Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:08, курсовая работа
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. Качество работы менеджеров и персонала турфирмы непосредственно отражается на удовлетворенности туриста, приобретающего турпакет. Поэтому в настоящее время вопросы профессионализма и квалификации персонала являются первоочередными для предприятий туристического бизнеса. Это связано с тем, что персонал оказывает непосредственное воздействие не только на конечный результат деятельности организации, но также и на ее процесс.
Введение 3
1. Роль персонала в улучшении качества туристских услуг 5
2. Профессиональные стандарты (квалификационные требования) к основным должностям работников туристской индустрии 11
3. Обучение персонала на предприятиях индустрии гостеприимства 21
Персонал турагентства, как правило, состоит из:
Основной
задачей персонала
В
штатных расписаниях
Если
на менеджера возлагается
Примерные должностные инструкции менеджеров могут быть преобразованы в должностные инструкции начальников подразделений туристских организаций путем внесения в них пунктов, устанавливающих обязанности по руководству подчиненными работниками, планированию деятельности подразделений и иными положениями, установленными для работников третьего квалификационного уровня, квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным должностям работников туристской индустрии.
Деятельность туристских организаций основывается не только на менеджерах различного уровня, но и на других специалистах. Так, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, экскурсоводы являются тем персоналом турфирм, который непосредственно предоставляет туристам пакет услуг или координирует его исполнение сторонними организациями.
В зависимости от характера путешествий различают два типа руководителей тургрупп. Первый характерен для выездных путешествий, которые основываются на всех институтах туристической индустрии - гостиницах, оздоровительных комплексах. Задачей руководителей тургрупп при организации таких путешествий является координация работы перевозчиков, гостиниц, экскурсионных бюро и т.д.
Второй тип руководителя тургрупп необходим в путешествиях, осуществляемых активными способами передвижения и нацеленных на активный отдых, оздоровление, тренировки, повышение физической подготовки на природе. Для проведения пеших и конных походов, освоения альпинистских и горнолыжных маршрутов необходимы специалисты-организаторы. Зачастую их называют руководителями и организаторами путешествий. В их задачи входит: предоставление туристам информации о маршрутах, планирование маршрутов, непосредственное участие в путешествиях, обеспечение путешественников жильем или координация их действий по обеспечению жильем (разбивка бивуаков, палаток, пр.), решение вопросов питания и др. Организаторы путешествий или руководители тургрупп, занимающиеся активным отдыхом, должны иметь достаточный опыт, хорошее знание местности, владеть основами жизнеобеспечения людей в природных условиях, языком страны пребывания и прочими премудростями.
Введение в штат должностей "менеджер по туризму" и "агент по туризму" характерно для небольших туристических компаний, которые стараются минимизировать свой штат и универсализировать функциональные обязанности своего персонала.
Образцы должностных инструкций работников туристской индустрии приведены в приложениях работы(таблица 3.1).
Таблица 3.1.
Образцы должностных инструкций работников туристской индустрии
№ прило-жения | Название должностной инструкции |
1 | Должностная инструкция менеджера отдела бронирования гостиницы |
2 | Должностная инструкция директора гостиницы |
3 | Должностная инструкция администратора гостиницы |
4 | Должностная инструкция менеджера по туризму |
5 | Должностная инструкция агента по туризму |
.
Обучение и развитие персонала для предприятий индустрии гостеприимства является крайне важной задачей, направленной на приведение в соответствие профессиональных знаний и навыков работников к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования предприятия и тем самым повышение их способности к выживанию в конкурентной борьбе. Прием нового работника, перемещение сотрудника па новую должность, изменение объема выполняемых работ, применение новых технологий и т. д. требуют дополнительного обучения. Обучение персонала позволяет повысить профессиональный уровень, открывая, таким образом, перспективы для карьерного роста; также оно способствует повышению уровня трудовой мотивации и развитию корпоративной культуры предприятия.
Мотивы
обращения персонала к
Таблица 4.1.
Мотивы
обращения организаций
к образовательным программам [14,С.344]
|
Обучение персонала на предприятии должно быть, во-первых, непрерывным процессом, во-вторых, фиксироваться в документах и положениях, регламентирующих порядок его проведения. Планирование обучения может быть стратегическим (рассчитано на 2-3 и более лет) и оперативным (на предстоящий год).
Существуют следующие этапы формирования программы обучения персонала:
1)
прежде всего, необходимо
2)
на основе составленных
3) формируется бюджет обучения;
4)
планы обсуждаются с
5) проводятся программы обучения;
6)
осуществляется контроль
Выделяют две основные группы методов обучения персонала: вне рабочего места и непосредственно на рабочем месте, а также их сочетание. Обучение вне рабочего места осуществляется учебными заведениями и рядом других структур (например, консалтинговыми, тренинговыми компаниями и др.), которые организуют и проводят как обучение для представителей различных предприятий одновременно (открытое обучение), так и для сотрудников отдельно взятой компании (корпоративное обучение).
Передача опыта может для многих предприятий являться главным источником обучения, а применяемые при этом технологии могут быть различными и зависят от корпоративной культуры предприятия.
Процесс обучения на рабочем месте может быть реализован в виде
передачи опыта, тренингов, обучающих программ, ротации, коучинга и т.д. [14,С.344].
Делегирование полномочий является самым распространенным способом передачи опыта и предполагает, прежде всего, передачу менеджером своим подчиненным полномочий или определенных заданий.
Для большинства крупных западных предприятий (прежде всего сетевых) характерно создание внутренней системы образования для развития сотрудников и передачи им знаний (что не исключает возможности привлечения сторонних организаций и использования их обучающих программ). Это может подразумевать создание собственного образовательного центра, где прививают основные навыки и повышают квалификационный уровень сотрудников в рамках обучающих программ, тренингов и т. д. Тренинги - это активное обучение, направленное па формирование навыков; они могут проводиться как для сотрудников определенного уровня (высшего звена руководства, начальников подразделений и др.), так и для всех категорий сотрудников (на них излагаются основные корпоративные программы или программы, направленные на развитие способностей). Тренинги могут представлять собой сочетание разбора теоретического материала и ролевых игр (индивидуальных упражнений) для группы, в которой создается творческая и доверительная атмосфера. Их условно можно подразделить на две большие группы: коммуникативный и инструментальный. Тренинги, ориентированные на развитие у персонала способностей к повышению их компетентности в общении, взаимодействию с клиентами, внешними организациями, коллегами - это так называемый коммуникативный тренинг (необходим для топ-менеджеров предприятий). Инструментальный тренинг предназначен для приобретения и развития профессиональных навыков и умений, самоорганизации (его используют, например, для обучения официантов навыкам сервиса). Система эффективно работает, если тренеры владеют необходимыми методиками передачи