинства людей
самой удивительной частью 4-шагового
метода является Прорыв - сдвиг позиции
с «я-против-тебя» на «мы-против-проблемы».
Зашиты, недоверие и желание мстить
рассеиваются, как утренний туман
над полем битвы, открывая возможные
пути обхода камня преткновения. Обе
стороны уже эмоционально готовы
объединить усилия для совместного
поиска самого лучшего пути. Почему
происходит Прорыв? Удивительно, что
он не является результатом ни логических
построений, ни рационального мышления,
ни обоснованного решения проблем,
хотя кажется, что это именно так.
Напротив, он возникает автоматически
в результате действия различных
психологических сил, которые объединяются
для осуществления этого
Психологические
механизмы переговорного
Согласование целей и интересов. Переговоры становятся переговорами или обсуждением благодаря действию этого механизма. По какой бы схеме ни организовывались переговоры, они могут достичь результата только через согласование целей и интересов. Степень достигнутого согласования может быть различной: от полного учета интересов до частичного. В этих случаях переговоры. считаются успешными. Если переговоры не завершились договоренностью, то это не значит, что согласования не было. Просто в ходе согласования оппоненты не смогли договориться. Сущность механизма состоит в том, что стороны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и интересов, обсуждения их совместимости вырабатывают согласованную общую цель.
Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:
- ориентация сторон на решение проблемы, «на дело»;
- хорошие или нейтральные межличностные отношения оппонентов;
- уважительное отношение к оппоненту;
- открытые позиции, предъявление четких индивидуальных целей;
- способность к корректировке своих целей.
Попытки согласования целей и интересов в два раза чаще приводят к нормализации отношений сторон, чем при отсутствии таких попыток.
Стремление к взаимному доверию сторон. Как социально - психологический феномен доверие представляет собой единство восприятия другого человека и отношения к нему. Выделяют потенциальное и реальное доверие. Если один человек говорит другому, что он ему доверяет, то это означает, что он знает, как этот другой может поступить в той или иной ситуации, ожидает положительных действий по отношению к себе и поэтому он так к нему относится. Когда конфликт произошел или продолжается, сложно говорить о каком-либо доверии сторон. Противодействие, негативные эмоции, полученный ущерб могут продуцировать только недоверие и ожидание опасности. Но если стороны согласились на переговоры, значит противоборство прекращено, пусть временно.« Осознание сторонами необходимости решения проблемы мирным путем, т. е. при помощи переговоров, запускает механизм установления взаимного доверия.» Конечно, стороны рискуют, будучи вынужденными, доверять недавнему противнику. Однако согласование интересов, шаги навстречу друг другу, ослабление негативных эмоций, исправление искаженного восприятия способствуют развитию взаимного доверия. Многие специалисты считают доверие ключевым в переговорах. Чем устойчивее доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы.
Еще одним психологическим
механизмом переговоров является обеспечение
баланса власти и взаимного контроля
сторон. Это заключается в том,
что в ходе переговоров стороны
стремятся сохранить
Технология ведения переговоров. (Термин «технология» произведен от греч. «techne» - искусство, мастерство, умение).Технология переговоров - это совокупность действий, предпринимаемых сторонами в ходе переговоров, и принципов их реализации. Она включает в себя способы подачи позиции, принципы и тактические приемы взаимодействия с оппонентом. Выделяют четыре способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров: открытие позиции, закрытие позиции, подчеркивание общности в позициях, подчеркивание различий в позициях [11,c.83]. Если в выступлении характеризуется собственная позиция без сравнения ее с позицией партнера, то такое действие рассматривается как открытие позиции. Когда участник переговоров критикует позицию оппонента без сравнения со своей позицией, то мы имеем закрытие позиции. Если участник проводит сравнение двух или более позиций, то в зависимости от того, что подчеркивается в выступлении, это может оцениваться либо как подчеркивание общности, либо как подчеркивание различий. Подчеркивание общности и открытие позиции являются аналогами «мягкого», кооперативного поведения, а подчеркивание различий и закрытие позиций - аналогами жесткого, конкурентного типа ведения переговоров. Для конструктивного взаимодействия с оппонентом в ходе переговоров могут быть рекомендованы следующие принципы:
- Не применять первым приемы, вызывающие конфронтацию.
- Внимательно выслушивать оппонента, не перебивать.
- Пассивность на переговорах говорит о плохой проработке позиции, ее
- слабости, нежелании вести переговоры.
- Не убеждать партнера в ошибочности его позиции.
- При согласии партнера пойти на уступку не следует рассматривать это
- как проявление его слабости.
Трудно вести переговоры с оппонентом, позиция которого объективно сильнее. Здесь полезны следующие рекомендации.
- Апелляция к принципу (правовым нормам, принципам справедливости, равенства).
- Апелляция к длительным «историческим отношениям» с данной стороной.
- Апелляция к будущему отношений с оппонентом (выгодность сотрудничества в дальнейшем).
- Увязка разных вопросов
в один «пакет». Будучи более
слабым в одном, участник
- Коалиция с сочувствующими занимаемой позиции.
- Обращение к общественному мнению.
- Обращение за помощью к посреднику.
Тактические приемы на переговорах. Ряд тактических приемов может применяться независимо от того, на каком этапе находится процесс переговоров. Использование же других приемов ограничено рамками конкретного этапа.
Таблица 1.1 тактические приемы
При мягком подходе |
При жестком подходе |
При принципиальном подходе |
1) принятие практически любых предложений партнера; 2) значительные уступки; 3) прямое "открытие своих карт" |
1) завышение первоначальных требований; 2) расстановка ложных
акцентов в собственной 3) вымогательство; 4) постановка партнера в безвыходную ситуацию; 5) ультимативность требований; 6) угрозы; 7) выдвижение требований по возрастающей; 8) "салями"; 9) дача заведомо ложной информации (блеф); 10) отказ от собственных предложений; 11) двойное толкование |
1) тщательный анализ проблемы 2) выявление моментов объединяющих участников 3) постепенное повышение сложности решаемых проблем 4) разработка и внесение
предложений, которые бы 5) разделение проблемы на отдельные составляющие |
Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах.
- «Уход» связан с закрытием
позиции. Примером «ухода»
- «Затяжка» применяется
в тех случаях, когда сторона
по каким-либо соображениям
- «Выжидание» выражается
в стремлении участника
- «Выражение согласия»
с уже высказанными мнениями
партнера нацелено на
- «Выражение несогласия» с высказываниями оппонента - противоположный прием.
- «Салями» - очень медленное
приоткрывание собственной
Приемы, относящиеся ко всем этапам, но имеющие свою специфику в применении на каждом из них.
- «Пакетирование» состоит
в том, что несколько вопросов
предлагаются к рассмотрению
в виде «пакета», т. е. обсуждению
подлежат не отдельные вопросы,
- «Выдвижение требований
в последнюю минуту».
- «Постепенное повышение
сложности» обсуждаемых
- «Разделение проблемы
на отдельные составляющие»
Информация о работе Тактики поведения в переговорном процессе