Теоретические аспекты организации работ по управлению мотивацией труда и текучести персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - разработка системы мотивации персонала с целью уменьшения текучести кадров на примере Вагонного депо станции Красноярск.
Цель достигается за счет рассмотрения и решения следующих задач:
– изучить теоретические аспекты эффективного управления мотивации персонала;
– исследовать существующую систему мотивации персонала к работе в Вагонном депо станции Красноярск;
– разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации работы персонала;
– провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………2
1 Теоретические аспекты организации работ по управлению мотивацией труда и текучести персонала……………………………………………………..4
1.1 Основные понятия в структуре мотивации……………………..…………..4
1.2 Виды мотивации персонала……………………………………………….…7
1.3 Методы стимулирования персонала ……………….………………………10
1.4 Текучесть кадров…………………………………………………………….13
1.5 Мероприятия по снижению уровня текучести…………………………….16
2. Анализ мотивации и текучести персонала ВЧД-2………………….………18
2.1 Характеристика объекта исследования ВЧД-2…………………….………18
2.2 Анализ структуры и численности работников ВЧД-2…………...………..21
2.3Обработка и анализ результатов анкетирования на оценку мотивов трудовой деятельности……………………….………………………………….30
3 Разработка мероприятий по снижению текучести персонала ВЧД-2……..36
Заключение………………………………………………………………….…...40
Список использованной литературы……………………………………...........42
Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

12-59.doc

— 991.50 Кб (Скачать документ)

В условиях обострения конкуренции  и снижения доходности многие организации  ищут резервы повышения собственной рентабельности. Один из таких резервов заключен в управлении уровнем текучести персонала, от которого в немалой степени зависит эффективность деятельности предприятия.

2. Исследование мотивационных  процессов ВЧД-2

2.1 Характеристика объекта  исследования ВЧД-2

 

Красноярский резерв проводников является структурным  подразделением вагонного депо станции Красноярск (ВЧД-2). По своему юридическому статусу относится к Енисейской Федеральной пассажирской Компании (Енисейской ФПК), входящей в состав Федеральной Пассажирской Компании Акционерного Общества Открытого типа  Российские железные Дороги (ФПК ОАО РЖД).

Вагонное депо станции  Красноярск и, соответственно, входящий в него резерв проводников является одним из старейших предприятий  г. Красноярска. Истоки его создания уходят в далекие 30-е годы ХХ века, когда  в связи с дальнейшим развитием Транссибирской магистрали  и увеличением пассажиропотока возникла  насущная потребность в существенном увеличении пассажирских вагонов, предназначенных для перевозок.

Резерв проводников  расположен на территории вагонного  депо по адресу: ул. Ломоносова, 90, находящейся в железнодорожном районе г. Красноярска, находящейся на левом берегу Красноярска. Необходимо отметить, что географическое положение вагонного депо выбрано достаточно удачно, чему свидетельствует развитая железно -и- автодорожная инфраструктура, близость подъездных путей и железнодорожного вокзала, расположенного в 700 метрах от вагонного депо.

Основными задачами вагонного  депо являются:

- своевременное и качественное  обеспечение потребности юридических  и физических  лиц в железнодорожных пассажирских перевозках дальнего и местного сообщения и связанных с ними работах и услугах, а также в получении запланированного финансового результата от пассажирских перевозок,

- организация и проведение  мероприятий по обеспечению безопасности  движения поездов,

- организация работы  по модернизации и развитию  пассажирских перевозок,

- проведение эффективной  экономической и финансовой политики, повышение доходности пассажирских  перевозок дальнего и местного  сообщения.

Пассажирское вагонное депо Красноярска при выполнении основных задач осуществляет следующие виды деятельности:

- перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным  транспортом общего пользования  по территории Российской Федерации,  межгосударственном и международном  сообщении,

- обеспечение работы пункта технического осмотра пассажирских вагонов,

- текущее содержание  и ремонт основных фондов, находящихся  на балансе предприятия,

- деповской и текущий  ремонт, техническое обслуживание  и эксплуатацию в соответствии  с технологическим процессом, правилами ремонта и нормативными требованиями пассажирского железнодорожного подвижного состава (пассажирских вагонов приписного парка, в проходящих поездах, а также техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов сторонних организаций),

- разработку и контроль над проведением мероприятий по охране труда работников предприятия,

- оказание сервисных  и иных услуг.

Основной задачей работы резерва проводников является обеспечение  потребности в высококвалифицированном  персонале - проводниках вагонов и поездов, предназначенных для перевозки пассажиров в поездах дальнего и местного сообщения. Основной целью работы резерва проводников является своевременное и полное удовлетворение потребности пассажиров в оказании качественных услуг при неуклонном соблюдении безопасности движения.

Вагонное депо ВЧД-2 станции  Красноярск с соответствующими ремонтно-заготовительными цехами, относится к структурным  подразделениям вагонного хозяйства  железных дорог — филиалов ОАО  РЖД и предназначено для деповского планового и текущего отцепочного ремонта вагонов, изготовления и ремонта запасных частей для пункта технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов в пределах участка Красноярской железной дороги, прикрепленного к депо.

Как уже говорилось ранее, резерв проводников является структурным подразделением ВЧД-2, в состав которого, помимо резерва проводников входит:

1) Электроцех, занимающийся ремонтом  электрооборудования подвижного  состава;

2) Вагоносборочный цех, занимающийся  деповским ремонтом вагонов;

3) Колесный цех, занимающийся ремонтом и обслуживанием колесных пар; обыкновенным и полным освидетельствованием колесных пар, дефектоскопированием.

4) Цех экипировки,  занимающийся  экипировкой и техническим обслуживанием  и ремонтом вагонного парка;

5) Моечный цех, занимающийся мойкой пассажирских вагонов;

6) Столярный цех, занимающийся  деревообработкой для нужд вагонного  депо и т.д.

7) ООО «Нева-Проект» и ООО  «Стиль- Проект», занимающиеся приемкой  использованного в пассажирских  вагонах постельного белья, их  стиркой, дезинфекцией, и в дальнейшем, обеспечение чистыми постельными принадлежностями всех пассажирских вагонов и поездов.

Все подразделения вагонного депо имеют тесную взаимосвязь, а в  целом на предприятии ВЧД-2 имеется  практически полностью законченный  производственный цикл ремонта, технического обслуживания и подготовки вагонов в рейс.

 

 

2.2 Анализ структуры  и численности работников ВЧД-2

 

Состав работников предприятия  определяется штатным расписанием, которое утверждается и составляется генеральным директором. Оно составляется исходя из объема и квалификации выполняемых работ.

Учет численности, состава  и движения кадров в Структурном  подразделении ВЧД-2 осуществляется в Единой корпоративной системе  управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР). Формирование, наполнение и поддержание базы данных ЕКАСУТР в актуальном состоянии обеспечивают начальник Вагонного депо ст. Красноярск, в подчинении которого напрямую находится отдел управления персоналом.

 Обеспеченность трудовыми  ресурсами предприятия Пассажирское вагонное депо Красноярск характеризуется данными, представленными в аналитической таблице 2.1.

Таблица 2.1- Обеспеченность организации трудовыми ресурсами

 

Категория

2009 год

2010 год

2011 год

Среднесписочная численность  всего, чел.

Удельный вес, %

Среднесписочная численность  всего, чел.

Удельный вес, %

Среднесписочная численность  всего, чел.

Удельный вес, %

Руководитель

22

2,3

22

2,3

22

2,3

Специалист

117

12

134

14

106

11,2

Служащий

108

11,1

104

10,9

109

11,5

Рабочий

725

74,6

696

72,8

711

75

Итого

972

100

956

100

948

100


 

По данным таблицы 2.1 можно  сделать вывод о том, что за анализируемый период численность  руководителей остается неизменной, практически отсутствуют структурные  сдвиги по категории специалистов, (117 в 2009 году, 134 в 2010 году, 106 в 2011 году) и служащих (108, 104 и 109 чел. соответственно). Наибольший удельный вес в структуре численности приходится на категорию рабочих (74,6%, 72,8% и 75% соответственно). Необходимо отметить, что такое изменение в численности связано с реорганизацией предприятия. Кроме того причиной сокращения рабочих послужила отмена некоторых рейсов на пассажирских поездах и прицепных вагонах, в результате чего было произведено сокращение штата по профессии проводник пассажирских вагонов (см рис.2.1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.1 – Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

 

Рассмотрим движение рабочей силы в период с 2009 по 2011 год, связанное с приемом и  увольнением - важнейшим объектом кадрового  анализа, поскольку уровень стабильности кадров - один из главных факторов, оказывающих влияние на производительность труда и эффективность производства, представленных в таблице 2.2.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 -  Анализ движения кадрового состава резерва проводников  ВЧД-2 Красноярска

 

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Темп прироста,%

2010г к 2009г.

2011г.к 2010г.

Численность персонала  на начало отчетного периода, чел

979

962

949

-1,8

-1,4

Принято за период, чел.

26

39

25

33,3

-56,0

Уволено за период, чел. всего

43

52

27

17,3

-92,6

В том числе по собственному желанию

39

38

20

-2,6

-90,0

По сокращению штатов

2

10

3

80,0

-233,3

За нарушения трудовой дисциплины

2

4

4

50,0

0,0

Численность персонала  на конец отчетного периода, чел

962

949

947

-1,4

-0,2

Среднесписочная численность, чел.

972

956

948

-1,7

-0,8

Коэффициент оборота  по приему, %

2,7

4,1

2,6

34,5

-54,8

Коэффициент оборота  по увольнению,%

4,4

5,4

2,8

18,7

-91,1

Коэффициент текучести  кадров,%

4,2

4,4

2,5

4,0

-73,6

Коэффициент постоянства  кадров, %

96,3

95,2

97,3

-1,1

2,1

Коэффициент обновления,%

60,5

75,0

92,6

19,4

19,0


 

Анализ данных, представленных в таблице 2.2, свидетельствует о  том, что за анализируемый период наблюдается небольшое стабильное сокращение численности персонала  на 1,8% в 2009 году и на 1,4%  в 2010 году по сравнению с предыдущими периодами.

Исходя из данных таблицы 2.2, можно сделать вывод о том, что коэффициент оборота резерва  проводников по приему в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на   34,5%, а в 2011 по сравнению  с 2010 годом уменьшился на 54,8%, что  связано с реорганизацией предприятия и сокращением штатов.

Коэффициент оборота  по увольнению в 2010 году по сравнению  с предыдущим 2009 годом вырос на 18,7%, что связано  с увеличением  количества уволившихся по собственному желанию и по сокращению штатов, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом, наоборот, существенно снизился, что связано со снижением почти в 2 раза количества уволившихся.

Анализ данных таблицы  представлен графически на рисунке 2.2

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.2 – Коэффициенты движения кадров резерва проводников

Показатели текучести  кадров в 2010 году по сравнению с предыдущим годом имеют тенденцию к небольшому увеличению, а в 2011 году достаточно резко снижается на 73,6 %, что связано  со снижением общего количества уволенных  с резерва проводников. Коэффициент постоянства кадров резерва проводников достаточно стабилен за анализируемые периоды времени и находится в пределах нормы. Коэффициент обновления также имеет положительную динамику за данный анализируемый период времени.

Основной причиной, по которой следует бороться с текучкой кадров, является неизбежное снижение качества работы и мотивации персонала. Руководство резерва проводников не  предпринимает попытки по удержанию сотрудников. Именно поэтому как у увольняющихся сотрудников резерва проводников ВЧД-2, так и остающихся в организации формируется четкое представление о том, что их здесь не ценят. Отношение к работе становится отчужденным и рушится доверие к работодателю.

Для более качественной характеристики персонала необходим  также анализ по гендерному признаку, по стажу, образованию. Рассмотрим профессионально-квалификационную структуру кадрового состава резерва проводников ВЧД-2, представленную в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 -  Профессионально-квалификационная структура кадрового состава  резерва проводников ВЧД- 2 Енисейского ФПК

 

Кадровый состав резерва  проводников

2009 год

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

2010 года к 2009 году

2011 года к 2010 году

2010 года к 2009 году

2011 года к 2010 году

Удельный вес руководителей и специалистов и служащих всего в общей структуре численности, %

25,4

27,2

25

1,8

-2,2

6,6

-8,8

Из них с высшим образованием

18

20,1

21

2,1

0,9

10,4

4,3

С незаконченным высшим образованием

2

2

2

0

0

0,0

0,0

Обучающихся в высших учебных заведениях

5,4

5,1

4,7

-0,3

-0,4

-5,9

-8,5

Удельный вес рабочих  и прочего промышленно-производственного  персонала всего в общей структуре  численности,%

74,6

72,8

75

-1,8

2,2

-2,5

2,9

Из них с высшим образованием

18

21

23

3

2

14,3

8,7

С незаконченным высшим образованием

7,6

8,3

9,1

0,7

0,8

8,4

8,8

Обучающихся в высших учебных заведениях

4,7

5,3

6,7

0,6

1,4

11,3

20,9

Удельный вес молодежи в возрасте до 30 лет, %

7,6

10,1

9,4

2,5

-0,7

24,8

-7,4

Удельный вес лиц  пенсионного возраста,%

7

6,4

5,1

-0,6

-1,3

-9,4

-25,5

Информация о работе Теоретические аспекты организации работ по управлению мотивацией труда и текучести персонала